ОБЩЕСТВА ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ (ОХ). Самостоят. существованию ОХ в Сибири предшествовало длит. вызревание их под крылом социально более сильных обществ. орг-ций. Первой такой орг-цией был Сиб. отд. Русского географического об-ва (СО РГО), основанный в Иркутске в 1851, в 1877 от него отпочковался Зап.-Сиб. отд. (ЗСО РГО) с центром в Омске. Геогр. об-ва охватывали широкий круг вопросов физ. и экон. географии с включением вопросов этнографии. Полевые исслед-я нуждались в художниках. Так, еще до образования ЗСО РГО П.П. Семенов-Тян-Шанский брал в свои экспедиции жившего в Томске художника П.М. Кошарова. Живописцы Сибири и сами охотно совмещали в своем творчестве худ. и этногр. задачи. Точка зрения, согласно к-рой пути науки и искусства едины и лишь методы исслед-я у них разные, содействовала солидарности ученых и художников. Помимо СО РГО (после 1877 – Вост.-Сиб. отд.) художников поддерживали Иркутское благотворительное об-во (Иркутск, 1890), Об-во попечения о нач. образовании (Томск, 1880-е гг.), Об-во распространения образования и народных развлечений (Иркутск, 1900). В то же время в состав офиц. зарегистрир. независимого Томского об-ва любителей художеств (ТОЛХ, 1909–19) входили профессора Томского ун-та, промышленники, публицисты. Среди них – ред. газ. «Сибирская жизнь» А.В. Адрианов, книготорговец, просветитель, меценат П.И. Макушин, исследователь Центр. Азии и публицист Г.Н. Потанин. По состоянию на янв. 1912 ТОЛХ насчитывало 118 чел., собственно художников в нем числилось менее четверти. Подобная широта представительства сиб. общественности в ОХ наблюдалась и в др. городах Сибири, в частн. в Иркутском об-ве художников (ИОХ, 1915–22), в Об-ве художников и любителей изящных искусств Степного края (ОХЛИИСК, Омск, 1916–20). ТОЛХ, возникшее раньше др. сиб. об-в, могло считаться образцом для них.
Согласно уставу, ТОЛХ имело целью «объединение Томских художников и любителей искусства на почве художественных интересов», взаимную мат. и духов. поддержку, воспитание в публике эстет. чувства посредством устройства регулярных худ. выставок, создания худ. музея, орг-ции худ. вечеров, чтения докладов по вопросам искусства. Важнейшим пунктом программы об-ва значилась орг-ция худ. школы. ИОХ, а за ним и ОХЛИИСК разработали такие же программы действия с незначит. вариациями, вызванными мест. условиями.
С 1-х дней существования ТОЛХ завязывает связи с художниками др. городов Сибири, приглашая их вступить в него. В списочном составе ТОЛХ – художники Барнаула, Красноярска, Иркутска, Омска, что свидетельствует о его стремлении создать всесиб. объединение художников и любителей искусства. Соотв. и практика период. выставок охватывала иногородних художников, насколько это было возможно при дальности сиб. расстояний и стоимости перевозки картин по ж. д. ТОЛХ планировало сделать период. выставки передвижными по примеру столичного Тов-ва передвижных худ. выставок. Препятствовал выполнению этих планов недостаток мат. средств и невозможность в условиях Сибири возместить их за счет входной платы на выставки и продажи картин. И все-таки иногда передвижные выставки удавалось организовать. С 1910 ТОЛХ завязывает деловые связи с художниками Москвы и С.-Петербурга, с И.Е. Репиным в частности. На период. выставке ТОЛХ 1912 в Томске появились картины столич. художников. Тенденция к всесиб. объединению дополнилась включением сибиряков в общерос. худ. жизнь.
В 1910-е гг. приобрели публицист. остроту опыты создания «сибирского стиля». Основу его должны были составить мотивы искусства народов Сибири: алтайцев, хакасов, бурят, манси, ненцев. Сказалась многолетняя практика этногр. зарисовок в н.-и. экспедициях и собств. индивид. поездок на Алтай, Байкал, Сиб. Север. Рус. народ. культура, в частн. старообрядческая, внимание художников Сибири привлекала значит. меньше, поскольку воспринималась как обыденная и привычная. Проблема «сибирского стиля» сопровождала деят-ть ОХ до кон. 1920-х гг., но оставалась неразрешенной.
