Музыкальная культура Сибири. Первые свидетельства о зарождении М. к. С. содержатся в археол. памятниках. Наскал. рисунки (петроглифы) с изображением обрядов, сопровождавшихся музыкой, обнаружены в пещерах Горн. Алтая (Каменная, Денисова, Усть-Каракол, Кара-Бом, Страшная), Иркутской обл. (Еланцы), Тувы (Чинге-Даг-Ужу, пещера «Пестуновка»), Хакасии (грот «Двуглазка»). В результате раскопок на тер. Сибири найдены образцы (фрагменты) нек-рых муз. инструментов (скифская арфа), разнообраз. манки для подманивания птицы и зверя, фигурки человека, давшие представление об элементах ритуал. танца шамана и др. обрядовых плясок. Древние муз. инструменты сохранились в традиц. культурах корен. народов Сибири (бубен, флейта, варган и др.).
Муз. культуры корен. этносов (см. Алтайская…, Бурятская…, Тувинская…, Хакасская…, Якутская музыкальная культура), несмотря на сходство типологическое, генетическое или по ареалу, имеют индивид. облик. Во всех культурах выделяются обрядовая, сказительская и лирич. сферы, однако их жанровый состав и муз.-стилистич. особенности заметно различаются.
Обряд. сферу представляют: музыка шаман. ритуала (ханты, нганасаны, чалканцы, шорцы, тувинцы, буряты, эвенки и др.); музыка медвежьего праздника (ханты, манси, эвены); похорон. и поминал. плачи (чалканцы, телеуты, эвенки, шорцы, хакасы); интонируемые скотовод. заговоры (алтай-кижи, теленгиты, тувинцы, буряты); круговые танцы (нганасаны, буряты, якуты, долганы, эвены, эвенки); благопожелания (буряты, тувинцы, якуты, долганы и др.). Неотъемлемой частью мн. культур стала музыка буддийск. (буряты, тувинцы), христиан. (телеуты, шорцы, хакасы) и мусульм. (сиб. татары) культов.
Эпич. сферу образуют развернутые поэтич. сказания объемом до неск. тысяч строк, к-рые поются целиком или фрагментами на один или неск. напевов (юж. алтайцы, шорцы, хакасы, якуты, долганы, нганасаны, буряты, эвены, эвенки), часто под аккомпанемент струн. инструментов; поющиеся сказки и/или сказки с песен. вставками (обские угры, алт. этносы, тувинцы); эпико-мифологич., героич. (ханты, манси, ненцы и др.) и повествовательно-быт. (сиб. татары и др.) песнопениями. В нек-рых культурах жанровой особенностью эпич. традиции является горловое пение.
Лирич. сфера представлена разнообразными жанрами песен. традиции, к-рая во мн. культурах является центр., а иногда и единственно сохранившейся (тофалары, чулымцы). В большинстве случаев ее основу составляют типовые напевы. У обских угров, самодийцев, тунгусо-манчжуров выделяется жанр личных песен с указанием авторства.
Инструмент. исполнительство у одних народов (ханты, манси, тувинцы и др.) входит в центр. часть культуры, у др. (ненцы, энцы, нганасаны, долганы и др.) в периферийную.
Традиц. музыку корен. сиб. народов отличает ведущая, в т. ч. жанро-маркирующая роль тембра (вокально-тембр. отличия могут быть более значимыми, чем звуковысотные и ритмические). Звуковысот. нормы характеризуются преобладанием узкообъемных структур с широкими зонами (более тона) ступеней звукорядов при наличии разнообразных гемитонных (полутоновых) и ангемитонных (бесполутоновых) ладов. Согласно гипотезе В.В. Мазепуса, муз. культуры корен. народов Сибири образуют собственно сиб. этномуз. зону, составляющую наряду с колымско-чукотско-камчатской и приамурско-сахалинской этномуз. зонами сиб. метакультуру.
Новый этап в развитии М. к. С. начинается в кон. XVI в. с присоединением Сибири к Рус. гос-ву и появлением переселенцев из России. Перенесение культур. традиций из европ. части страны и их приспособление к сиб. условиям, взаимодействие традиций аборигенов и переселенцев формируют культуру региона кон. XVI–XVII вв.
Сиб. переселенцы относились к разным язык. группам и семьям: славянской (русские, украинцы, белорусы, поляки), германской (немцы), финно-угорской (эстонцы, коми, удмурты, марийцы, мордва), тюркской (татары, башкиры, чуваши). Наиб. изучена традиционная музыкальная культура восточно-славянских переселенцев Сибири, представленная языч. быт. и календар. обрядами, скоморошьими и ист. песнями, былинами, эпич. сказаниями, перенесенными из европ. части России. Ее муз. инструментарий: кобза, скрипка, зурна, сопель, домра.
В гор. культуре Сибири XVII в. муз. искусство выполняло функцию «сопровождения» процессов воен., быт. и церк. хар-ра. Оставаясь преим. утилитарным, оно вместе с тем было художественно значимым для духов. жизни населения. Особую роль в централизации обществ. жизни сибиряков играла церк. музыка, связанная с христиан. обрядовостью. Первые упоминания о церк. музыке (молебное пение) относятся еще ко времени походов дружины Ермака, в к-рой были 3 попа и монах-расстрига. Церкви Сибири возникали одновр. с укреп. опорными пунктами. К 1697 в городах Тобольской епархии функционировало 108 церквей и 141 часовня. Документы той поры свидетельствуют и о постройках звонниц, и о приобретении колоколов. В Сибири имелись свои мастера колокол. звона. Сохранились имена 2 тобол. звонарей Софийского дома. Ими были некто Первушка (1624) и Лартка Григорьев (1636). Развивалось в Сибири церк. певческое искусство. В окладных книгах Софийского дома за 1636 числятся находившийся на государевом жаловании 1 демественник, 2 станицы (хора) певчих дьяков и 8 поддьяков.
