ПОСАДСКИЕ ЛЮДИ, торг.-пром. гор. сословие рос. об-ва XV–XVIII вв. В нач. XVII в. в ряде сиб. городов уже начали складываться посадские общины: в 1623/24 в Тобольске насчитывалось 69 П. л., в 1625 в Томске – 30 «жилецких» людей (гор. непосадское население), в 1640 в Туринске – 40 посадских и «жилецких» людей, в 1669 в Енисейске – 168. Сословие П. л. в Сибири XVII в. пополнялось за счет «промышленных и из гулящих людей».
Характер. особенностью хоз. занятий сиб. посадских было их участие не только в торг.-ремесл., но и в земледельч. деят-ти. Так, в 1696 из 546 тобол. посадских в городе проживало 309, из 549 енисейск. посадских 334 имели пашню. В 1720 в Красноярске проживало только 14 посадских, а в Красноярском у. – 553 души муж. пола. С.-х. занятия посадских предопределяли тесную соц. связь города и деревни в Сибири.
В XVII–XVIII вв. гос. власть стремилась укрепить сиб. город путем поддержания монополии П. л. на торг.-пром. деят-ть. Так, в сер. XVII в. к сиб. посадским общинам причисляли монастыр. закладчиков. При проведении I ревизии (1719) в Сибири было осуществлено «посадское строение»: как возвращение в город посадских, переселившихся в деревню, так и включение в состав П. л. служилого населения по их торгам и промыслам.
Сослов. статус посадского человека предусматривал участие в «государевых» тяглах и службах. В 1-й пол. XVII в. ден. оброк со двора посадского человека составлял ок. 1 руб. и в последующее время имел тенденцию к медленному росту. С 1622 П. л., имевшие пашни, были обязаны уплачивать с них натур. оброк в размере 20 % с урожая. К посадскому тяглу относилось участие в стр-ве и поддержании в порядке гор. укреплений, гостиного двора, гор. мельниц, бань, пушных складов, хлеб. и соляных амбаров и т. д. После проведения I ревизии на П. л. был наложен 80-копеечный подушный налог и 40-копеечный оброк. Для несения «государевых служб» П. л. ежегодно выбирали из своей среды счетчиков, голов и целовальников в таможни, кабаки, хлеб. и соляные амбары, к пушной казне, табач. продаже и пр. Ежедневно от неск. дворов или улицы они выставляли сторожей к «рогаточным караулам», а также тех, кто участвовал в борьбе с пожарами и нес др. чрезвыч. обременит. виды полиц. службы. Помимо вышеперечисл. «государевых», П. л. несли «мирские» службы для нужд самой посадской общины.
С нач. XVII в. П. л. имели свое выборное самоупр-ние и мирскую казну. Органами самоупр-ния были мирской (посадский) сход и выборный посадский староста. После проведения реформ городского самоуправления 1721, 1727 и 1745 эти органы дополнились магистратами и ратушами.
В кон. XVII – XVIII вв. П. л. были одной из самых круп. сослов. групп рус. населения Сибири. Согласно «Ведомости сибирских городов» 1699, в 19 сиб. городах учтен 2 521 посадский двор. Переписью 1710 установлено 3 203 посадских двора, в к-рых проживало 9 969 душ муж. пола П. л. По итогам I ревизии (1719) числ. П. л. и купцов составляла 17 725 душ муж. пола, II ревизии (1744) – 18 637, III ревизии (1762) – 24 261 душ муж. пола.
В XVIII в. термин «посадские люди» в законодат-ве постепенно вытесняется термином «мещане» (см. Мещанство), заимствованным в России из Польши. Сенат. указ от 10 сент. 1776 установил, что за искл. купцов «все числившиеся по ревизии и после того… почитать мещанами».
Лит.: Кизеветтер А.А. Посадская община в России XVIII ст. М., 1903; Кабузан В.М., Троицкий С.М. Движение населения Сибири в XVIII в. // Сибирь периода феодализма. Новосибирск, 1962. Вып. 1; Александров В.А., Покровский Н.Н. Власть и общество. Сибирь в XVII в. Новосибирск, 1991; Акишин М.О. Полицейское государство и сибирское общество. Эпоха Петра Великого. Новосибирск, 1996.
М.О. Акишин