Более результативной стала та часть деят-ти ОХ, к-рая имела конкрет. мат. основу. Художники Иркутска, Красноярска, Омска, Томска немало потрудились над орг-цией в Сибири худ. школ. Во всех названных городах ориентация была на худ.-пром. школы с расчетом на удовлетворение как собственно эстет. потребностей, так и потребностей нарождавшейся сиб. пром-ти. Однако в дорев. время ни в одном из сиб. городов худ.-пром. школа не была создана, поскольку для этого требовались значит. затраты на оплату штата преподавателей, приобретение или долгосрочную аренду больших помещений под мастерские и оборудование мастерских. Личные пожертвования членов ОХ и плата за обучение оказывались недостаточными. Везде возникали только рисовальные школы, поддерживаемые Академией художеств и городским самоуправлением. Благодаря такой поддержке иркут., краснояр., омская худ. школы просуществовали десятилетия и стали основой худ. образования в Сибири.
Дорев. период существования сиб. ОХ ни в одном городе не достигает 10 лет. Ни одно из ОХ не успело накопить достаточно средств на приобретение собств. помещений, где бы оно могло хранить документацию, иметь б-ку, собр. худ. произведений. Однако собирательство все же происходило и дало свои результаты. ТОЛХ, напр., от каждого художника, желавшего стать его членом, в кач-ве вступит. взноса получало безвозмездно картины. Картины накапливались, им находили вр. пристанище. Впоследствии они составили худ. отд. краевед. музея, откуда в свое время перешли в музей художественный. То же можно сказать и о б-ке об-ва.
Творч. эволюция сиб. ОХ в целом протекала в русле эволюции искусства России. Проф. образование сибиряки получали в Казанской худ. школе, находившейся под контролем Академии художеств, в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в самой Академии. Авангард, получивший широкую известность в 1910-х гг., благодаря публикациям в период. печати и устным выступлениям членов ОХ, был известен и в Сибири. Однако ни одно сиб. ОХ не культивировало новации, как их не культивировали передвижники и члены Союза русских художников, имевшие в С.-Петербурге и в Москве бесспорный авторитет.
Облик худ. выставок ОХ, в первую очередь ТОЛХ, в течение 1909–19 изменялся за счет участия в них учившейся в Москве сиб. молодежи. Эскизность письма и нек-рые признаки постимпрессионизма или экспрессионизма начали проникать в творч. практику отд. художников. Однако общий пейзажно-жанровый уклон выставок, как и пленэрная основа живописи, оставались неизменными. Они перешли и в 1920-е гг., время радикал. перемен в худ. жизни России.
После революции в Томске была создана Народная Академия художеств (1918), в Иркутске – Народный ин-т изящных искусств с отд-ниями театра, музыки и живописи (1918), в Омске – Практический художественно-промышленный ин-т (1920) с отд-ниями живописи, графики, архитектуры, текстиля, деревообработки. Все названные учеб. заведения прекратили свое существование вскоре после проведения 1-го набора учащихся. И лишь в Омске исчезнувший институт продолжился в виде ср. учеб. заведения – худ.-пром. техникума (1923) с тем же кол-вом фак-тов.
Самую краткую историю существования пережило Алтайское худ. об-во (АХО, Барнаул, 1918), созданное молодыми художниками. Его программа совпадала с программой ТОЛХ (школа, выставки, худ. музей, б-ка). АХО успело открыть худ. школу и приступить к созданию худ. музея. Но 7 янв. 1920 оно сдало Алтайскому губОНО все накопленное имущество и прекратило свое существование.
При сов. власти ТОЛХ, ИОХ, ОХЛИИСК, как и АХО, исчезли. В 1920–23 их заменили секции ИЗО губОНО, привлекавшие художников к агит.-массовой работе. Однако стремление сиб. художников к самоорганизации не исчезло. Их обществ. активность возросла, подогреваемая верой в наступление новой эпохи Возрождения. Мат. необеспеченность живописцев, графиков, скульпторов, оказавшихся в критич. положении вследствие уничтожения свободной купли-продажи худ. произведений, тоже заставляла искать пути к взаимопомощи.
В Москве в нач. 1920-х гг. возникла Ассоциация художников революционной России (АХРР, 1922). С кон. 1925 в Новониколаевске (Новосибирске), Омске, Томске стали образовываться филиалы АХРР, с 1926 началась их административно разрешенная деят-ть. Вост. Сибирь к Ассоциации не примкнула.
Лозунги АХРР: «героический реализм», работа с массами и для масс, обещание «запечатлеть величайший момент истории в его революционном порыве». Теор. позиция АХРР требовала от ее членов умения писать картины на заданные злободневные темы. Практика же большинства сиб. живописцев основывалась на мирных пейзажах, портретах. Полит. программа АХРР увлекла далеко не всех сиб. художников. В Сибири не исчерпала себя унаследованная от дорев. ОХ культ.-просвет. тенденция, соединенная с краеведением. Следствием ее было возникновение одновр. с филиалами АХРР всесиб. об-ва художников «Новая Сибирь» (1926–31). Художники в Омске, Томске, Новосибирске разделились между объединениями примерно по равному числу. Творч. различия между ними должны были проявиться как результат выполнения заявленных программ.