После раскола РПЦ (сер. XVII в.) богослужеб. пение правосл. населения Сибири разделилось на 2 направления. Не принявшие реформы Никона староверы остались верны традициям древнерус. монодии – одноголосному знаменному пению (см.: Богослужебное пение старообрядцев Сибири). В храмах офиц. Православной церкви получило распространение многоголосное (партесное) пение. Отд. знаменные песнопения подверглись многоголосной обработке, заняв свое место в обновленном своде церк. напевов. В дальнейшем многоголосное церк. пение составили обиходные песнопения, включавшие обработки старинных распевов (знаменного, киевского, греческого, болгарского) и авт. сочинения.
Воен. музыка в XVII в. являлась достоянием в первую очередь служилых людей и была предназначена для организации их быта. По свидетельству Ремезовской летописи, в дружине Ермака имелись трубачи, сурначи, литаврщики и барабанщики. Аналог. «оркестр» в 1678 участвовал в походе отряда служилых людей «за Тару к соленому озеру». Известно также, что в войске Я. Тухачевского, в 1641 выступившего против киргизов, было неск. барабанов и литавры. Воен. музыка украшала и офиц. торжества. Так, подписание мирного договора России с Китаем в авг. 1689 проходило «при звуке труб и музыке». Быт. репертуар «оркестра» включал несложные пьесы, обработки народ. песен.
Разнообразным был муз. быт сибиряков. Источники свидетельствуют об увеселениях с песнями, плясками, игрой на муз. инструментах, таких как гудки, домры, цимбалы, роги. Большую роль в муз. жизни славян. населения играли скоморохи, пришедшие в Сибирь из сев. областей рус. гос-ва вместе с первыми рус. переселенцами.
Сочетание и взаимодействие традиц. для средневековья форм бытования музыки (фольклор., церк. и воен.) оставалось важной тенденцией развития М. к.С. и в XVIII в. Одновр. в Сибири нашли отражение характер. для России процессы актив. формирования культуры европ. типа в светской и духов. жизни. Большой приток образованных людей, вызванный, в частности, Петровскими реформами, способствовал распространению европ. форм быта, ускорил внутрен. дифференциацию мест. об-ва. Качественно новой тенденцией в муз. жизни Сибири, особенно 2-й пол. столетия, стало постепенное нарушение прежнего единства муз. интересов сибиряков, основанного на господстве фольклор. традиции.
Круп. культур. центрами являлись церкви и монастыри, создавались церк. б-ки, призванные обеспечить нотами и книгами церк. богослужение. Появились певчес. капеллы, церк. певчес. школы, ставшие также источником муз. просвещения аборигенов. Важную роль в формировании и развитии муз. традиций сибиряков сыграла деят-ть митрополита Сибирского и Тобольского Филофея (Лещинского) и его последователей: Иоанна (Максимовича), Антония (Стаховского), Арсения (Мацеевича), Антония (Нарожницкого). Им принадлежит инициатива в орг-ции 1-х театр. представлений. К нач. XVIII в. относятся сведения о духов. (школьно-церк.) театрах Тобольска и Иркутска (после 1720). Их репертуар состоял из драм Симеона Полоцкого («О Навуходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех, в пещи не сожженных»), Дмитрия Ростовского, Феофана Прокоповича («О Владимире, славянороссийских стран князе и повелителе…»), Филофея Лещинского. Спектакли включали муз. номера, исполняемые ансамблями или небольшими оркестрами. Пользовался популярностью вертеп, представления к-рого занимали промежут. положение между народ. и духов. театрами (см. Театры и драматургия Сибири).
Первым в истории региона светским театр. учреждением стал омский «Оперный дом», организов. в янв. 1764 с санкции начальника сиб. погран. линий ген.-поручика И. Шпрингера. В театре помимо трагедий Ломоносова, Хераскова, комедий Сумарокова, исполнялись 1-е рус. оперы «Мельник, колдун, обманщик и сват», «Разнощик» и др. В кон. столетия муз.-драм. театры действовали в Барнауле, Тобольске, Иркутске, Петропавловске.
С формированием культуры европ. типа в Сибири расширялась область функционирования музыки: балы, празднества, гуляния. Известно, что в 1783 1-й сиб. наместник И.В. Якоби привез в Иркутск оркестр из 40 чел. – большой для того времени коллектив не только по рос., но и по европ. меркам. В 1711‑21 давал концерты в салонах Тобольска, Томска и др. городов оркестр пленных шведов. Значит. был репертуар оркестров. Так, крепостной роговой оркестр, привезенный в Тобольск в 1787 губернатором А.В. Алябьевым, исполнял св. 100 произведений, среди них 7 симфоний и мн. миниатюр.
Расширяется состав и репертуар воен. оркестров, численно увеличенных после орг-ции Петром I регулярной армии. В специфич. условиях сиб. жизни воен. музыка приобрела исключит. значение. Оркестры играли на различ. светских мероприятиях, балах и гуляниях, маскарадах, шествиях. Исполнялись марши, виватные и застольные канты, танцы, в т. ч. европ. (полонез) и мест. (казачок, восьмерка), а также симфонии, серенады, обработки рус. песен.
