НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ, передача частн. или муницип. пром., торг., кредит. предприятий и учреждений в собственность гос-ва. Проводилась в Сов. России в годы Гражданской войны. На востоке страны этот процесс имел специфику, связанную с вр. падением сов. власти летом 1918 и ее восстановлением в 1919–22.
14 дек. 1917 ВЦИК принял Декрет о национализации частных акционерных банков и банкирских контор. 23 янв. 1918 последовал декрет о Н. торг. флота. Реализация этих постановлений на востоке России пришлась на янв.–март 1918. В этот же период под контроль мест. советов перешли частн. реч. пароходства. Декрет СНК от 28 июня 1918 о Н. круп. пром. предприятий за Уралом не был реализован в связи с падением сов. власти. В действительности Н. протекала на фоне гораздо более широкого, подчас стихийного процесса ликвидации частн. формы собственности на средства произв-ва, движимое и недвижимое имущество. Нередко Н. предшествовало установление раб. контроля над предприятиями и учреждениями, когда собственник переставал допускаться к распоряжению осн. фондами, принятию кадровых и коммерч. решений. Раб. контроль устанавливался по решению как труд. коллективов, так и мест. советов. Это провоцировало нежелание собственников финансировать свое предприятие. Возникала необходимость установить источник дотаций, что приводило к ходатайствам о принятии на гос. баланс. В 1-й пол. 1918 Н. происходила преим. децентрализовано. Регион. сов. органы или советы народ. хоз-ва разрешали мест. советам производить Н. мелких предприятий пром-ти и торговли. На мн. круп. пром. предприятиях рабочие устранили администрацию, но еще только ставили вопрос о Н. Опережающими темпами осуществлялась Н. горно-завод. предприятий Урала (85 %) и водного транспорта. В городах широко развернулась передача в собственность сов. органов частн. строений. Широко практиковались частич. изъятия в пользу советов или передача в распоряжение др., уже национализированных, предприятий отд. предметов имущества (здания, средства произв-ва, быт. предметы, запасы сырья или готовой продукции). Эти действия нередко назывались реквизицией, конфискацией, социализацией, муниципализацией и даже не были известны в полной мере сов. пр-ву.
Сов. историография часто называет Н. устранение дорев. администрации гос. предприятий и учреждений и установление сов. контроля над ними. Так, говорится о Н. отд-ний Государственного банка, казен. ж. д. и т. д., что необоснованно с юр. точки зрения. В связи с невозможностью установить юр. границы Н. историография либо воздерживается от точной статистики предприятий и учреждений, подвергшихся Н. в 1-е месяцы существования сов. власти на востоке России, либо приводит частн. или приблизит. данные.
После свержения сов. власти антибольшевист. пр-ва объявили о денационализации. Для этих целей были созданы комиссии. Вскоре выяснилось, что с формально-юр. точки зрения очень немногие предприятия и учреждения подверглись настоящей Н. Имущество осн. массы собственников частично или полностью экспроприировали по решению сов. органов различ. уровня, а иногда и орг-ций, не имевших на то никаких полномочий. Поэтому сам процесс антибольшевист. юристы квалифицировали как денационализацию и возвращение незаконно изъятого имущества. В большинстве своем мелк. и ср. предприятия, объекты недвижимости и движимого имущества вернулись к прежним владельцам летом и осенью 1918. Мн. предприятия горной и добыв. отраслей пром-ти остались во временном упр-нии гос. администрации, чему есть 2 осн. причины. Иногда их владельцы отсутствовали и не могли вступить во владение; в др. случаях новая власть обусловила восстановление прав собственности возмещением значит. гос. расходов, произведенных за время гос. владения. В отношении угледобыв. предприятий Черемховского угольного бас. и имущества Тов-ва Байкальского пароходства и торговли рос. пр-во выплатило компенсацию и окончательно оформило процесс Н.
С восстановлением сов. власти возобновилась и Н. Во 2-й пол. 1919 пром. предприятия Урала были подчинены совнархозам. В 1-е месяцы после восстановления сов. власти (кон. 1919 – нач. 1920) Н. охватила гл. обр. отд. крупные и ср. частнокапиталистич. предприятия. Сибревкомы, советы и совнархозы по разным мотивам, в т. ч. в целях борьбы со спекуляцией и саботажем, для увеличения выпуска остро необходимой продукции принимали решения об экспроприации мелких пром. предприятий. До осени 1920 отд. актами Сибревкома восстановлена Н. реч. флота, большинства горно-пром. предприятий Сибири. Декрет СНК РСФСР от 27 нояб. 1920 предписал в 2-недельный срок провести Н. всех ср. и мелк. предприятий в Сибири. При этом нередко мелкие кустарные заведения объединялись в крупные, а менее значимые в хоз. отношении просто закрывались. В целом процесс Н. мелкой пром-ти в крае в условиях «военного коммунизма» имел незначит. масштабы, его темпы заметно отставали от темпов огосударствления в общерос. масштабах. Тенденция огосударствления кустарно-ремесл. произв-ва имела в Сибири также менее выраженный хар-р, чем в целом по стране, и не получила широкого распространения. Однако сиб. хоз. органы пошли дальше Центра по пути огосударствления системы пром. кооперации, приступив в февр.–марте 1921 к организац. слиянию ее аппарата с государственным.
Лит.: Национализация промышленности в СССР (1917–1920 гг.): Сб. документов. М., 1954; Московский А.С. Промышленное освоение Сибири в период строительства социализма. Новосибирск, 1975; Прошин В.А. Национализации промышленных предприятий и транспорта в Сибири в период военного коммунизма (1919–1921 гг.) // Вопросы социалистического строительства в Сибири (1917–1929). Томск, 1983; Сербин А.И. Национализация банков и транспорта советами Сибири в первой половине 1918 г. // Общественно-политическая жизнь Сибири. Новосибирск, 1994; Коновалов В.В. Мелкие промышленники Сибири и большевистская диктатура: Вопросы теории и практики военного коммунизма. Новосибирск, 1995.
В.М. Рынков