НЭПМАНЫ, особая соц. категория лиц, занимавшихся предпринимательством в годы новой экономической политики. Условия и хар-р деят-ти Н. определялись противоречивой политикой сов. гос-ва 1920-х гг.: временным допущением частн. собственности; лишением предпринимателей полит. прав; постоянно менявшимся налог. законодат-вом (см. Налоги прямые); ограничением сфер деят-ти Н. торговлей, посредничеством, мелкой пром-тью при сохранении гос. монополии внеш. торговли и «командных высот» в экономике в руках гос-ва.
Соц. слой Н. включал самые разнород. элементы: мелких лавочников; уличных торговцев; не имевших первоначально никаких средств посредников; дельцов нелегал. рынка; круп. торговцев, владельцев пром. предприятий, трактиров, буфетов, харчевен, постоялых дворов; скупщиков кож, пушнины, зерна, масла и т. п. Столь же разнообразна была и их деят-ть: от владения легально работавшими оптово-розн. магазинами, пивовар., кожев. и др. заводами до орг-ции «лжекооперативов», контрабанды и подпол. торговли. Поскольку более 80 % Н. не занималось в прошлом коммерч. деят-тью и не имело соотв. опыта и навыков, их предприятия, зачастую не проработав и полгода, «прогорали», на их месте возникали др., такие же экономически беспомощные. Нестабильность положения Н., недостаток капиталов сделали преим. сферами их интересов посредничество и торговлю.
Общая числ. горожан, так или иначе связанных с предпринимат. деят-тью, по материалам переписи 1923, составляла более 84 тыс. чел., или 20 % самодеят. гор. населения Сибири. К 1926 числ. предпринимат. слоев выросла по ср. с 1923 в 1,4 раза (их стало более 119 тыс. чел.), что соответствовало 25,4 % самодеят. населения городов Сибири. В общем составе Н. наиб. уд. вес принадлежал мелким предпринимателям, уровень доходов к-рых лишь немногим превышал ср. доход на душу населения. Доходы же немногочисл. торговцев IV–VI разрядов и владельцев цензовых пром. предприятий были выше ср. доходов граждан в 10 раз и более.
В отличие от дорев. буржуазии, пользовавшейся постоянной гос. поддержкой, Н. строили свою деят-ть в жестких условиях сов. власти, стратег. задачи к-рой сводились к ликвидации частн. собственности. Постоян. осознание неопределенности своего будущего вызывало у коммерсантов стремление к сиюминутному обогащению, искл. др. стимулы предпринимат. деят-ти. Зависимость как от резких изменений гос. политики по отношению к частн. капиталу в целом, так и от воли и желаний мест. хоз. руководителей способствовала распространению в предпринимат. среде авантюризма, тяги к разного рода махинациям, подкупов гос. чиновников. Однако наряду с откровенными «рыцарями наживы», жившими одним днем, имелись коммерсанты, пытавшиеся следовать лучшим традициям дорев. предпринимательства. Они дорожили престижем своего дела, хранили верность слову, стремились добиться прибыли эффектив. работой.
Для отстаивания своих прав и защиты собств. интересов Н. использовали рыноч. комитеты, об-ва взаимного кредита, «Кредит-бюро», секции частн. пром-ти и торговли при товар. биржах. Деят-ть этих структур способствовала консолидации «новых» предпринимателей, решению вопросов о выделении им кредитов, снижении аренд. платы, нормализации налог. обложения и т. п.
В кон. 1920-х гг. в ходе свертывания нэпа легал. деят-ть коммерсантов была прекращена. Часть из них привлечена к уголов. ответственности «за спекуляцию» и арестована, большинство же продолжило свой бизнес нелегально, перешло на гос. службу или к другим видам деят-ти.
Лит.: «Бублики для республики»: Исторический портрет нэпманов. Уфа, 2005; Демчик Е.В. Частный капитал в Сибири в 20-е годы XX века: Учеб. пособие. Барнаул, 2005.
Е.В. Демчик