Поэзия Сибири

ПОЭЗИЯ СИБИРИ. Связана в первую очередь с появлением в 1789 в Тобольске ж. «Иртыш, превращающийся в Ипокрену», на страницах к-рого печатались стихотв. произведения мест. авторов. Творчество большинства из них развивалось в рамках классицизма. Наиб. известен П.П. Сумароков, авт. стихов, поэм, сказок, басен, торжеств. од, эпиграмм. Самые круп. произведения – «ирои-комическая» поэма «Амур, лишенный зрения» и ода «Гордость» (1789). Характер. для классицизма просвет. традиции проявляются в произведениях др. автора журнала – И.И. Бахтина. В поэтич. опытах будущего историка Сибири П.А. Словцова (ода «К Сибири» 1782 и др.), выдержанных в целом в классицист. традициях, присутствуют и элементы поэтики сентиментализма. Эстет. синкретизм, сочетание элементов классицизма, сентиментализма, романтизма характерно для соч. Н.С. Смирнова.

На П. С. 1820–40-х гг. оказал влияние романтизм А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова, а также оказавшихся в сиб. ссылке поэтов-декабристов. В творчестве сиб. поэтов появляются характер. для романтизма лирич. жанры: элегия, дружеское послание, баллада; наблюдается расцвет романтич. поэмы (наиб. значительны ориентир. на «южные поэмы» А.С. Пушкина «Авван и Гайро» Ф. Бальдауфа, 1834; «Сузге» П.П. Ершова, 1838; «Нерчинские беглецы» А. Таскина, 1832). В стихах Ф. Бальдауфа, П.П. Ершова, И. Петрова и др. присутствуют традиц. романтич. мотивы (бренности всего земного, печальные раздумья о любви, смерти, вечности и т. д.). В то же время романтич. П. С. обладает рядом специфич. черт: в ней не представлен мотив бегства героя в мир нетронутых цивилизацией народов, почти нет идеализации эпохи ср. веков (искл. составляют произведения, посвященные присоединению Сибири к России). Особое место в творчестве поэтов-романтиков занимает «местный колорит»: описания сиб. экзотики, быта и нравов сиб. народов, природы, а также мотивы рус. фольклора (напр., соч. П.П. Ершова, обращавшегося к сказоч. и песен. форме).

В сер. XIX в. в лит. Сибири наступает кризис романтизма. Эклектич. эстетика свойственна стихам Е.Л. Милькеева (1815 – ок. 1845), отчасти подражательным, в к-рых значит. роль играют религ. мотивы. В стихах М.А. Александрова (даты жизни и смерти не известны) появляются соц. мотивы и реалистич. тенденции, Сибирь воспринимается поэтом как страна резких контрастов богатства и нищеты. В поэзии Д.П. Давыдова присутствует мест. колорит, описание подробностей быта и обычаев сиб. народностей, фольклор. мотивы. Его стихотворение «Дума про беглеца на Байкале» (1858) легло в основу популяр. народ. песни «Славное море – священный Байкал». В его стихах впервые появляется тема сиб. каторги, к-рая займет особое место в рев. поэзии кон. XIX – нач. XX в.

Для рев. поэзии рубежа веков ориентиром послужило демокр. направление рус. лирики 1860–70-х гг., возглавляемое Н.А. Некрасовым. В стихах И.Ф. Федорова-Омулевского, П.В. Шумахера (1817–91), Ф.М. Мокеева (1830–80), а также Н.М. Ядринцева и В.Г. Богораза, публиковавшего свои соч. в подпол. изд. «Народной воли», звучат соц. мотивы, рев. пафос соединяется с реалистич. тенденциями. Это же характерно и для творчества И.И. Тачалова (1879–1929).

В нач. XX в. в творчестве нек-рых сиб. поэтов проявились элементы модернизма: символизм оказал влияние на стихи И. Иванова, Г.А. Вяткина, декадент. мотивы заметны у П.Л. Драверта, В. Пруссака.

Для поэзии 1920-х гг. характерно стилистич. разнообразие и худ. поиск, к-рые выразились, в частн., в образовании творч. группировок. Неоднозначным было отношение к революции, особенно среди поэтов, взгляды к-рых сформировались до 1917. Одни (А.П. Оленич-Гнененко, В.А. Итин) сразу принимают рев. преобразования, другие (Г.А. Вяткин) проходят долгий путь сомнений и переоценки ценностей.