О муз. фольклоре сибиряков можно судить по содержанию сб. рус. былин «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым» (см. Данилов Кирша). Этот датируемый посл. четв. XVII – сер. XVIII в. уник. памятник рус. культуры сиб. происхождения содержит 1-е в истории России записи поэтич. и нотного текстов древнейших эпич. и лирич. образцов народ. творчества, среди к-рых песни о мест. событиях: «Поход селенгинским казакам», «Во сибирской Украине, во Даурской стороне». Песни сб. занимают важное место в сокровищнице нац. духов. культуры России.
В кон. XVIII в. в тобол. изданиях «Иртыш, превращающийся в Ипокрену» (1789–91) и «Библиотека ученая, экономическая, нравоучительная, историческая и увеселительная…» (1793–94) появляются публикации просвет. хар-ра, написанные аноним. корреспондентом, посвящ. проблемам эстетики и теории искусства.
Ускоренным развитием всех сфер сиб. культуры, в т. ч. муз., характеризуется 1-я пол. XIX в. В регион. центрах – Иркутске, Красноярске, Омске, Тобольске, Томске – наряду с ранее сформированными создаются новые хоровые коллективы, духовые и симф. оркестры (см.: Симфонические оркестры в Сибири, Хоровое исполнительство в Сибири). Заметно повышается их проф. уровень. Оркестры оснащаются положенным составом инструментов, пополняются квалифицир. кадрами исполнителей и капельмейстеров. Расширяется хоровой и оркестр. репертуар, представленный духов., фольклор. и светскими произведениями. Духов. музыка звучала как на богослужениях, так и во время офиц. мероприятий. Фольклор. репертуар включал в себя обработки народ. песен. Светский пласт искусства состоял из популяр. для того времени произведений прикл. и развлекат. назначения. Балы, торжеств. обеды, гуляния открывались полонезами О.А. Козловского «Гром победы, раздавайся», «Польскими летит странами», звучали экосезы, кадрили, вальсы.
К сер. XIX в. в Сибири сложились разнообразные формы муз. образования. В воен. школах и гимназиях обязат. предметами были пение и «танцевание», игра на муз. инструментах. Наиб. значение имело муз. образование в духов. учеб. заведениях, училищах и семинариях. Все большее значение получают формы гражд. муз. образования. Особая роль в становлении этих традиций принадлежала Женскому благородному ин-ту в Иркутске (см. Девичий институт).
Исключит. роль в обогащении сиб. муз. жизни этого времени принадлежала мест. и приезжей интеллигенции, образованным чиновникам, ссыльным полякам и декабристам. Одаренным музыкантом был С. Шашков (отец историка и публициста С.С. Шашкова) – регент прославившегося на всю Сибирь архиерейского хора и преподаватель пения (1845‑54?) в Девичьем ин-те в Иркутске.
Значителен вклад в развитие М. к. С. композитора А.А. Алябьева, отбывавшего в 1828–32 ссылку в Тобольске. Его активность стимулировала творчество мест. поэтов, композиторов, исполнителей. Он «вывел» муз. искусство из салонов на концерт. эстраду и значит. расширил слушательскую аудиторию. Блестящие результаты дала работа Алябьева с тобол. симф. оркестром, составленным из оркестров Линейного казачьего войска и Тобольского батальона. Репертуар коллектива обогатился произведениями классич. зарубеж. музыки, обработками образцов народ. творчества. Нек-рое время Алябьев руководил также духовым оркестром Омского казачьего войск. училища и по отзывам современников довел его уровень до «замечательного совершенства».
Выехавшего на Кавказ Алябьева сменил на посту дирижера поляк граф К. Волицкий, осужденный за участие в восстании 1830. В Тобольске он давал уроки игры на фортепиано и пения, активно занимался муз.-исполнит. деят-тью, композицией. Оркестр Волицкого, по словам П.П. Ершова, играл увертюры новейших опер и концерты. Уже прославившийся «Коньком-Горбунком» Ершов по окончании С.-Петербургского ун-та в 1836 вернулся на родину и стал крупным муз.-обществ. деятелем. Он являлся организатором и режиссером множества муз. мероприятий в Тобольске, уделял большое внимание гимназич. муз.-театр. самодеятельности. Поэт играл на флейте, его жена Елена Николаевна – на фортепиано. Ершов регулярно посещал концерты тобол. симф. оркестра, музицировал с преподавателем искусства гимназии Г.П. Мертличем и К. Волицким, к-рый написал на его либретто оперу «Сибирский день» (см. Союзы композиторов).
Исключит. по масштабам и значению являлась муз.-обществ. деят-ть декабристов в Сибири. В их среде были такие исполнители, как П.Н. Свистунов, А.П. Юшневский, Ф.Ф. Вадковский, М.Н. Волконская, супруги Ивашевы, М.И. Муравьев-Апостол и др. В самых разных формах выражалась помощь декабристов муз. учреждениям и орг-циям региона. Волконская в Иркутске принимала участие в работе хора Девичьего ин-та. Свистунов в Минусинске руководил хором декабристов, певшим в Петропавловском соборе. Он же организовал дет. хор, с к-рым после его отъезда продолжил работу Н.А. Крюков. Живя уже в Тобольске, Свистунов возглавил хор церк. певчих и создал оркестр, струн. квартет и фортепианное трио – коллективы, требующие высокой муз. культуры.
