Кяхтинский торг

Кяхтинский торг, система междунар. торговли через Кяхту как крупнейший пункт русско-китайской (до сер. XIX в.), а позже – русско-китайско-монг. торговли.

К. т. основан в соотв. с русско-китайским договором 1727. В 1728 в 4 км от Троицкосавской крепости появился погран. торг. форпост – Кяхта, в 1743 преобразованный в торг. слободу с разрешением селиться здесь «всяким охочим людям». В 1730 напротив Кяхты построена кит. торг. слобода – Маймачен. Для осуществления торговли в Кяхте выстроены деревян. гостиный двор и дома для купцов. В 1842 завершено сооружение камен. гостиного двора по проекту арх. П. Висконти.

До 1740-х гг. К. т. имел небольшой размер; значение его возросло, когда через Кяхту стали направляться казен. караваны в Пекин. Осн. статьей казен. вывоза являлась пушнина, а из Китая доставлялись шелк. и хлопчатобумажные ткани, табак, драг. камни и проч. В 1762 гос. монополию отменили и К. т. перешел в частные руки. В кяхтин. купцы стали записываться «иногородние» купцы и их приказчики, приезжавшие не только из Сибири, но и из Европ. России. В 1807–08 здесь торговали 60 «первостатейных» купцов, в числе к-рых 20 предпринимателей из Европ. России (Москвы, Калуги, Курска, Вологды, Великого Устюга и др.). После перехода К. т. в частные руки его обороты постоянно увеличивались: в 1759 – 1 305 тыс. руб., в 1769 – 2 003 тыс., в 1775 – 2 644 тыс., в 1785 – 3611,8 тыс., в 1795 – 5 440 тыс., в 1800 – 8383,8 тыс. руб. В сер. XVIII в. в Кяхте разрешили расчет векселями, в 1774 открыта нотариальная контора для оформления векселей и др. обязательств. В 1792 сюда переведена таможня из Иркутска, а для регулирования отношений между рус. и кит. купцами введена должность погран. комиссара. Торгующие в Кяхте купцы образовывали компании, узаконенные в 1800 Положением о торговле в Кяхте и Инструкцией кяхтинской таможне и компаньонам. Позже их сменило самоуправление «торгующего на Кяхте купечества». В сер. 1850-х гг. обороты К. т. составляли в среднем 11,3 млн руб. в год. В 1854 здесь действовало 58 крупных фирм с оборотом 10,2 млн руб.

Долгое время К. т. носил искл. меновой хар-р; только в 1854 последовало разрешение покупать кит. товары на золото и серебро, позже – на деньги. К. т. приносил значит. доходы казне: в 1760 – 20,4 %, в 1775 – 38,5 % всех тамож. поступлений в рос. бюджет. В 1840–60-х гг. пошлинный доход К. т. составлял от 3,5 до 6 млн руб. серебром.

В сер. XIX в., после подписания между Россией и Цинской империей Кульджинского (1851), Айгуньского (1858), Тяньцзинского (1858) и Пекинского (1860) договоров произошла либерализация рос.-кит. экон. отношений. Монополия Кяхты на торговлю с Китаем закончилась. Чай и др. товары из Китая стали доставляться в Европу мор. путем, таможню из Кяхты в 1860 перевели в Иркутск. Чтобы поддержать К. т., к-рый не мог конкурировать с морской доставкой чая, пр-во предоставило ему существенные тамож. льготы: отсрочку в платеже тамож. пошлин и их понижение в сравнении с морской доставкой (через Кяхту – 33 коп., морем – 57 коп. золотом с фунта чая). Сухопутная доставка чая стала осуществляться через Монголию, в 1865 в Урге были устроены чайные склады и открыты комиссионерские конторы чайных фирм. В результате привоз чая в Россию через Кяхту увеличился с 1867 по 1885 в 3,8 раза. До кон. XIX в. обороты К. т. возрастали, составив в 1900 15 073,7 тыс. руб.

Несмотря на то что рус.-кит. договоры разрешили свободный въезд и беспошлинную торговлю в Сев. Монголии, кяхтин. предприниматели до нач. XX в. монгольским рынком не интересовались, сосредоточив все внимание на чайной торговле. Доля товарооборота с Монголией в этот период составляла не более 2–5 % всего объема К. т. Даже в нач. XX в. осн. статьей вывоза через Кяхтинскую таможню являлся чай. В 1903 он составлял 96,6 %, в 1904 – 90,4, в 1905 – 86,8, в 1906 – 85,3 % импорта. В связи с постройкой Транссибирской магистрали и Китайско-Восточной ж. д. объемы чайной торговли, как и в целом торг. обороты К. т., стали резко снижаться. С 1900 по 1908 кол-во чая, провозимого через Кяхту, уменьшилось с 1 129 тыс. пуд. до 109,9 тыс. пуд., т. е. в 10,3 раза. В этой связи кяхтин. предприниматели обратили большее внимание на торговлю в Халхе, но ее размеры по сравнению с предыдущим периодом сократились (в 1901 – 4421,4 тыс. руб., в 1904 – 5560,1 тыс., в 1908 – 5560,7 тыс., в 1910 – 5 039 тыс. руб.). Нек-рое оживление К. т. произошло в связи с объявлением Халхой независимости (1911), однако с началом Первой мировой войны К. т. окончательно пришел в упадок. Кяхта полностью утратила значение междунар. транзит. пункта и перешла к обслуживанию лишь нужд Вост. Сибири.

Лит.: Силин Е.П. Кяхта в XVIII веке: Из истории русско-китайской торговли. Иркутск, 1947; Сладковский М.И. История торгово-экономических отношений народов России с Китаем (до 1917 г.) М., 1974; Старцев А.В. Кяхта и ее роль в русско-монгольской торговле второй половины XIX – начале XX в. // Проблемы социально-экономического и культурного развития Сибири XVII–XX вв. Новосибирск, 2004. (Фронтир в истории Сибири и Северной Америки. Вып. 5.)

А.В. Старцев