НАНАЙСКИЙ ФОЛЬКЛОР. Термином «нингман» в Н. ф. обозначаются как эпос, так и сказки – все образцы повествования, в к-рых есть элемент вымысла, фантастики. Мн. нингманы имеют устоявшийся зачин, он обозначает начало исполнения, привлекая внимание слушателей. Героич. нингманы (эпос) повествуют о подвигах воинов-богатырей (в т. ч. женщин). Осн. их сюжеты – кровная месть, героич. сватовство, борьба с темными злыми силами. Характерные особенности поэтики – гиперболизация, композиц. повторы, эпич. формулы. Нередко только в нингманах сохраняются архаич., вышедшие из употребления слова. Особенность исполнения героич. нингманов – поющиеся монологи героев; их начало и конец отмечались особыми запевными словами, лексич. значение к-рых полностью утрачено. В совр. бытовании эпоса поющиеся монологи встречаются нечасто. Сказки о животных, согласно народ. традиции, предназначены для детей. Попул. персонажи – хитрая лиса (как и у др. тунгусо-маньчжур. народов), заяц, тигр, медведь, собака, рыбы, птицы. Сказка может состоять из неск. эпизодов о приключениях одного персонажа. Бытовые сказки отражают различ. ист. этапы развития нанайск. этноса. В них просматриваются и древ. представления, и черты эпохи соц. неравенства. Сказки такого типа насыщены бытовыми реалиями, комич. ситуациями; иногда в них пара героев, один из к-рых все делает правильно, а др. действует неумело и попадает впросак. В Н. ф. как особая жанровая разновидность существует заимств. сказка (сиохор). Как правило, это произведения из маньчжур. или кит. фольклора. Сюжеты и персонажи сиохор часто значительно отличаются от собственно нанайских; в этих сказках действуют чиновники, солдаты, горожане и др. Термином «тэлунгу» в нанайск. традиции обозначаются рассказы, претендующие на достоверность (предания и были, мифол. рассказы). Тэлунгу рассказывались нарочито просто, разговор. языком, в них не было песен. вставок, не использовались изобразит. средства. Тематика: история нанайск. родов, межэтнич. отношения, происхождение геогр. названий и т. п. К числу тэлунгу относятся и мифы – космогонич., этиологич., тотемич., рассказывающие о духах стихий, а также шаманские. Их исполнение было частью мн. обрядов; в этих случаях рассказчиком мифов выступал шаман, нередко он распевал текст. К тэлунгу примыкают гисурэн – устные рассказы, былички о событиях, произошедших на памяти рассказчика. Иногда вследствие особой значимости гисурэна он переходит в разряд тэлунгу. В отличие от повествоват. жанров, песни и обряд. фольклор (в т. ч. шаман.) нанайцев изучены сравнительно слабо.
Исследователи Н. ф.: Л.И. Сем, Ю.А. Сем, В.А. Аврорин, Н.Б. Киле, Е.П. Лебедева, музыковед Т.Д. Булгакова.
Лит.: Аврорин В.А. Материалы по нанайскому языку и фольклору. Л., 1986; Нанайский фольклор: нингман, сиохор, тэлунгу. Новосибирск, 1996.
Ю.В. Лиморенко