В 1-й пол. XIX в. зарождается «уличная» муз. жизнь. В Иркутске, Тобольске, Омске, Томске и др. городах в местах обществ. гуляний пели хоры, играли оркестры, давались представления народ. драм в сопровождении музыки, таких как «Царь Максимилиан», «Царь Ирод», «Лодка». Муз. жизнь оживилась в городах и поселениях, прежде в этом отношении ничем не примечательных. Так, в Нерчинске культ. центрами стали дома купцов Белокопытовых и братьев Кандинских – представителей новой сиб. буржуазии. Здесь устраивались муз.-лит. вечера. В Ялуторовске популярностью пользовался хор учащихся уезд. училища и «оркестр музыки» из ссыльных поляков. Окр. начальник Минусинского кр. А.К. Кузьмин устраивал танц. вечера и представления домаш. театра.
Развитие сиб. культуры 2-й пол. XIX в. неразрывно связано с реформами 1860-х гг., «золотой лихорадкой», вызванной открытием Ленских и Бирюсинских приисков, стр-вом Транссибирской магистрали. Последовавший за этими событиями резкий рост населения прямо или косвенно повлиял на развития муз. искусства. Культур. традиции новопоселенцев усиливали прежде сложившиеся и порождали новые тенденции муз. быта. Одна из них – меценатство. В муз. культуру вкладывали средства томский купец П.И. Макушин, иркут. голова и обществ. деятель В.П. Сукачев и др. Возросла роль мест. разночинной интеллигенции. Такие видные ее представители, как Н.М. Ядринцев, Г.Н. Потанин, А.П. Щапов, В.Г. Богораз стремились к созданию культ. учреждений и способствовали открытию отд-ний Имп. Русского музыкального об-ва – Нерчинского (1874), Омского (1876), Тобольского (1878), Томского (1879), Иркутского (1901).
В Сибири во 2-й пол. XIX в. появляется множество любителей музыки, по инициативе к-рых создаются хоровые об-ва, разнообразные об-ва любителей музыки и литературы, музыки и драм. искусства и т. п. – в Тобольске (1858), Омске (1874), Томске (1876), Иркутске (1882), Красноярске (1886), Якутске (1889), Сретенске и Чите (1895) и др. городах. Их деят-ть имела исключит. значение в условиях больших расстояний и ограниченности возможностей культур. развития региона, способствовала пропаганде полноценных в худ. отношении сочинений разных форм и жанров, воспитывала эстет. и нравствен. чувства, сознат. интерес к искусству и слушательскую культуру. Создавались любительские худ. коллективы – хоры и оркестры, устраивались муз.-лит. вечера, публичные концерты, ставились спектакли. Существ. роль в муз. просвещении сибиряков сыграли драм. об-ва Тобольска, Красноярска, Томска и др. городов. Помимо пьес рус. драматургов в их репертуар входили водевили, фрагменты опер, сольные и хоровые произведения.
Большое значение в распространении культур. традиций имели такие формы домаш. и обществ. быта сибиряков, как муз. салон, благородные, воен., купеч. собрания, создававшиеся по проф. признаку клубы, народ. дома. В их рамках организовывались благотворит. концерты, «утра», «вечера», воскресные чтения с сопровождением музыки и др. воспитат. и просветит. мероприятия, что способствовало привлечению к муз. жизни самой массовой аудитории, организации самодеят. коллективов.
Обширную муз.-просвет. деят-ть вели проф. хоры (воен. и церк.) и оркестры. Наряду с духов. и симф. оркестрами воен. ведомства, существовали театр. и проф. оркестры, находившиеся в ведении частн. антрепризы или гор. упр-ния, создававшиеся для обслуживания обществ. нужд. В кон. 1860-х гг. в Тобольске играли оркестры «бальной музыки» и батальонный, по 2 оркестра функционировали в Омске и Кяхте. В 1874–82 активно концертировал оркестр Нерчинской муз. школы. В 1890-х гг. в Красноярске звучали воен. и камерный оркестры, в Иркутске – батальонный, добровольного пожарного об-ва, «бальной музыки», театральный, неск. пленерных. С рубежа 1880–90-х гг. ведущая роль в муз. жизни региона начинает переходить от воен. оркестров к светским, гл. обр., театральным. В оркестрах играло мн. любителей, но их возглавляли образованные капельмейстеры. Среди последних выделяются имена А.М. Редрова (скрипач и дирижер, в 1850–70-е гг. работал в Иркутске, затем в Омске и Барнауле) и И.В. Гусева (дирижер и муз.-обществ. деятель, работавший в Иркутске в 1870–90-е гг.).
Функционировали в Сибири театр. коллективы: драм. (ставившие также водевили, оперетты и даже отрывки из опер), смешанные муз.-драм. и оперные. Среди них – проф., полупроф. и любительские. Гастролирующие труппы были разными по составу (от 5–6 до 20–30 чел.). Нек-рые давали лишь неск. спектаклей, др. работали в течение сезона. Хор и оркестр набирались на месте. В 1890-е гг. в Сибири гастролировали Т-во оперных артистов во гл. с певицей А.Г. Меньшиковой (в прошлом солисткой Большого и Мариинского театров), Т-во артистов Московской оперы (рук. В.О. Зеленый), опереточная труппа Антоновой и Вивьена, малорос. труппа К.П. Мирославского (ок. 30 чел.) и др. В составе оперной труппы антрепренера и дирижера А.А. Эйхенвальда (1902) были солисты имп. театров С.Г. Власов, Л.Д. Донской, Л.Г. Яковлев. В кон. XIX – нач. XX в. наиб. успешно работали в Томске и Иркутске антрепризы Н.А. Корсакова, А.А. Кравченко, Н.И. Вольского. Репертуар театров Красноярска, Иркутска, Омска, Томска, Тобольска, Барнаула, Тюмени, Минусинска, Ачинска, Читы, Владивостока был представлен операми и опереттами отеч. и зарубеж. композиторов – Верстовского, Рубинштейна, Даргомыжского, Чайковского, Глинки, Римского-Корсакова, Вебера, Верди, Бизе, Леонкавалло, Россини, Оффенбаха и др. (см. Музыкальные театры в Сибири).
