Национальные школы

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ Сибири, школы с обучением на родном яз. учащихся, имеющие специфич. цели, учеб. план и содержание образования. Первонач. гл. цель Н. ш. заключалась в образовании детей, не владеющих рус. яз. Со 2-й пол. ХХ в. развитие Н. ш. как специфич. вида общеобразоват. учреждений направлено прежде всего на сохранение нац. языков и культуры, приобщения к ним молодого поколения.

По «Правилам о мерах по образованию инородцев» (1870) в первые 2 года допускалось обучение на родном яз. Этот принцип сохранялся в последующем (правила 1906, 1907, 1913). Действовали Н. ш. 2 типов: светские, подчинявшиеся Мин-ву народ. просвещения (МНП), и духовные. В Сибири преобладали правосл. школы (миссионерские, церковноприходские (ЦПШ)), подчинявшиеся Синоду. В местностях со значит. автохтон. населением миссионер. школы составляли большинство, напр. в Томской губ. – 65 %. С 1884 они преобразованы по типу ЦПШ. Одна из 1-х миссионер. школ открыта в 1718 в Тобольске. В 1830 начала действовать школа для алтайцев в с. Улала. Для бурят открыты Иннокентьевское (1818) и Агинское (1848) училища. В 1860-х гг. действовали уже 12 миссионер. школ для детей бурят. В 1886 в Якутской обл. насчитывалось 9 ЦПШ, в 1891 – 38. В 1901 Алтайская духовная миссия имела 53 школы, в к-рых обучалось 1 158 детей, в т. ч. 105 инородцев, в 1905 на Алтае 1,2 тыс. детей обучалось в 48 миссионер. школах, к 1913 их число достигло 70. В 1901 Владивостокская миссия имела 29 школ (12 ЦПШ и 13 грамоты) с 906 учащимися (русскими и инородцами), Иркутская – 46 школ с 907 учащимися, единств. школу Обдорской миссии посещало 16 детей, в т. ч. 7 инородцев. В 1890 действовали 27 миссионер. школ для аборигенов Севера и Д. Востока, в 1915 – 31.

Развитие сети светских Н. ш. шло в соотв. с общей историей образования (см. Школа общеобразовательная). В 1-й пол. XIX в. существовало 11 бурят. училищ, готовивших толмачей и мелких чиновников. Во 2-й пол. XIX в. открыто 29 нач. бурят. училищ в Иркутской губ., 2 – в Забайкалье. В 1867 открылась 1-я бурят. жен. школа. С кон. 1870 организуются ЦПШ бурят, имелись конфес. школы в дацанах. В кон. XIX в. в Забайкальской обл. в дацанах обучалось 6–7 тыс. бурят, в светских училищах – 150 чел., в 1915 в 9 бурят. училищах обучалось 343 чел., в 1917 в 27 бурят. училищах Иркутской губ. – 928 бурят, из них 311 девочек. К кон. 1918 число бурят. школ выросло до 80. С 1870 в Якутской обл. стали открываться школы МНП. В 1880 в 18 таких школах обучалось 288 якут. детей, в 1903 – 496. В 1915 для народов Севера и Д. Востока работали 10 школ МНП. Учит. кадры готовились в учит. семинариях (Омске, Иркутске – с 1872, Чите – с 1900, Семипалатинске и с. Павловском – с 1904, Якутске – с 1914).

Для детей мусульман (татар, казахов и др.) действовали конфес. школы – мектебе (старометодные и новометодные), включавшие преподавание общеобразоват. дисциплины, и рус.-татарские. Число магометан. школ с рус. классами, в к-рых велось обучение рус. яз. и др. общеобразоват. предметам, росло очень медленно. В 1875–76 открыто 1-е в Сибири рус.-татар. училище для мальчиков в Томске. В 1879 здесь обучалось 5–6 чел., через 10 лет – 20–30, из них местных 10–12 чел. Девочек обучали жены мулл. В 1905 в Иркутске открылась школа для девочек. В 1912 в муж. и жен. школах Иркутска открыты рус. классы. В 1909 в Новониколаевске открылась школа для татар. детей. В 1913 в Омске существовали 2 мектебе. Мектебе имелись в Красноярске, Ачинске и Енисейске. В 1917/18 уч. г. в Тарском у. Тобольской губ. существовало 41 мектебе с 2 135 учащимися (10 конфес. и 31 общеобразоват.), в Тюменском у. к началу 1919 – 69. В юртах Ембаевских под Тюменью в 1871 начало действовать высш. мусульм. учеб. заведение – медресе, содержавшееся на средства купцов Сайдуковых.

