Политотделы (ПО) МТС и совхозов, чрезвыч. парт.-гос. органы упр-ния с. х. Соединяли в себе полит., адм., карат., хоз. и культ.-просвет. функции. Формировались дважды в критических для колхозно-совхоз. строя ситуациях. Первый раз – на рубеже 1-й и 2-й пятилеток в условиях соц.-экон. кризиса, вызванного форсир. коллективизацией. Решение об их создании по инициативе И.В. Сталина принял январ. (1933) объед. пленум ЦК и ЦКК ВКП(б). ПО надлежало окончательно подавить сопротивление крест-ва коллективизации и загот. политике, усилить влияние компартии в деревне, содействовать организационно-хозяйственному укреплению колхозов, «сделать колхозы большевистскими» (И.В. Сталин). Организовывались в каждой машинно-тракторной станции (МТС) и каждом совхозе в составе начальника, зам. по парт.-массовой работе, зам. по ОГПУ (с 1934 – НКВД), пом. по комсомолу, ред. многотираж. газеты и сотрудника по работе с женщинами. Начальники ПО назначались и смещались ЦК ВКП(б) по представлению 1-х секр. крайкомов партии. Они одновр. являлись зам. дир. МТС (совхозов) по полит. работе и имели адм. права. В 1934 ПО действовали в 285 МТС Сибири, в них работало ок. 1,4 тыс. чл. компартии; в ПО совхозов региона – ок. 1 тыс. коммунистов. В Дальневосточном кр. функционировало 67 ПО МТС. Половина всех сотрудников, 62 % начальников ПО Зап. Сибири, 90 % – Вост. Сибири, 98 % – Дальневосточного кр. были присланы из Москвы, Ленинграда, в т. ч. из Политупр-ния РККА.
В системе парт.-гос. упр-ния деревней ПО занимали особое место. Они не подчинялись район. парт. и сов. структурам и работали под рук-вом ЦК ВКП(б), политупр-ний Наркомата земледелия и Наркомата совхозов СССР, полит. секторов краевых земел. упр-ний и полит. частей совхоз. трестов, а также крайкомов ВКП(б). В совхозах, МТС и колхозах ПО утвердились как доминирующие органы. Они непосредственно руководили парт. и комсомол. орг-циями, подчиняли себе сел. профсоюз. и кооп. орг-ции, контролировали деят-ть сельсоветов, постоянно вторгались в компетенцию дир. МТС и совхозов, подменяя и дублируя их. ПО были призваны обеспечивать выполнение совхозами, МТС и колхозами гос. производств. и загот. заданий. С этой целью они контролировали своевременность и качество с.-х. работ, занимались подбором и расстановкой рук. кадров, обеспечением подготовки механизаторов, налаживанием орг-ции, учета, нормирования труда и его оплаты, укреплением труд. дисциплины и соц. соревнованием. Становлению колхозно-совхоз. строя в деревне подчинялась и культ.-мас. работа ПО.
С реализацией орг.-хоз. функции ПО была связана репрес. составляющая их деят-ти. Поскольку считалось, что осн. причиной крайне низкой производительности труда в аграр. секторе экономики и царящей в нем бесхозяйственности является вредительство «классово враждебных элементов», первоочеред. усилия сотрудников ПО сразу после их создания сосредоточились на чистке МТС, колхозов и совхозов. Пик чистки пришелся на весну 1933. В целом за год ПО 63 МТС Зап. Сибири сняли пред. колхозов – 43 %, завхозов – 49, чл. правлений – 14, бухгалтеров и счетоводов – 33, кладовщиков – 48, зав. товар. фермами – 29, бригадиров – 29 %. В обслуживаемых МТС колхозах Приморья сменили 25 % пред. колхозов. В Вост. Сибири с работы сняли половину дир. совхозов. Из колхозов исключались не только рук. кадры, но и рядовые колхозники.
В рамках осуществления своей орг.-парт. функции ПО провели работу по перестройке сел. парт. орг-ций по производств. принципу. За время их работы доля чл. ВКП(б), занятых в колхоз. произв-ве в Зап. Сибири, выросла с 40 до 60 %. В Дальневосточном кр. в результате перестройки парт. орг-ций кол-во сел. коммунистов, занятых в произв-ве, увеличилось в 4 раза. Своеобразным инструментом укрепления сел. парт. орг-ций стала чистка ВКП(б) в 1933–34, актив. участие в ней приняли ПО. В ходе чистки в МТС и совхозах Вост. Сибири из партии исключили ок. 30 % коммунистов, в колхозах Зап. Сибири – 27 % чл. и 16 % канд. в члены ВКП(б).