Ко 2-й пол. XIX в. относится нач. формирования муз.-крит. публицистики в мест. прессе. В офиц. «Губернских ведомостях», выходивших в Тобольске, Томске, Иркутске и др. городах, и частн. изданиях («Амур», «Сибирский вестник», «Сибирь» в Иркутске, «Сибирская газета», «Сибирская жизнь» в Томске, «Степной край» в Омске и др.) публиковались, наряду с информ. материалами, рецензии, обзоры, очерки, освещавшие разные аспекты и проблемы муз.-театр. жизни, муз. просвещения и быта. Первые специализир. издания, посвящ. искусству, появляются в нач. XX в. (напр. газ. «Сибирские театральные известия», Иркутск, 1906–07).
Нач. XX в. отмечено ускорением темпов развития муз.-обществ. жизни региона. Активизация деят-ти любителей музыки, муз., лит.-худ., культ.-просвет., благотворит. об-в происходит не только в круп., но и небольших городах и нас. пунктах (Карасук, Мариинск, Колывань, Новониколаевск, Каинск, Кузнецк и др.). Успешно работают мест. отд-ния ИРМО в Омске, Томске, Иркутске (симф. и камерные концерты и вечера, оперные постановки, муз.-просвет. и образоват. деят-ть). Во мн. городах возникают хоровые об-ва. В кон. XIX – нач. ХХ в. в Сибири появляются новые формы муз. образования – муз. классы, частн. муз. школы, Народная консерватория в Томске (см. Музыкальное образование в Сибири).
В 1900–10-е гг. в регионе существовало множество любит. (симф., струн., народ.) оркестров и хоров. Расширилась сфера муз. деят-ти различ. клубов и обществ. собраний, также создававших муз. коллективы (хоры, оркестры народ. инструментов и пр.). Традицией стали объединенные выступления, совмест. мероприятия различ. коллективов и обществ, муз. школ. Продолжали выступать воен. оркестры и музыканты. Увеличение числ. музыкантов-профессионалов, возглавлявших концерт. жизнь городов, способствовало расширению репертуара, повышению его худ. уровня, обращению к сложным концептуальным, филос.-этич. произведениям разных жанров.
Изменились формы муз.-просвет. деят-ти правосл. церкви. Со 2-й пол. XIX в. в ряде городов (Якутск, Иркутск, Омск, Томск, Барнаул и др.) стали систематически проводиться концерты духов. музыки и нравственно-религ. чтения с муз. программой. Архиерейские хоры давали самостоят. концерты, фигурировали в кач-ве иллюстраторов в публич. лекциях и популяр. церк. чтениях, составляли ядро всех сводных хоровых коллективов. Наряду с традиционно звучавшими произведениями Д. Бортнянского, А. Львова, П. Турчанинова исполнялись соч. совр. авторов, в т. ч. Направника, Серова, Бородина, Чайковского, Гречанинова. В репертуар духов. концертов стали входить светские соч. (напр., фрагменты оперы «Жизнь за царя» М.П. Мусоргского), произведения Палестрины, Генделя, Гайдна, Моцарта, Бетховена и др. Есть данные о концертах (органная музыка, пение), проводившихся в католич. и лютеран. храмах Сибири. В репертуаре церк. хоров преобладали соч. известных столич. авторов. На рубеже XIX–XX вв. появились культовые произведения, написанные регентами сиб. церк. хоров.
Во 2-й пол. XIX – нач. XX в. в концертно-театр. жизни Сибири возрастает роль гастролирующих музыкантов, рос. и иностр. Среди мн. вокалистов наиб. известными были артист итал. оперы Шульц-Ряднов (1870-е гг.), рус. певица Д.М. Леонова, выступавшая в 1874–75 в ряде сиб. городов по пути на восток в ходе «кругосветного» концертного турне; артистка Московской оперы В.И. Жуковская-Булатникова (1898), артист итал. оперы Дж. Росси (1902) и др. Нек-рые из гастролеров подолгу пребывали в сиб. городах, вели образоват. и концерт. деят-ть. Напр., «король флейты» А. Тершак на пути из Японии остановился в Иркутске (с июля 1891 по апр. 1892), организовал оркестр, дал неск. симф. концертов. В 1890-е – нач. 1900-х гг. после сиб. гастролей остались в Омске пианистка М.К. Кнауф-Каминская (ученица А. Рубинштейна), в Томске – оперная артистка Е.К. Корсак-Дигби, ставшая преподавателем муз. классов, в Иркутске – скрипач оркестра Имп. Большого театра Г.-О. Женишек, пианист И. Пашковский, виолончелист Ф. Стендер.