Казахи (киргизы) до нач. XX в. также обучали своих детей в мектебе и медресе. Общеобразоват. учреждения МНП – Омское училище для казах. детей (1856), Омское азиат. училище (1879), Омский пансион для рус. и казах. детей (1881), 4 с.-х. школы – были доступны для немногих. В 1901–02 в Акмолинской обл. открылись 6 нач. (аульных) школ. Начали действовать высш. типы аульных школ – обл. рус.-казах. школы с 4-летним курсом обучения по программе приходских училищ и 2-классные рус.-казах. школы с 6-летним обучением. В 1907 в Акмолинской обл. имелось 15 аульных школ, 2 волостные с 4-летним обучением и 1 рус.-казах. училище. В 1915 в Омском у. существовала 31 аульная школа (504 мальчика и 56 девочек). В 1918–19 в рус.-казах. школах обучался 551 ребенок, в мектебе – 14 720 детей казахов. В 1920 школ. сеть Сибири включала 303 казах. школы.

Особую группу нач. министерских школ в Сибири составляли училища инославных вероисповеданий (лютеран., католич. и др.) Они действовали в соотв. с положением о гop. приход. училищах (1828), но в числе предметов обучения значился родной яз., на к-ром разрешалось преподавание Закона Божия. 1-й зарегистрир. гор. нем. школой стала 2-классная школа пастора А. Келлера в Томске (1896). Школа имела статус частн. училища 3-го разр., курс обучения соответствовал нач. училищам МНП. В школу принимали детей обоего пола лютеран. исповедания с 8 лет. В Омске действовали приход. школа при лютеран. церкви и частн. меннонитское училище 3-го разряда Д.П. Вибе, в Иркутске – училище при Евангелическом об-ве и школа пастора В. Сиббуля. Сел. лютеран. училища открылись в Омском у. Акмолинской обл.: в 1895 Сосновское, в 1896 Поповское, в 1897 Красноярское, в 1904 Привальненское. К 1 сент. 1915 в Омском у. действовала 21 нем. школа. В Томской губ. школы имелись в 38 нем. поселках Барнаульского у. (1912). К 1917 в круп. лютеран. и католич. селах Сибири начали действовать школы МНП. В уязвимом положении находились школы для меннонитов, вопрос о правомочности к-рых не был решен вплоть до 1917. В 1915 в Барнаульском у. 9 из 15 школ работали без санкции МНП. К нач. 1915/16 уч. г. на тер. Степного кр. существовали 34 нем. школы, в Тобольской губ. – 1. Весной 1917 в Барнаульском у. значилось 19 школ, из них фактически действовало 13 (3 министер. и 10 меннонит.). В 16 лютеран. и меннонит. школах Омского у. обучалось 502 ребенка. К нач. 1917/18 уч. г. число нем. школ сократилось из-за мобилизации учителей.

1-я латыш. школа в Сибири открылась в 1879 в дер. Ниж. Буланы Енисейской губ. В нач. XX в. в местах компакт. проживания в Тобольской губ. финнов, эстонцев и латышей действовали 4 лютеран. школы: Чухонская, Рыжковская, Рижская и Гельсингфорская; неск. школ МНП открылось в латыш. и эстон. поселениях Енисейской губ. В нач. XX в. в адм. центрах Сибири и круп. городах – Иркутске, Омске, Томске, Тобольске, Новониколаевске и др. – открылись нач. римско-католич. училища, относившиеся к разряду гор. приход. училищ МНП. В этих школах дети католиков могли получить знание родного яз., законов веры, общеобразоват. предметов на рус. яз. Римско-католич. приход. школы создавались и в сел. местности. Так, в 1911 переселенцами из Польши открыта школа с обучением на польск. яз. в дер. Вершина Иркутской губ. Во мн. переселенч. поселках существовали «тайные» школы, в к-рых обучением детей родному яз. занимались ксендзы, пасторы, ссыльные. В годы Первой мировой войны создавались школы для детей беженцев: в 1915 – для детей беженцев-поляков в Томске и Новониколаевске, частн. литовская школа в Томске, в 1916 – для детей латыш. беженцев в Томске и Новониколаевске, для литовских беженцев в Иркутске.

