ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА. Мат. обеспечение людей, потерявших трудоспособность из-за болезни или травмы на произв-ве, стало вводиться в Сибири в нач. ХХ в. Этому способствовала борьба рабочих в период революции 1905–1907 за введение соц. страхования. Однако до 1917 закон об обязат. страховании рабочих, введенный в Российской империи в 1903, на тер. Сибири в полной мере не действовал. Поэтому рабочим, потерявшим трудоспособность в результате несчаст. случая на произв-ве, зачастую не удавалось получить пенсию даже при наличии очевидных оснований.
Сов. гос-во одной из приоритет. задач соц. политики провозгласило обеспечение людей труда пенсиями по старости и болезни, а также в случае потери семьей кормильца. Однако П. с. могла быть создана и обеспечена финансированием только при достаточно высоком уровне экон. развития и соотв. возможностях гос. бюджета. Поэтому пенсии в 1-е годы сов. власти назначались лишь в случае потери рабочими трудоспособности при производств. травмах или потери рабочей семьей осн. кормильца. Размеры их были весьма скромными. С 1928 рабочим, трудившимся в наиб. важных отраслях пром-ти, стала назначаться пенсия по старости. Постепенно эта мера распространилась на всех рабочих. С 1937 пенсию по старости стали получать и служащие. Пост. СНК СССР от 23 марта 1937 определялся порядок назначения и выплаты пенсий всех видов, эта функция возлагалась на отделы соц. обеспечения мест. советов.
Большое соц. значение имело совершенствование П. с., осуществленное на основе Закона о гос. пенсиях от 14 июля 1956. Существовавшие ранее пенсион. нормы были установлены еще в 1920–30-е гг., содержали ряд уже устаревших ограничений и положений. Размеры пенсий по старости зависели от величины тариф. ставки, к-рая составляла лишь ок. пол. фактического заработка. В осн. они не превышали 100–200 руб. в мес. Возросший экон. потенциал страны позволил поставить на повестку дня вопрос о корен. пересмотре пенсион. дела. К тому же это диктовалось изменением соц.-демогр. состава об-ва. В предвоен. годы престарелые люди составляли менее 10 % населения. Мн. из них проживали в деревне, где могли заниматься личным подсобным хоз-вом. В 1950-е гг. заметно увеличились число и доля лиц старше трудоспособ. возраста. При этом более пол. из них проживало в городах. Вводимая система начисления пенсион. пособий существенно увеличила размеры пенсий и расширила круг лиц, имеющих право на их получение. В Новосибирской обл. ср. величина пенсии по старости возросла со 187 руб. в мес. до 382, по инвалидности – со 162 до 250, по случаю утраты кормильца – со 151 до 235 руб. Если до принятия закона в Омске пенсионерам выплачивалось ежегодно ок. 60 млн руб., то уже в 1957 – 128 млн. В Читинской обл. до 1 окт. 1956 пенсии начислялись ежемесячно на сумму 4,7 млн руб., а после принятия закона – на 9,23 млн руб. Числ. пенсионеров в Алтайском кр. возросла с 23,2 тыс. в 1950 до 118 тыс. в 1960; число лиц, получавших пенсию по старости, увеличилось с 1,6 тыс. до 31 тыс. В Иркутской обл. в нач. 1958 было 120 тыс. пенсионеров, из них 23,6 тыс. получали пенсию по старости; в Бурятской АССР в 1960 эти показатели составили соотв. 45 тыс. и 12,4 тыс.
Закон от 14 июля 1956 упорядочил систему начисления пенсион. пособий, они стали определяться в зависимости не от тариф. ставки, а от полного заработка. При назначении пенсий были предоставлены льготы лицам, занятым на вредных или тяжелых работах. Устанавливался пенсион. возраст (самый низкий в мире) – для мужчин 60 лет, для женщин 55 лет. Минимум пенсии по старости определялся в размере 300 руб., максимум – 1,2 тыс. руб., что после деноминации рубля в 1961 стало составлять 30 и 120 руб. Колхозники и в этой области оказались обделенными: право на пенсию они получили лишь в 1964, пенсионный возраст для них наступал на 5 лет позже, чем для др. категорий трудящихся. В 1980-е гг. большинство ветеранов труда, выходивших на пенсию, получали ее в размере, близком к максимальному, что обеспечивало удовлетворение повседнев. нужд.
В условиях рыноч. реформ П. с. неоднократно перестраивалась. Обычно 2 раза в год проводится индексация пенсий, однако она не отвечает темпам инфляции. Большинство пенсий не обеспечивает прожит. минимума.
Лит.: Букин С.С. Жизненный уровень рабочей семьи в Сибири (1946–1960 гг.). Новосибирск, 1984.
С.С. Букин, В.И. Исаев