Увеличению числа гастролеров способствовало стр-во Транссибирской магистрали. Больше всего, как и в предшеств. годы, приезжало вокалистов, в их числе самые прославленные – Л.В. Собинов, Ф.И. Шаляпин, Н. и Р. Фигнеры, А. Вяльцева, Н. Плевицкая. Выступали с концертами изв. виолончелисты А.В. Вержбилович, Б. Сикора. Гастролировали хоровые коллективы, оперные и драм. труппы. Среди коллективов, посетивших сиб. города или работавших там посезонно в 1900–10-е гг., можно назвать оперную труппу Ж. Гонсалеса, «оперу-буфф» под упр. А.К. Гетманова и М.Н. Ахматова, опереточную труппу Ф.В. Валенти и М.А. Полтавцева, Т-во оперных артистов под рук. М.М. Бородая, Т-во комической оперы и оперетты под рук. Л.А. Войтоловского, «Русскую оперу» М.К. Максакова, Первое передвижное т-во русской оперы, украинские (малорос.) муз.-драм. труппы и др. Самыми экзотич. были гастроли негритянской опереточ. труппы Г. Гарлянда (1912, Иркутск). Довольно частыми стали гастроли артистов балета, в т. ч. солистов Мариинского и Большого театров. Меньше посещали Сибирь пианисты и скрипачи, еще реже – инструм. ансамбли. Росла популярность нового типа концерт. исполнительства – на народ. инструментах (балалайки, гармони). Концерты изв. музыкантов стали проводиться не только в традиц. культ.-адм. центрах, но и в др. городах Сибири.
Развитие М. к. С. в сов. период отражает общие для страны процессы, связанные с парт.-гос. политикой в области худ. культуры в целом. В контексте отеч. муз. культуры Сиб. регион выделяется интенсивностью обновления форм муз. жизни. В ряд муз. центров, наряду со старейшими сиб. городами Томском, Омском, Красноярском, Иркутском, встают новые – Новосибирск, Барнаул, Кемерово, Новокузнецк, Прокопьевск, Норильск, Тюмень, Улан-Удэ, Якутск, Кызыл, Абакан, Горно-Алтайск. Вместе с тем М. к. С. испытывает немалые трудности, периоды интенсив. развития чередуются со спадами. Это связано как со спецификой местных условий, так и факторами общерос. масштаба в политике, экономике, культуре. В числе последних – идеол. диктат, регламентация репертуар. политики театров и исполнит. коллективов, тематики композитор. творчества и др. Однако общая линия развития М. к. С. за 70 лет сов. власти имеет восходящую тенденцию.
В сов. условиях сфера проф. муз. культуры полностью перешла в подчинение гос-ва. Идеи массовости, партийности и классовости оказали решающее влияние на политику гос. строительства в области культуры, формирования худ.-ценностных ориентаций. «Равноправное множество» определяло специфику соотношения общего и особенного в развитии нац. культур. Худ. процесс как никогда ранее оказался жестко «привязан» к социальному.
В истории М. к. С. в сов. период выделяется неск. этапов: 1920-е и 1-я пол. 1930-х гг.; сер. 1930-х – сер. 1950 гг.; со сер. 1950-х до нач. 1990-х гг.
Хотя к нач. XX в. проф. музыка проникла далеко на Восток, вплоть до Тихого океана, Сибирь по отношению к центру России оставалась периферией. Определяющую роль в М. к. С. играло любительское и гастрольное исполнительство. Обозначившиеся центры проф. муз. культуры в губ. городах – Омске, Томске, Иркутске, Красноярске – были каплей в море на необъятной тер. Сибири. Преобладающая масса населения вообще не была знакома с формами проф. искусства.
Ведущей линией муз.-ист. процесса 1920-х – 1-й пол. 1930-х гг. являлся поиск системы адм.-гос. упр-ния культурой, формирование адекватной ей структуры муз. образования, способов орг-ции театр. и концерт. жизни. Ко 2-й пол. 1930-х гг. в Сибири сложилась 2-звенная система из нач. и средних муз. учеб. заведений. В развитии муз.-театр. искусства неудачей окончились попытки орг-ции в нач. 1920-х гг. сети стационарных театров и опыт создания и деят-ти регион. оперного театра (Сибгосопера). Сеть стацион. театров не сложилась из-за отсутствия соц.-экон. основы. История Сибгосоперы показала, что такой худ. организм, как опер. театр, не может существовать в режиме постоян. разъездов (см. Сибирский государственный оперный театр). Неудачными оказались поиски на протяжении 1920-х гг. гос. системы орг-ции концерт. жизни: функции центров концерт. исполнительства не смогли выполнить ни адм. органы упр-ния культурой, ни муз. учеб. заведения, ни радиокомитеты.
В сер. – 2-й пол. 1930-х гг. в развитии М. к. С. проявляются новые черты, связанные с иными принципами орг-ции концерт. деят-ти, созданием в 1936 Всесоюз. комитета по делам искусств при СНК СССР (до этого упр-ние муз. культурой было частью системы просвещения и образования). Начинает формироваться сеть гос. концерт. орг-ций – концертно-эстрадных бюро (КЭБ) и филармоний (см. Филармонии Сибири). Под эгидой гос-ва начиная с 1932 (пост. ЦК ВКП(б) от 23 апр. 1932 «О перестройке литературно-художеств. организаций») возникают новые творч. союзы – писателей, художников, музыкантов, сменившие обществ. объединения (ассоциации) пролетар. писателей, художников, музыкантов, появившиеся после революции. В 1920–30-е гг. начинается становление системы проф. муз. культуры европ. типа в нац. республиках Сибири.