Особое положение занимали еврейские школы. До сер. 1870 дети евреев получали нац. образование в конфес. нач. бесплат. школах для бедных и осиротевших мальчиков – талмуд-торах, послуживших исходной базой нач. еврейских школ. В 1874 в Томске открылось 1-е в Сибири одноклассное бесплат. еврейское училище 3-го разряда для мальчиков, в 1876–87 здесь действовало жен. отд-ние. Со временем религ. приход. училище трансформировалось в национально ориентир. учеб. заведение. В 1897–1908 при училище существовала 1-я в Сибири жен. субботняя школа. В 1903–08 действовал «образцовый» хедер – платная еврейская школа. В 1916 в Томске открылось 2-е еврейское смешанное училище. В 1897 открылось еврейское училище в Иркутске, в 1899 здесь начало действовать жен. отд-ние, в 1908–10 – ремесл. классы. В 1916 в Иркутске работали 3 еврейских училища. Еврейские школы открылись в Канске (1900), Омске (1901), Мариинске (1902), Красноярске (1903), Чите (1912), Верхнеудинске (1908). Число учащихся в еврейских школах было невелико. В 1909 в Омском училище обучались 21 мальчик и 19 девочек, в Мариинском – 28 мальчиков, в 1914 – 24. Всего в Сибири и на Д. Востоке в 1911–1912 действовало 21 еврейское училище разных типов (хедеры, талмуд-торы, школы при синагогах, русско-еврейские), в к-рых обучалось 532 ученика. Осенью 1917 в Тюмени открылась еврейско-рус. школа для мальчиков и девочек, в февр. 1918 – еврейская школа в Каинске. В окт. 1917 в Иркутске начала действовать армян. школа, в февр. 1919 – 1-я польск. гимназия. С учреждением в 1917 земского самоуправления в Сибири Н. ш. переведены в общую школ. сеть.

«Декларация прав народов России» (нояб. 1917) и пост. Наркомата просвещения (НКП) РСФСР «О школах национальных меньшинств» (окт. 1918) уравняло все народы и национальности России в праве получения образования на родном яз. Для реализации этого права в дек. 1919 в НКП РСФСР создан отд. просвещения нац. меньшинств, в июле 1920 начал работу Сиб. отдел национальностей (Сибнацотдел) при Сибревкоме; подотделы национальностей работали в Сибирском и губ. ОНО.

К 1 янв. 1920 школ. сеть Сибири включала 350 татар., 303 казах., 200 нем., 75 эстон., 45 латыш., 26 украин., 20 еврейск. и 15 польск. школ. В Иркутской губ. работало 239 Н. ш., в Якутии – 180, в Омской губ. – 353, в Горно-Алтайском у. – 71 школа нач. обучения и 3 Н. ш. 2-й ступени. В нас. пунктах, где детей было немного (менее 25 чел.), открывались нац. классы при рус. школах.

Осн. усилия направлялись на создание условий для обучения на родном яз. детей корен. народов Сибири. С этой целью помимо стацион. Н. ш., расположенных в местах компакт. проживания корен. населения, действовали школы кочевые и интернаты, в к-рых дети кочевых народов обучались в отрыве от семьи, находясь на полном гос. обеспечении. Последняя форма обучения вызывала наибольший протест со стороны мест. населения. Во 2-й пол. 1920‑х гг. по инициативе Комитета содействия малым народам Севера в наиб. отдаленных и наименее обжитых р-нах строятся культбазы – комплекс. учреждения для обслуживания кочевого и полукочевого населения; их непременным подразделением являлись школы. Для более полного учета нац. особенностей различ. народов в сиб. губерниях действовали двуязыч. школы. Так, в 1923/24 уч. г. в Томской губ. в 34 из 37 татар. школ 1-й ступени преподавание велось исключительно на родном яз., в остальных 3 – на рус. и татар. яз.; в 12 из 17 чувашских – на нац., в 2 – на рус. и чуваш. яз. и т. д. В 1926 16,4 % детей корен. народов Сибири обучались в школах, в регионе действовало 660 Н. ш., их доля в нац. р-нах составила более 50 % от общего кол-ва школ. В 1928/29 уч. г. на Тобол. Севере действовали 30 Н. ш. 1-й ступени (22 хантыйских, 7 мансийских, 1 ненецкая) и 1 7-летняя (мансийская) школа, в Якутской АССР работали 17 Н. ш., на Д. Востоке – 54. Задача введения всеобщего нач. образования в 1929–31 потребовала существ. увеличения затрат на стр-во школ и подготовку учителей для нац. р-нов Сибири. В итоге в 1931–32 всеобуч введен во всех автономных республиках и областях Сибири. В Бурятии охват нач. школой детей школ. возраста достиг 94,2 %, в Горн. Алтае – 90, в Якутии – 88, в Хакассии – 85,5 %; всего здесь работали 7,7 тыс. учителей. Кол-во нач. Н. ш. в сев. р-нах Сибири выросло с 192 в 1932 до 338 в 1934; в них училось 60,5 % детей школ. возраста.