АХРР начала актив. деят-ть – устраивались краткосрочные, нередко на 1 день, выставки для рабочих, красноармейцев, рабфаковцев. Томскому филиалу удалось единожды (1928) организовать выставку с приглашением небольшого числа художников Москвы. «Новая Сибирь» занялась подготовкой всесиб. выставки и съезда художников. Краткосрочные выставки она тоже устраивала, но с показом материалов и техники живописи, графики, скульптуры с целью ознакомления зрителей с характером труда художников. Планами проведения всесиб. выставки и съезда правление «Новой Сибири» сумело заинтересовать Об-во изучения производительных сил Сибири (ОИС), Союз сиб. писателей, рук-во СибОНО, в результате нашлись средства на их проведение. Явный успех деят-ти «Новой Сибири» заставил членов новосиб. филиала АХРР самоликвидироваться (1926), полным составом войти в «Новую Сибирь» и тем самым принять участие в орг. работе.
Организаторы всесиб. выставки пригласили для участия в ней всех художников Сибири, независимо от их творч. и обществ. позиций. Открытая 1 янв. 1927, она стала важнейшим событием худ. жизни Сибири 1920-х гг. Произведения живописи, графики, скульптуры, архитектуры общим числом в 600 ед. наглядно показали состояние изобразит. искусства Зап. и Вост. Сибири. Выставка удовлетворяла и тех, кто искал на ней отражение рев. событий («Партизаны» И.И. Тютикова), и тех, кому были дороги мирные сиб. мотивы («Шаманство над больным ребенком» А.В. Вощакина). Среди выставленных были произведения, авт. к-рых получили добротную проф. подготовку в столич. учеб. заведениях: Б.И. Лебединского, А.П. Лекаренко, Н.Н. Нагорской, Н.А. Надольской. Здесь же размещались картины самоучек из бурят: Р. Мэрдыгеева, И. Дадуева, А. Хангалова, Г. Эрдынийна, Ц. Сампилона, алтайца Н.И. Чевалкова; их работы приветствовались как выражение своеобразия искусства Сибири и как обещание его скорого расцвета. Выставку удалось показать в Омске, Томске, Красноярске, Иркутске. Во всех городах она дополнялась картинами мест. художников. Разными учреждениями Новосибирска с выставки было закуплено более 50 произведений с целью закладки основы худ. музея. Закупки, хотя и в меньших размерах, продолжились в др. городах Сибири. Для отвыкших от вознаграждения за свою работу художников этот факт был едва ли не самым оптимистичным.
Съезд художников состоялся 3–6 янв. 1927. Кроме художников на нем выступали зав. Сибполитпросветом А.А. Ансон, писатели, представитель ОИС, зав. краевым проф. образованием, пред. краевого совета нац. меньшинств Сибири. Все они, каждый по-своему, поддержали «Новую Сибирь». На съезде обсуждался широкий спектр вопросов худ. жизни Сибири. Из них можно выделить 2 основных: революционность как содержание и форма худ. произведений; сиб. колорит в творчестве сибиряков. Обе темы конкретизировались представленными на выставке картинами.
Сиб. колорит в дальнейшем развить не удалось ввиду решительного крена всей худ. культуры края в пропаганду индустриализации. К «Новой Сибири», сумевшей вовлечь в актив. деят-ть художников всей Сибири, отношение стало прохладным. В рядах сочувствовавшей художникам общественности появилась осторожность. Без поддержки писателей, ученых, органов народ. образования продолжение запланированных период. всесиб. выставок оказалось невозможным. Правлению «Новой Сибири» пришлось искать опору в складывавшихся общерос. худ. структурах: кооп. тов-ве «Художник» и Федерации работников пространственных искусств. Федерация составляла планы выставок, исходя из производств. программ индустриализации. АХРР добровольно, «Новая Сибирь» вынужденно оказались в одном ряду политизир. искусства, что однако не прибавило им успехов в их выставочной и просвет. деят-ти. Томская АХРР, не имея сил активизироваться, самоликвидировалась (1931), «Новая Сибирь» была упразднена в адм. порядке (1931). Худ. жизнь Сибири на нек-рое время затихла. Ситуация разрешилась пост. ЦК ВКП(б) от 23 апр. 1932 «О перестройке литературно-художественных организаций». Время ОХ кончилось, началась история Союза художников СССР.
Лит.: Муратов П.Д. Изобразительное искусство Томска. Новосибирск, 1974; Он же. Художественная жизнь Сибири 1920-х годов. Ленинград, 1974.
П.Д. Муратов