К сер. 1930-х гг. осн. муз.-творч. орг-ции Сибири представляли 3 муз. училища в Омске, Томске и Красноярске, неск. детских муз. школ, небольшие симф. оркестры и оперные труппы при Новосиб. и Иркут. радиокомитетах. Во 2-й пол. 1930-х гг. открываются новые муз. школы в Новосибирске и городах Кузбасса, КЭБ в большинстве культур. центров, филармонии в Новосибирске и Омске, филармония и муз.-драм. театр. в Улан-Удэ, накануне войны – театр оперетты в Иркутске.
Годы Великой Отечественной войны стали временем интенсив. обогащения муз. жизни Сибири богатыми традициями отеч. исполнит. культуры, муз. театра, композитор. творчества и образования. Эвакуир. из Москвы, Ленинграда и др. городов европ. части страны театр. и филармонич. коллективы, ведущие музыканты-исполнители, педагоги и композиторы несли высокий профессионализм, способствовали воспитанию нового уровня худ. восприятия у широкого круга слушателей.
В 1940-е – нач. 1950-х гг. происходят важные события в муз.-театр. сфере – открываются театры муз. комедии в Иркутске, Омске, Кемерове, Красноярске (см. Музыкальные театры в Сибири). Начинают работу оперные театры в Новосибирске (1945, см.: Новосибирский гос. акад. театр оперы и балета) и Улан-Удэ (1948/49, см.: Бурятский гос. акад. театр оперы и балета). Возникают 1-е творч. орг-ции Союза сов. композиторов в Бурятии (1940) и Новосибирске (1942). Происходит заметный рост сети нач. и ср. учеб. заведений. В 1956 открывается 1-й муз. вуз за Уралом – Новосибирская гос. консерватория (НГК).
Со 2-й пол. 1950-х гг. начинается новый, более стабильный период существования сложившихся форм муз. жизни в атмосфере общей демократизации в стране. Осуществляются круп. финанс. вложения в экономику и культуру региона. В кон. 1950-х гг. открываются новые муз. театры в Томске, Новосибирске, Красноярске. Ведущее положение в области муз. пропаганды занимают филармонии. При них организуются симф. коллективы (см. Симфонические оркестры Сибири), среди к-рых исключит. значение приобретает Новосибирский академический симфонический оркестр.
Открытие НГК способствовало росту сети муз. училищ и школ, увеличению числ. проф. исполнит. кадров. НГК стала 1-м в Сибири центром развития муз. науки, при этом среди многообразных науч. направлений (история и теория отеч. и зарубеж. музыки, муз. медеевистика, культура стран Юж. и Юго-Вост. Азии, Д. Востока, проблемы исполнительского искусства, муз. образования и педагогики, философии искусства, эстетики и культурологи) главенствующее значение приобретает сиб. тематика: исслед-я по истории муз. образования, фольклору населяющих регион народов, муз. жизни дорев. Сибири и совр. сиб. городов, композитор. творчество, исполнит. искусство и т. д. Традиции науч. работы, заложенные 1-м поколением музыковедов (А.М. Айзенштадтом, В.В. Задерацким, Ю.Г. Коном, А.Н. Котляревским, Н.Ф. Орловым, Л.Я. Хинчин), продолжили исследователи последующих лет – профессора НГК, Новосибирского педагогического ун-та, Красноярской гос. академии музыки и театра и др. Результаты науч. работы сиб. музыковедов и культурологов широко представлены в монографиях, сборниках науч. статей, материалах междунар., всерос. и регион. конференций. Развитию исслед. мысли в области муз. искусства способствуют многообразные контакты сиб. исследователей с отеч. акад. и отрасл. НИИ, учеб. заведениями и науч. учреждениями Германии, Италии, Респ. Корея, Финляндии, Японии и др.
К кон. 1980-х гг. в Сибири сложилась система муз. образования, включающая все звенья – от дет. муз. школ до высш. учеб. заведений (НГК, Красноярская гос. академия музыки и театра). Существуют концерт. орг-ции (филармонии), в структуре к-рых функционируют симф. и народ. оркестры, инструм. и вокал. ансамбли, хоры и лит.-худ. коллективы, лектории; сеть муз. театров, творч. композитор. орг-ции (см. Союзы композиторов). За годы сов. власти сформировалась муз. культура европ. типа в нац. республиках. К кон. XX столетия М. к. С. уверенно вписалась в мировой муз.-ист. процесс. Произошло становление исполнит. и композитор. школ. Самобыт. результаты дало взаимодействие древнейших пластов традиц. музыки корен. народов Сибири с европ. традицией, разнообразными экспериментами авангарда и формами массовой муз. культуры.
Помимо акад. жанров, М. к С. охватывает разнообразные явления и формы т. н. неакад. муз. деят-ти – оркестры и ансамбли рус. и абориген. народ. инструментов, проф. народ. хоры и ансамбли песни и пляски, духовые оркестры, джаз. и эстрад. коллективы, рок-группы и т. д. (см. Оркестры русских народных инструментов, Джаз в Сибири, Хоровое исполнительство в Сибири, Филармонии в Сибири).
Большой и самостоят. пласт сов. худ. культуры, в т. ч. муз., представляет самодеят-ть, развитие к-рой являлось важным направлением гос. политики с 1-х лет сов. власти. В массовости самодеят. движения, финансируемого и управляемого гос-вом, состояло его отличие от традиц. любительства. Оно являлось унифицир. системой, включавшей орг.-метод. центры, сеть высш. и ср. учеб. заведений для подготовки кадров проф. руководителей для дворцов и домов культуры, клубов, единые формы и методы их работы. Существовали многочисл. самодеят. оркестры (симф., духовые, народ. инструментов), инструм. и вокал. ансамбли, хоры, ансамбли песни и пляски, муз.-театр. студии. Коллективам, имевшим многолетние традиции и высокие худ. достижения, присваивали звание народного (с 1959). Самодеят-ть нередко восполняла недостаточность или отсутствие проф. исполнит. сил (муз. театра, симф. оркестра, камерных исполнителей). Имеются примеры многолетнего существования симф. оркестров (симф. оркестр ДК «Академия» в Новосибирске), оперных студий (Томск), хоровых коллективов, сохраняются традиции камерного музицирования. Среди самодеят. композиторов широкую известность приобрели Н. Кудрин (Новосибирск), Ч. Павлов (Улан-Удэ), Т. Лисин (Чита) и др.