Рев.-романтич. пафос, агит.-проп. начало свойственны поэзии Ф.М. Лыткина (1897–1918), П.С. Парфенова (1894–1937), авт. «Партизанского гимна» («По долинам и по взгорьям…»), Н.Л. Янчевского (1892–1937), создателя написанной под влиянием «Двенадцати» А.А. Блока поэмы «Октябрь». Рев. романтика присутствует в творчестве комсомол. поэтов Я.М. (Джека) Алтаузена (1907–42), создателя поэмы «Безусый энтузиаст» (1928), и И.П. Уткина (1903–44), авт. поэмы «Повесть о рыжем Мотыле» (1925).

В 1930-е гг. П. С. развивается в осн. в русле «соц. реализма»: поэты ст. поколения (Г.П. Павлов, 1895–1943; Н.А. Алексеев, 1891–1963), а также более молодые (Л.Н. Мартынов, А.С. Ольхон, М.М. Скуратов, С.Н. Марков, В.М. Саянов, В.И. Непомнящих, И.И. Молчанов-Сибирский, И.Д. Рождественский, В.Н. Афанасьев) прославляют социалистич. преобразования, индустриализацию края, новый быт, успехи 1-х пятилеток, коллективизацию на селе. И.А. Мухачев (1896–1958) в эти годы приветствует политику коллективизации на Алтае, выступая с призывами вступать в колхозы (поэма «Путем коллективизма» 1932). В то же время мн. его стихи посвящены теме природы. Природа Алтая, а также фольклор алт. народов отражены в творчестве И.Е. Ерошина (1894–1965) («Синяя юрта», 1929; «Песни Алтая», 1933).

В Сибири началась творч. биография талант. поэта П.Н. Васильева, расстрелянного в 1937. В 1927–28 его стихи печатает ж. «Сибирские огни».

В 1930-е гг. получил распространение жанр ист. поэмы. Появляются круп. поэтич. полотна И.А. Мухачева («Карло Тэтэнгоди» и «Повесть о Демжае-алтайце»), Г.А. Вяткина («Сказ о Ермаковом походе»), большие циклы ист. поэм Л.Н. Мартынова и П.Н. Васильева, поэма А. Ольхона («Ведомость о секретном преступнике Чернышевском за 1862–83 года») и др.

Мн. поэты-сибиряки – участники Великой Отечественной войны, ими создано немало стихов патриотич. содержания. Погибли Е.Н. Березницкий, Б.А. Богатков, К.Г. Брянский, Г.А. Доронин, И.М. Ливертовский, М.А. Рыбаков, Г.К. Суворов, И.А. Черепанов, В.М. Чугунов. О войне пишут и поэты, находившиеся в тылу: И.А. Мухачев, Л.Н. Мартынов, Е.К. Стюарт.

В воен. годы значит. распространение получает форма поэтич. цикла, объединенного образом героя, веселого солдата – смелого, находчивого, умеющего выйти из любого положения. Сиб. варианты «Василия Теркина» создавали Г.А. Доронин (Саша Сибиряков), М.И. Юдалевич (Иван Боёк), А.И. Смердов (Тарас Клинков). Популярны лирич. «письма с передовой», где описания личных переживаний переплетаются с гражд. и патриот. мотивами. Боевым действиям Сов. Армии на Востоке посвящены стихи Л.А. Чикина (1927–94). П.С. Комаров (1911–49) создает поэтич. циклы «Маньчжурская тетрадь», «Монгольские стихи», «Корейские мотивы», отмеченные Сталинской премией.

Во время войны сформировалось поэтич. поколение, представленное именами Н.И. Перевалова, И.М. Ветлугина, Е.С. Буравлева, Ю.П. Гордиенко, Л.В. Решетникова, И.Г. Краснова, М.А. Небогатова, Е.М. Павличенко, Ю.Д. Левитанского и др., чье творчество раскроется в послевоен. десятилетия.

Для сиб. поэзии послевоен. лет характерно, как и в 1930-е гг., усиление эпич. начала. Появляются поэмы М.И. Юдалевича «Иван Ползунов» и «Алтайский горный инженер», В.Д. Федорова «Проданная Венера», К.Л. Лисовского «Русский человек Бегичев», Н.И. Перевалова «В сельской школе», А.И. Смердова «Пушкинские горы». На 1950-е гг. приходится расцвет творчества К.Л. Лисовского (1919–80), а также В.М. Пухначева (1910–82). Изв. больше как поэт-песенник, авт. слов песен «Над широкой Обью», «Сибирский вальс» и др., В.М. Пухначев создавал также большие эпич. поэмы, среди к-рых – поэтич. трилогия «Сказ о Васюганье» (1969), где центр. героем становится Сибирь в ее прошлом и настоящем.

