КЫРГЫЗЫ ЕНИСЕЙСКИЕ. Один из самых древних тюрк. народов Азии. Впервые упоминаются в числе кочевых этносов, покоренных хуннским правителем шаньюем Модэ. В древности обитали на землях, лежащих севернее Белых гор – хр. Боро-Хоро на Тянь-Шане. На рубеже эпохи раннего средневековья К. возможно были вытеснены жужанями в Юж. Сибирь и степ. р-ны Минусинской котловины. С VI по VIII в. К. укрепились на новых землях и заняли господствующее положение среди енисейск. племен. По описаниям современников, древ. К. имели европеоид. облик. Основателем правящей династии, существовавшей вплоть до нового времени, был ханьский полководец Ли Лин, попавший в плен к хунну и назначенный шаньюем управлять К. Кыргыз. правитель имел титул Ажо. Знатные люди зимой носили одеяние из собольих и рысьих мехов. Верх. одежду подпоясывали наборными поясами, к к-рым подвешивались клинковое оружие и точило. Кыргыз. кочевники покрывали голову белыми валяными войлоч. шляпами. Мужчины, вероятно, как и женщины, носили серьги. Знатные женщины одевались в платья, сшитые из импорт. шерст. и шелк. тканей. Люди из низшего сословия носили одежду из овчины и ходили без голов. убора. Осн. видом хоз-ва у К. было скот-во, причем стадо включало как овец и коров, так и верблюдов. К. имели много плотных и рослых лошадей, среди к-рых особенно ценились те, «кто сильно дерется». Часть населения, в т. ч. обедневшие кочевники, жила оседло и занималась земледелием, возделывая просо, пшеницу и ячмень. К. питались мясной пищей, пили кобылье молоко или хлеб. вино. Зависимые таеж. племена кыштымов промышляли охотой, рыб-вом и должны были платить подати мехами соболей и др. пушных зверей. Торговля пушниной лежала в основе регуляр. обмена с согдийскими купцами. К. жили в юртах и шатрах. Зимой К. жили в бревенч. жилищах, крытых древес. корой. В Минусинской котловине обнаружены кыргыз. поселения и горные крепости, к-рые служили убежищами для кочевников на случай воен. опасности. К. были обязаны служить в войске. Кыргыз. кузнецы-оружейники славились своим мастерством, причем особенно ценилось «железо небесного дождя». В кыргыз. курганах найдено мн. хорошо сохранившихся предметов вооружения, воин. снаряжения и конской сбруи. К. были шаманистами. Они верили в очистит. силу огня и сжигали тела умерших. В VI–VIII вв. над могилами сооружали камен. курганы с оградой и верт. стелами, на к-рых рунич. письмом наносились надписи – эпитафии и родовые тамги. В рисунках на скалах изображались воен. и охот. подвиги. После победоносной войны с уйгурами и завоевания всей Центр. Азии кыргыз. каганы стали поощрять стр-во городов, развитие земледелия и торговли, поскольку это увеличивало подати. В долине р. Уйбат был сооружен глинобит. замок, вокруг к-рого возникло постоян. поселение. Вероятно, предпринимались попытки введения денежного обращения с использованием кит. монет. В кыргыз. землях получили распространение мировые религии (манихейство, буддизм, несторианство). После крушения каганата К. распались на 2 территориально удаленных друг от друга этноса: Е. к., живших до нач. XVIII в. на Енисее, и вост.-туркестан. К. – предков совр. кыргыз. народа.
Лит.: Кыргызы на просторах Азии. Бишкек, 1995; Худяков Ю.С. Сабля Багыра: Вооружение и военное искусство средневековых кыргызов. СПб., 2003.
Ю.С. Худяков