Орочи

ОРОЧИ, народ, проживающий в Совгаванском, Ванинском и Комсомольском р-нах Хабаровского кр. по рекам Татарского прол. (Тумнин, Хунгари). Единого самоназв. не было, именовали себя по назв. родов и местностей, орочами их называло корен. население.

Числ. (чел.): 1926 (в Хабаровском кр.) – 646, 1959 – 779 (РСФСР) (465 в Хабаровском кр.), 1970 –1 037 (527), 1979 –1 040 (468), 1989 –883 (499), 2002 – 686 (426).

Антропол. тип О. близок к сев. варианту байкал. типа сев. азиат. расы.

Язык О. относится к юж. подгруппе тунгусо-маньчжур. группы алт. язык. cемьи. В прошлом различались тумнинский, хадинский, хунгарийский диалекты. Письменность отсутствует.

В этногенезе О. участвовали элементы различ. этнич. происхождения (эвенкийские, нивхские, айнские), оставившие след в языке, культуре, родовом составе О. Существовали прочные связи с абориген. населением Амура – нанайцами, негидальцами, ульчами, удэгейцами. К кон. XIX в. О. занимали обшир. территории в бас. Тумнина, по побережью Татарского прол., основали стойбища на Амуре.

В кон. XIX – нач. ХХ в. группа О. переселилась на Сахалин, где сложилась еще одна их территор. группа.

Религ. верования включали представления о существовании добрых и злых духов, посредниками между миром людей и духами выступали шаманы. Известен культ животных, особенно почитались тигр и медведь. Устраивался ритуал. медвежий праздник. Во 2-й пол. XIX в. О. были крещены и формально приняли христианство.

О. делились на роды. Осн. форма соц. орг-ции – тер.-соседская община, состоящая из жителей селения. Семьи большие и малые. Положение женщины было относительно независимым, за невесту платили калым, бытовал левират.

Осн. занятиями являлись охота (на пушного зверя, водоплавающую птицу, копытных), рыболовство, морской зверобойный промысел (промышляли нерп и сивучей). Среди видов домаш. произв-ва – обработка шкур, дерева, бересты, кузнечество, выделывание нитей из крапивы. О. держали ездовых собак, средствами передвижения служили лыжи, нарты, лодки различ. типов.

Жилища – вр. (2-скатные и конич. шалаши) и постоянные (полуземлянки с очаговым отоплением); хоз. постройки – свайные амбары, навесы.

Одежду изготовляли из шкур и кож таеж., морских животных, рыб, с XVII в. из покуп. тканей. Осн. одежда мужчин и женщин – распашные халаты. У женщин халаты украшались, носили также ушные и носовые серьги, подвески, браслеты. Промысл. одежда охотников – куртки из ровдуги, шкур, фартуки из рыбьих кож, штаны, подвязывавшиеся поясами. Обувь 2 типов: поршневид. и башмаковид. Для ходьбы на лыжах служили унты.

Традиц. пища – рыба (сырая, вяленая, отварная и т. д.) в теплый период года, мясо зимой. Употребляли продукты собирательства – ягоды, черемшу, др. съедобные травы и коренья. В кон. XIX в. заимствовали у русских крупы, овощи, научились квасить капусту, солить грибы, рыбу, варить варенье, каши и т. д. Утварь делали из бересты и дерева. Метал. посуду покупали.

Фольклор О., содержащий элементы, характер. для нанайцев, ульчей, удэгейцев, и имеющий сходство с фольклором тунгусо-маньчжур. народов Приморья и Приамурья, включает мифы о тотемич. предках, предания о происхождении родов, космогонич. мифы, сказки.

В музыке О. различаются лирич., игровая, эпич., инструм., ритуал. сферы. Нац. муз. инструменты – свистковая флейта, различ. варганы, погремушки и бубенчики.

В сов. период произошли изменения в быту и образе жизни О.; они заняты в лесной пром-ти и транспорте, огородничестве, молоч. пром-ти, заготовке дикоросов. К 1980-м гг. язык О. утрачивается, к 1989 его считали родным 17,8 % О.

Лит.: Штернберг Л.Я. Гиляки, орочи, гольды, негидальцы, айны, Хабаровск, 1933; Васильев Б.А. Старинные способы охоты у приморских орочей // Сов. этнография. 1940. Т. 3; Народы Сибири. Сер. Народы мира. М.; Л., 1956; Ларьков В.Г. Орочи (историко-этнографический очерк с середины XIX в. до наших дней). М., 1964; Орочские сказки и мифы. Новосибирск, 1966; История и культура орочей. Историко-этнографические очерки. СПб., 2001.

Ю. Ковальчук