ПАЗЫРЫКСКИЕ ПАМЯТНИКИ ПЛАТО УКОК. На плоскогорье Укок в наст. время открыто св. 400 археол. памятников, ок. трети из к-рых относятся к пазырыкской культуре раннего желез. века (VI–III вв. до н. э.). С 1970 по 1995 археол. отрядами Ин-та археологии и этнографии СО РАН под рук-вом Н.В. Полосьмак и В.И. Молодина проведены исслед-я на 16 памятниках пазырык. культуры. Отд. пазырык. курганы содержат «замерзшие» захоронения, в к-рых присутствуют уник. комплексы, включающие предметы из дерева, ткани, войлока, не сохраняющиеся в обычных условиях. На плоскогорье исследованы след. пазырык. памятники: Ак-Алаха-1 – 2 кургана (Полосьмак); Кутургунтас-1 – 1 курган (Полосьмак); Бертек-1 – 1 курган (Молодин); Бертек-10 – 1 курган (Молодин), Бертек-27 – 1 курган (Молодин); Мойнак-2 – 2 кургана (Молодин, К. Массар); Ак-Алаха-3 – 1 курган (Полосьмак); Верх-Кальджин I – 1 курган (Молодин); Верх-Кальджин II – 3 кургана (Молодин); Ак-Алаха-5 – 5 курганов (Полосьмак); Кальджин-1 – 1 курган (Массар); Кальджин-6 – 2 кургана (Молодин); Кальджин-8 – 1 курган (Молодин); Каратас-11 – 1 курган (Молодин). В целом на плоскогорье изучены 22 пазырык. объекта, представляющие 7 полностью исслед. могильников (Майнак-2, Ак-Алаха-3, Верх-Кальджин-1, Ак-Алаха-5, Кальджин-6, Кальджин-8). Удалось установить последовательность и хар-р устройства надмогил. сооружений, наличие устойчивых проявлений ритуала, связанных с земледельч. и солярной атрибутикой и символикой. Наряду с конструкциями круглой формы зафиксированы шести- и восьмиуг. сооружения. П. п. Укока демонстрируют наличие имуществ. и соц. градации в пазырык. об-ве. С особой соц. категорией – ср. слоем знати или жречества – можно связать неск. комплексов Укока (Ак-Алаха-1, курган № 1; Кутургунтас-1 курган № 1; Ак-Алаха-3). Размеры их надмогил. сооружений изменяются от 18 до 30 м. В погреб. камере присутствуют деревян. сооружение – погреб. колода, 6–10 сопровождающих лошадей, достаточно разнообразный набор погреб. инвентаря, среди к-рого встречаются дорогие предметы. Выделяются захоронения особо значимых членов родовой или семейной общины. В цепочках малых курганов встречаются более крупные (14–17 м), занимающие центр. часть некрополя. Взрослый человек погребался в сопровождении 1–4 лошадей. Умерший помещался на ложе – кровати. Погреб. инвентарь характерен для всего блока культуры. Захоронения рядовых членов об-ва, обнаруженные в мерзлоте, дали уник. науч. информацию. Так, в могильнике Верх-Кальджин-2 в погреб. камере находилось препарированное мумифицир. тело молодого воина в сопровождении коня. На прав. плече погребенного татуировка фантастич. оленя, выполненная по канонам скифо-сибирского звериного стиля. Человек был одет в шубу-дубленку, красные шерст. штаны, войлоч. сапоги-чулки, на голове шлем с фигурками животных, на шее – гривна. Мужчина имел оружие – лук и стрелы в горите, желез. чекан и кинжал. В погреб. склепе были 3 сосуда (роговой, керам. и деревян.), а также деревян. блюдо с желез. ножом и мясной пищей. Лошадь также снабжалась богатым набором упряжи и войлоч. седлом с подушкой, инкрустир. цвет. аппликацией. Предметы были раскрашены красной и черной краской или покрыты зол. фольгой. Пазырык. погреб. памятники Укока отличаются 2 особенностями: не менее 90 % комплексов оказались не потревожены грабителями; 6 (27,2 %) из 22 исслед. на плоскогорье курганов содержали «замерзшие» могилы. Здесь впервые были изучены 2 непотревож. комплекса, принадлежавшие ср. слою пазырык. об-ва.
Исслед-я «замерзших» захоронений в разных р-нах Алтая начаты акад. В.В. Радловым еще в кон. XIX в. и продолжены М.П. Грязновым, С.И. Руденко в сер. XX в., а затем В.Д. Кубаревым в кон. XX в., получили на Укоке дальнейшее развитие. Открытые здесь захоронения содержат мн. предметов, изготовленных из ткани, кожи, меха, войлока, дерева. В ряде случаев это единств. образцы опред. видов изделий (атрибуты одежды, обуви, голов. уборы и др.). Обнаруженные укок. комплексы, как правило, in situ позволяют реконструировать отд. особенности погреб. обряда на качественно новой, по существу, этногр. основе. В результате воссозданы костюм пазырыкцев, их прическа, технология и семантика татуировки, реконструирована процедура мумификации и бальзамирования, проведены углублен. патологоанатомич. исслед-е мумий, антропол. анализ, изучена роль различ. растений в обрядовой практике пазырыкцев, получено представление о положении женщины в пазырык. об-ве, в результате мультидисциплинар. исслед-й удалось по-новому представить этнич., культур. и соц. проблемы пазырык. об-ва. Генетиками были получены цепочки ДНК. В ходе сравнит. эволюц.-генетич. анализа особенностей структуры митохондриального генофонда выявлена наиб. генетич. близость между пазырыкцами и совр. самодийскими народностями Зап. Сибири, а также казахами и уйгурами Ср. и Центр. Азии. Данные антропологии свидетельствуют об общих элементах в структуре расо-генетич. связей населения Алтая с представителями сообществ, обитавших в Парфии, Маргиане, Сев. Бактрии. Стали осуществимы дендрохронол. исслед-я, благодаря чему получена «плавающая» шкала пазырык. памятников; на новом уровне составлены представления о технологии произв-в у пазырыкцев, спец. исслед-ю подверглись метал. и деревян. предметы, а также войлоки и ткани. Использованы на практике новейшие методики реставрации дерева, тканей и биол. объектов.
Лит.: Древние культуры Бертекской долины. Новосибирск, 1994; Полосьмак Н.В. Стерегущие золото грифы. Новосибирск, 1994; Она же. Всадники Укока. Новосибирск, 2000; Молодин В.И., Полосьмак Н.В., Чикишева Т.А. и др. Феномен алтайской мумии. Новосибирск, 2000; Полосьмак Н.В., Молодин В.И. Памятники пазырыкской культуры на плоскогорье Укок // Археология, этнография и антропология Евразии. 2000. № 4; Археологические памятники Укока. Новосибирск, 2004.
В.И. Молодин