Со сер. 1930-х до сер. 1980-х гг. ведущей в развитии проф. М. к. С. оставалась тенденция колич. роста осн. ее составляющих, что соответствовало одному из гл. принципов сов. культур. политики – обеспечение относительно равных условий доступности культур. ценностей разным группам населения. Это диктовало необходимость выравнивания соц. и культур. различий отд. территорий, формирования культур. зон со своими центрами и необходимым «набором» учреждений и орг-ций. Прерванный войной процесс колич. роста М. к. С. с наиб. интенсивностью развернулся во 2-й пол. 1950-х гг. и к сер. 1980-х гг. фактически исчерпал себя.
Соц.-культур. ситуация, сложившаяся в России в 1990-е гг., оказала существ. влияние на муз. культуру, в т. ч. в Сибири. Серьезные трудности в связи с недостаточным финансированием переживали гос. муз. учреждения (вузы, училища, школы) – сокращались наборы, прекращалось начатое стр-во учеб. корпусов. Болезненно протекали процессы в творч. союзах, в т. ч. в связи с оттоком творч. кадров из региона. В условиях, когда гос. структуры переставали быть единств. орг-циями, определяющими пути развития культуры, круп. муз. коллективы, исполнители и композиторы продолжали работать благодаря поддержке меценатов.
Несмотря на трудности постсов. периода, кон. ХХ в. отмечен новыми позитив. явлениями в развитии М. к. С. Идет поиск интенсив. и разнообразных форм обучения в учеб. заведениях общего и спец. профиля, студийной и клубной работе, создаются концерт. и муз.-театр. представления, работают спец. дет. студии, учеб. заведения нового типа (школа-театр «Мир музыки», Новосибирск, 1991). Создается муз. лицей при НГК (1991), колледж музыки и театра, где обучаются художественно одарен. дети, работает при Краснояр. академии музыки и театра. Распростр. формой работы становятся Детско-юношеские филармонии. В 1990-е – нач. 2000-х гг. открываются новые муз. учеб. заведения (высш. и ср.-спец.) в Якутске, Горно-Алтайске, Ханты-Мансийске и др. городах.
Создаются новые проф. коллективы (хоры, оркестры, ансамбли), причем не только филармонические. Во мн. городах круп. оркестр. и хоровые коллективы действуют как муниципальные. Среди новых коллективов акад. направления проявляется особый интерес к исполнению старинной музыки (см. Камерно-инструментальное исполнительство). Появляется мн. фольклор.-этногр. коллективов (проф. и любит.) и совр. ансамбли этно-музыки.
Большое распространение в кон. XX – нач. XXI в. получает духов. музыка рус. и западноевроп. композиторов, ставшая неотъемлемой частью репертуара акад. хоров. В церк.-певческой практике сиб. правосл. храмов все большее место занимают песнопения, созданные композиторами-сибиряками как старшего (П.И. Иванов-Радкевич, М.С. Алтабасов, С.Д. Саватеев, Ф.П. Веселков, Н.Р. Зданевич), так и младшего (С.Б. Толстокулаков, В.В. Пономарев, Ю.В. Орлов, И.П. Сальникова, Е. Изранова, Д.И. Ганин) поколений. Появились композиторы, сочиняющие проф. музыку для богослужения в католич. и протестант. церквах.
Активизируется концерт. жизнь. Филармонии осуществляют широкие междунар. контакты, развиваются фестивальные программы. Распространенной практикой в муз-театр. деят-ти становится приглашение для постановок режиссеров и балетмейстеров из Москвы, С.-Петербурга, зарубеж. стран, совмест. международ. проекты (НГАТОиБ, Якутский театр оперы и балета, Новосиб. театр муз. комедии и др.). Зарубеж. музыканты возглавляют филармонич. симф. оркестры (Томск, Кемерово).
Позитив. сдвиги происходят в исполнительстве, концерт. и театр. жизни благодаря инициативе и предприимчивости отд. творч. личностей, спонсорской поддержке круп. орг-ций, банков. Важным фактором во всех областях муз. культуры становится усиление связей с зарубеж. странами, интенсивно развивается процесс взаимообмена информацией, достижениями в подготовке специалистов.
Лит.: Азадовский М.К. Очерки литературы и культуры Сибири. Иркутск, 1947; Копылов А.Н. Культура русского населения Сибири в XVII‑XVIII вв. Новосибирск, 1968; История музыкальной культуры Сибири. М., 1978; Творчество композиторов Сибири. Новосибирск, 1983; Музыкальное творчество народов Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1986; Харкеевич И.Ю. Музыкальная культура Иркутска. Иркутск, 1987; Музыкальная культура Сибири: В 3 т. Новосибирск, 1997; Музыкальная культура Новосибирска. Новосибирск, 2005.
О.В. Новикова, В.Е. Гиливеря, Н.В. Леонова,
Л.Л. Пыльнева, Б.А. Шиндин