Омское моторостроительное производственное объединение

ОМСКОЕ МОТОРОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ им. П.И. Баранова (ОМПО). Федер. гос. унитарное предприятие – производитель авиац. двигателей, включен в список стратег. заводов России, утв. указом Президента РФ 4 авг. 2004.

ОМПО ведет свою историю с 1916, когда в Александровске (ныне – Запорожье) петроград. АО «Дека» («Дюфлон, Константинович и Кº») выпустило 1-й авиадвигатель. Предприятие неоднократно меняло имя: с 1920 – «Большевик», с 1927 – «Государственный союзный завод № 29», в 1933 заводу присвоили имя погибшего в авиакатастрофе нач. Гл. упр-ния авиац. пром-ти.

В 1920-х гг. завод стал переоснащаться и расширяться. В 1925 начался серийный выпуск авиадвигателей М-6. К 1930 завод освоил двигатель М-22 (480 л. с.), к-рый устанавливался на самолетах И-15, И-16, Сталь-3, Хаи-1, К-5, АНТ-14 и др. В 1935–41 запущено в произв-во ок. 10 типов двигателей и их модификаций, в т. ч. М-85 (850 л. с.), М-88 (1 100 л. с.). Изготовленные на заводе двигатели стояли на самолете «Родина» В. Гризодубовой, П. Осипенко, М. Расковой, совершивших в 1938 рекорд. беспосадочный перелет по маршруту Москва–Д. Восток (6 540 км).

С нач. Великой Отечественной войны Запорожский моторостроит. з-д им. П.И. Баранова эвакуировали в Омск. В авг.–сент. 1941 в эвакуацию прибыло 1 056 платформ и вагонов с оборудованием, 12 тыс. работников и чл. их семей. Станки разместили на тер. двигателестроительного з-да, строившегося в Омске с 1936 и планировавшегося к пуску в 1943. Уже 7 нояб. 1941 прошел испытания авиац. двигатель М-88Б. 2 дек. 1941 началось произв-во более экономичных и надежных авиац. двигателей АШ-82 ФН (1 850 л. с.) для истребителей Су-2, И-180, Ла-5, Ла-7, Ла-9, Ла-11, бомбардировщиков дальнего действия Ил-4, пикирующих бомбардировщиков Ту-2, тяжелых бомбардировщиков Пе-8. В мае 1942 коллективу завода присуждено 1-е место во Всесоюз. соц. соревновании и вручено переходящее Красное знамя ГКО СССР. В дальнейшем коллектив завода удостаивался такой награды еще 6 раз. В годы войны за образцовое выполнение заданий 458 работников завода награждены орденами и медалями.

После окончания войны завод остался в Омске и продолжал изготавливать моторы АШ, к-рые устанавливались на пассажир. самолеты Ил-12, Ил-14, вертолеты Ми-4. В кон. 1950-х гг. началось освоение газотурбинных двигателей. Параллельно развивалось произв-во ракет. двигателей (ЖРД), к-рыми предприятие занималось до 1975. В 1967 завод начал выпуск турбореактивных двигателей (ТРДФ), для самолетов Су-17 и Су-24. В 1983 организовано произв-во нового поколения газотурбинных двигателей. С 1966 на предприятии налажен выпуск коробок передач для автомобилей «Москвич-412», с 1990 – также для «Иж-2126».

В нач. 1990-х гг. ОМПО, как и др. предприятия ВПК, столкнулся с проблемой резкого сокращения госзаказа. Возникли долги по зарплате, проводились сокращения числ. работников. Тем не менее предприятие продолжало вести творч. поиски. В 2000 прошел сертификацию двигатель ТВД-20 для самолетов Ан-3 (ПО «Полет») и для Ан-38 (Новосибирское авиапредприятие им. В.П. Чкалова). В нач. XXI в. «барановские» моторы ТВ-7-117С устанавливаются на Ил-114, выпускаемых в Ташкенте.

ОМПО имеет лицензию на самостоят. ведение внешнеторг. деят-ти в части поставок воен. продукции, ее техн. обслуживания и ремонта. Это позволило заводу выполнять заказы по кап. ремонту двигателей для самолетов Су, стоящих на вооружении ряда стран, в т. ч. Ирана и Алжира. В 2003 ОМПО приступило к изготовлению принципиально нового двигателя, предназначенного для малого штурмовика Як-130. ОМПО успешно работает по программам «СибВПКнефтегаз» и «Компомаш», изготавливает детали и узлы для ж.-д. транспорта и для автомоб. пром-ти. Из отработавших ресурс самолет. двигателей завод изготовляет генераторы сжатого воздуха для нефтяной и газовой пром-ти. Большим спросом пользуются выпускаемые заводом мотокультиваторы «Крот» и «Омич».

С 2005 завод проводит курс на интеграцию с моск. моторостроит. производств. предприятием «Салют» – рос. лидером в области моторостроения. В марте 2006 Администрация Президента РФ утвердила график создания на базе ММПП «Салют» федерального научно-производственного центра газотурбостроения «Салют». ОМПО им. Баранова войдет в него в кач-ве филиала. Т. о. создается науч.-производств. структура, обеспечивающая замкнутый цикл от науч. исслед-й до утилизации продукции. Разработка новых газотурбин. двигателей – задача моск. моторостроителей; Омску в новом объединении отведена роль осн. базы серийного произв-ва двигателей для ВВС России.

ОМПО им. П.И. Баранова награждено орденами Трудового Красного Знамени (1944), Ленина (1945), Октябрьской Революции (1971).

Лит.: Омское моторостроительное объединение им. П.И. Баранова. 1916–1991. Омск, 1991; Это нашей истории строки: 75-летию объединения посвящается. Омск, 1991; Машкарин М.И. Имена, герои, даты…: Омскому моторостроительному объединению им. П.И. Баранова – 80 лет // Машкарин М.И. Сибиряки в Великой Отечественной войне: страницы историографии и истории. Омск, 1998.

С.Г. Сизов