В 1933–34 социалистич. сектор с. х. стал работать более устойчиво (см. Сельское хозяйство). К осени 1934 чрезвыч. органы упр-ния в целом выполнили поставленные перед ними задачи. В то же время развернувшееся соперничество между райкомами партии и ПО разрывали единство полит. рук-ва селом. В связи с этим нояб. (1934) пленум ЦК ВКП(б) принял решение об упразднении ПО МТС. ПО совхозов сохранялись. Однако во 2-й пол. 1930-х гг. они утратили хар-р чрезвыч. органов и фактически превратились в неск. усиленные парткомы. В марте 1940 решением СНК СССР и ЦК ВКП(б) их упразднили.
Осн. факторами воссоздания ПО МТС и совхозов в годы Великой Отечественной войны стали ослабление парт. влияния в деревне в связи с призывом большей части коммунистов в армию, необходимость тотал. мобилизации прод. и сырьевых ресурсов для нужд армии, сохранявшееся недоверие парт. рук-ва к колхоз. крест-ву. Решение об этом приняло Политбюро ЦК ВКП(б) 17 нояб. 1941. Чрезвыч. органам следовало взять под контроль полит. ситуацию в деревне, нейтрализовать возможные выступления против сов. власти, обеспечить поставки с.-х. продукции гос-ву. К нач. 1942 в Сибири организовали 827 ПО в МТС и 339 в совхозах. Для работы в них направлялось более 3 тыс. коммунистов и комсомольцев. ПО «второго призыва» не имели в штате должности зам. по НКВД, женорганизатора и ред. газеты. Более урезанными оказались и их полномочия.
ПО следили за полит. настроениями сел. жителей, пресекая малейшие сомнения в победе над врагом. По ходу с.-х. кампаний, особенно заготовительных, за 1,5 года своей деят-ти они отстранили от должности, а правоохранит. органы привлекли к судеб. ответственности тысячи руководителей колхоз. произв-ва за «антигосударственную практику», выражавшуюся в невыполнении производств. планов, срыве гос. поставок и т. д. Широкие масштабы приобрела деят-ть по укреплению труд. дисциплины в колхозах. К кон. 1942 в Красноярском кр., Новосибирской и Читинской обл. ПО МТС и др. органы власти за невыполнение повышенного во время войны обязат. минимума трудодней привлекли более 11,1 тыс. колхозников.
ПО вовлекали в ряды компартии лучших тружеников села, т. к. считалось, что дальнейшее сокращение парт. прослойки в деревне чревато потерей контроля над колхозным крестьянством. В результате состав сел. парт. орг-ций стабилизировался, но восстановить их довоен. числ. было практически невозможно. В своей полит.-массовой деят-ти ПО широко использовали уже изв. формы агит. работы в деревне: лекции, доклады, беседы, коллект. читки газет, радио, кино, стенную печать. В практику их работы вошли и новые формы: переписка с фронтовиками, «боевые задания», занесение передовиков в «Книги производственных подарков фронту» и др. Орг.-хоз. работа ПО нацеливалась на преодоление трудностей, возникших в с. х. в связи с воен. обстановкой. Осн. направлениями являлись обеспечение подготовки механизат. кадров для с. х., подбор и обучение рук. работников села, привлечение незанятого сел. населения к с.-х. работам во время страды, развитие соц. соревнования, орг-ция охраны урожая от хищений, контроль над выполнением загот. заданий.
ПО МТС и совхозов по хар-ру своей деят-ти являлись экстраординарными и вр. органами. К весне 1943 стало ясно, что открытых выступлений крест-ва против сов. власти не будет. Наиб. явные недостатки и изъяны в сфере орг-ции аграр. произв-ва устранили. Парт. мобилизации на фронт больше не проводились. В этих условиях параллельное существование обычных и чрезвыч. органов упр-ния становилось нецелесообразным. 31 мая 1943 ЦК ВКП(б) принял решение о ликвидации ПО.
См.: Аграрная политика советского государства в Сибири.
Лит.: Зеленин И.Е. Политотделы МТС – продолжение «чрезвычайщины» (1933–1934 гг.) // Отечественная история. 1992. № 6; Шевляков А.С. Политотделы МТС и совхозов: чрезвычайные партийно-государственные органы управления в сельском хозяйстве Западной Сибири в 1930-е годы. Томск, 2000; Он же. Политотделы МТС и совхозов Сибири в годы Великой Отечественной войны. Томск, 2000; Тепляков А.Г. Институт заместителей начальников политотделов по работе ОГПУ–НКВД в МТС и совхозах Сибири в середине 1930-х гг. // Урал и Сибирь в сталинской политике. Новосибирск, 2002.
А.С. Шевляков