Задача осуществления образования на родном яз. требовала создания письменности для многих бесписьм. народов Севера и Сибири. В 1923 начала работу спец. комиссия по проблемам письменности Совета по просвещению нац. меньшинств НКП РСФСР. Она тесно сотрудничала с Комитетом по изучению языков, Ин-том языка и мышления АН СССР, акад. Л.В. Щербой и др. В результате на основе лат. алфавита создана письменность для 9 языков наиб. круп. народов Севера, для шорцев и горноалтайцев. Создание нац. алфавитов позволило открыть Н. ш. в р-нах, где ранее преподавание велось только на рус. яз. В 1927–40 написаны и изданы учебники для 7-летней школы на языках народов Сибири. В 1927 издан 1-й шорский букварь для взрослых. 1-й букварь рус. яз. для сев. народностей подготовлен в 1927 этнографами проф. В.Г. Богоразом и С.Н. Стебницким.

В 1920 действовавшие на тер. Сибири Н. ш. компактно проживающих зап. народов (польск., нем., прибалт.), а также мусульм. и еврейск. школы были национализированы и включены в регион. школ. сеть. Большинство из них содержалось за счет религ. общин, образование в них носило религ. характер. Недостаток гос. финансирования, нехватка пед. кадров не позволяли власти осуществить в полной мере секуляризацию и советизацию образования в этих школах вплоть до кон. 1920-х гг. Н. ш. играли заметную роль в структуре регион. школ. образования, традиционно обеспечивая большой процент охвата детей и высокое качество обучения. Так, в Славгородском окр. Сибирского кр. в 1928/29 уч. г. действовали 60 нем. школ 1-й ступени, что составляло 13 % от общего кол-ва школ; в них обучалось ок. 2 тыс. детей, или 50 % всех школьников округа.

Для подготовки нац. пед. кадров в 1921 в Якутске на базе учит. семинарии открыт пед. техникум, в 1923 в Томске – Сиб. татарский пед. техникум, в 1924 в Бурятской авт. респ. созданы 2 техникума и бурят. отд-ние в Иркутском ун-те, с 1928 начата подготовка учителей в Горно-Алтайском АО. При Омском пед. техникуме работали украин. и казах. отд-ния, при Минусинском – хакас., при Ачинском – латыш. В 1925 при рабфаке Ленинградского ун-та открыта сев. группа и набраны первые 20 студентов – представителей народностей Севера; позднее на базе этой группы сформировался Ин-т народов Севера. В 1930 открылось Сев. отд-ние при Ленинградском педагогическом ин-те им. А.И. Герцена, сыгравшее значит. роль в подготовке нац. кадров для народов Севера, еще ранее здесь начали действовать нем., латыш. и др. отд-ния.

В сер. 1930-х гг. в нац.-культ. политике сов. гос-ва произошли значит. изменения, направленные на унификацию нац. различий. В связи с этим осуществлен перевод нац. письменности на рус. алфавит, в Н. ш. обучение на родном яз. велось только в первых 3 классах (подготовит., 1-м и 2-м). С 3-го класса все обучение переводилось на рус. яз. при сохранении родного яз. как одного из учеб. предметов. Преподавание на родном яз. в неполной ср. и ср. школах сохранилось в немногих школах Якутии и Бурятии. В классах с разнонац. составом занятия по родному яз. велись в спец. выделенных группах. Если в классе кол-во школьников из корен. населения было незначительным, то для них организовывали факультативы по родному яз. В связи с упразднением в 1939 Горно-Шорского нац. р-на во всех типах школ прекратилось обучение шорскому яз., даже факультативное. К кон. 1930-х гг. закрыты Н. ш. некорен. народов Сибири (нем., польск., еврейск. и др.).