В период «оттепели», на рубеже 1950–60-х гг., в П. С. усиливается лирич. начало. Особое значение обретают «вечные» темы любви и природы, сопряженные с корневыми ценностями бытия. Исчезает декларативность, уступая место подлинным чувствам и настроениям, естественней становятся интонации. Резко возрастает интерес к «мелочам» жизни и «простым истинам», что не отменяет важной роли соц. проблематики (творчество Е.К. Стюарт, Л.Н. Мартынова, В.Д. Федорова).

В 1960-х гг. появляются новые поэтич. имена: в Новосибирске – А.А. Романов, Н.И. Созинова, И.О. Фоняков, В.Ф. Балачан, В.А. Крещик, Н.М. Грехова; Омске – В.А. Макаров, В.Я. Озолин; Томске – В.И. Казанцев; Барнауле – Л.С. Мерзликин; в Кемерове – В.М. Баянов, И.М. Киселев; Иркутске – А.В. Преловский, С.А. Кузнецова; Чите – Р.В. Филиппов; Красноярске – В.Н. Белкин, Р.Х. Солнцев, З.Я. Яхнин; Хабаровске – М. Асламов. Тематич. и жанровый диапазон поэтов 1960-х гг. отличается широтой и разнообразием: диалектика человеч. отношений (В.И. Казанцев); романтич. полемика с обывательским строем мыслей и чувств (Р.Х. Солнцев); воспевание сильных и мужеств. людей Севера (В.Я. Озолин). З.А. Яхнин, И.О. Фоняков пишут лирич. репортажи о людях разных профессий, меняющих лицо сиб. земли; А.В. Преловский, удостоенный за свод поэм «Вековая дорога» Гос. премии СССР, прославляет сиб. стройки. Неброская красота сиб. природы воспета В.М. Баяновым, в лирике Л.Н. Мерзликина сильно фольклор. начало. На передний план в творчестве этого поэтич. поколения выходит экол. тематика, тревога за сохранение природ., ист.-культур. и духов. ценностей в связи с науч.-техн. революцией. Тема духов. преемственности звучит в стихах А.И. Плитченко. Утончен. лиризм и поэтич. новизна характерны для любов. и филос. лирики Н.М. Греховой.

Один из самых ярких поэтов, заявивших о себе в 1960-е гг., – А.А. Кухно (1932–78). Его творчеству свойствен доходящий до трагедийного накала драматизм. В поэме «Море» (1965) осмысляются трагич. стороны сталин. эпохи.

В 1970–80-е гг. заявляют о себе поэты Г.М. Лысенко (1941–78), В.М. Башунов (1946–2005), Н.М. Закусина, Т.Г. Четверикова, Л.А. Никонова, А.П. Кутилов (1940–85). Творчество последнего близко по духу поэзии П.Н. Васильева и Н.М. Рубцова.

1970–80-е гг. – пора расцвета искусства поэтич. перевода в лит. Сибири. Переводятся зарубеж. авторы, но особенно актив. работа ведется с нац. сиб. поэтами. Благодаря рус. поэтам-переводчикам широкую известность обрели нац. сиб. поэты: алтайцы А.О. Адаров, П. Самык, Б.У. Укачин; якуты С.П. Данилов, Л.А. Попов; ненец Р.П. Ругин и др. Продолжается начатая И.А. Мухачевым еще в 1920-е гг. работа по переложению на рус. яз. нац. фольклора. Большое соц.-культур. значение имеют осуществленные в 1980-е гг. А.В. Преловским, А.П. Плитченко, А.А. Романовым поэтич. переводы героич. эпосов народов Хакасии, Горн. Алтая, Якутии и др. сиб. регионов. Рубеж XX–XXI вв. отмечен появлением новых значит. имен почти в каждом регионе Сибири.

Лит.: Очерки русской литературы Сибири. Новосибирск, 1982. Т. 1, 2; Горшенин А.В. Беседы о сибирской литературе. Новосибирск, 1997; Он же. Абрисы. Новосибирск, 2001.

А.В. Горшенин