В 1950-е гг. политика унификации получила продолжение. При значит. увеличении ассигнований, кол-ва школ, учащихся и учителей доля нац.-культ. компонента в школ. образовании сократилась. Одним из направлений нац. политики стала программа перехода на оседлость кочевых народов, реализация к-рой привела к закрытию кочевых школ и нарушению традиц. уклада и культуры малых народов. Преподавание родных языков стало занимать в школах и пед. училищах незначит. место. Практически свернута работа редакции изд-ва «Просвещение», выпускающего лит. на языках народов Севера, перестали выходить мест. газеты, сократилось нац. радиовещание. Все эти мероприятия привели к отсеву учащихся из Н. ш, особенно в нач. классах, а затем к недобору учащихся-северян в пед. училища и институты. В 1960-е гг., когда родители получили возможность выбирать язык обучения для своих детей, кол-во обучающихся на родном яз. значит. сократилось. В 1970–80-е гг. продолжался процесс перехода народов Севера на рус. яз. обучения, в большинстве школ родной яз. изучался как предмет лишь в нач. школе. В результате с 1959 по 1989 число северян, считающих родным свой нац. яз., сократилось с 75 до 53 %, в т. ч. среди горожан – с 53 до 37 %, сел. жителей – с 78 до 58 %.

Демократизация обществ. жизни в кон. 1980 – нач. 1990-х гг. способствовала возрождению интереса к нац. культуре и традициям. С 1990 нац. яз. повсеместно введен в учеб. программу нач. Н. ш. в кач-ве учеб. предмета и факультатива. Прежняя Н. ш. трансформируется в двуязычную и, главное, бикультурную школу с достаточно высоким уд. весом родного яз. Реальную возможность для развития нац.-культ. компонента в рамках общеобразоват. школы предоставил Закон об образовании (1992). Большую роль играл здесь личностно-субъект. фактор, т. е. отношение руководителей региона к нац. проблеме. В Сибири выделяются три группы регионов по уровню образования на родном яз. Высоким уровнем реализации язык. прав отличаются Республики Саха (Якутия), Бурятия, Тыва и Алтай. В принятых в 1990–94 в этих республиках Декларациях о гос. суверенитете язык корен. национальности и рус. яз. обладают статусом равноправных гос. языков. По данным переписи 2002, родным яз. владеют 95,2 % тувинцев, 93,2 % якутов, 82,5 % алтайцев, 79,3 % бурят. К ср. уровню относятся промышленно развитые округа Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий, Долгано-Ненецкий, Респ. Хакасия, а также области с компакт. проживанием этнич. меньшинств (Тюменская, Кемеровская и др.). Родным яз. владеют 72,7 % долган, 71,6 % ненцев, 61,5 % хакасов, 44,8 % хантов, 20,2 % манси. К низкому уровню развития нац. систем образования, а следовательно, и реализации язык. прав народов России можно отнести р-ны проживания малочисл. корен. народов Сибири (не более 10 тыс. чел.), не имеющих собств. автономии (алеуты, ительмены, нганасане, кеты и др.) – от 4 до 50 % владеющих родным яз.

Возрождение Н. ш. и восстановление обучения на родном яз. затрудняются значит. сокращением речевой среды в школах, семьях; слабой метод. подготовкой учителей, недостатком необходимой учеб.-метод. лит., особенно для малочисл. народов.

Лит.: Шамахов Ф.Ф. Нерусская школа Западной Сибири в период между двумя буржуазно-демократическими революциями (1907–1917 гг.) // Уч. зап. ТГПИ. Томск, 1961. Т. ХХ. Вып. 3; Андреев В.И. История бурятской школы (1804–1962 гг.) Улан-Удэ, 1964; Национальное образование в России: концепции, взгляды, мнения. 1905–1938 гг.: Сб. документов. М., 1998, 2002; Черказьянова И.В. Школьное образование российских немцев. СПб., 2004; Нам И.В., Наумова Н.И. Национальная («инородческая») школа Сибири в образовательной политике власти (конец XIX в. – 1919 г.) // Национально-культурная политика и практика ее реализации в Сибирском регионе в первой трети XX в. Новосибирск, 2005.

Н.Н. Курпешко, И.В. Нам,

Н.И. Наумова, С.Н. Ушакова