ПОТРЕБЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФОНДЫ (ОФП). Форма распределения средств, наряду с оплатой по труду, в условиях социализма. Поступления из ОФП осуществлялись по 2 осн. направлениям: путем ден. выплат (пенсии, пособия, стипендии, оплата отпусков, премии, не входящие в фонд заработ. платы, различ. дотации); в виде предоставления бесплат. льгот и услуг (на образование, здравоохранение, содержание дет. и культ.-просвет. учреждений, гос. жилого фонда и др.). Размеры этих поступлений непосредственно зависели от общего уровня развития страны, ее экон. возможностей.
По мере роста экон. потенциала страны возрастала доля ОФП в совокуп. доходах граждан. Напр., в бюджете раб. семьи в Сибири поступления из фондов соцстрахования в 1923 давали 0,7 % доход. части, в 1929 они возросли до 4,7 %. В Западно-Сибирском кр. расходы на соцстрахование с 127,1 млн руб. в 1933 выросли до 211,8 млн в 1936. Увеличивались расходы на медицину и просвещение, развитие физкультуры из гос. фондов и фондов предприятий. За годы 2-й пятилетки (1933–37) расходы на дет. учреждения и пособия учащимся выросли в 36 раз, на лечеб. и диет. питание трудящихся – в 133 раза. Если в 1932 совокуп. затраты на соц.-культ. нужды из ОФП на душу населения в СССР составили 61,73 руб., то в 1937 они выросли почти в 4 раза и достигли 234,74 руб.
В годы Великой Отечественной войны поступления из ОФП, хотя и были многообразными, в действительности не играли значит. роли. Уд. вес пенсий, стипендий, пособий, различ. выплат от предприятий, гос. и обществ. орг-ций в Сибири в 1942 составил лишь 5,8 % общего ден. дохода, в 1944 – 3,5 %, что объяснялось мизерными размерами выплачиваемых сумм. Напр., система начисления пенсий родственникам погибших строилась так, что их размеры оказывались ниже, чем выплачивавшиеся ранее пособия семьям военнослужащих. Гибель солдата помимо тяжелого личного горя приносила и доп. тяготы его близким. Особую остроту приобрел вопрос о пенсион. обеспечении семей воинов Кр. армии, пропавших без вести. В нач. войны пр-во рассматривало предложение признать погибшими всех военнослужащих, о к-рых нет никаких известий. Но противники данного предложения выдвинули свои аргументы: в этом случае пенсион. пособия будут предоставляться семьям тех, кто находится в лагерях военнопленных. Это представлялось им недопустимым. Жены и дети пропавших без вести лишались гос. поддержки.
В послевоен. годы ден. поступления от гос. орг-ций последовательно увеличивались. С 1946 по 1960 их абс. размеры в расчете на 1 семью рабочего в Сибири возросли в 6,7 раза, а уд. вес в ее совокуп. ден. доходе повысился с 3,7 до 12,3 %. Благодаря ОФП бесплатно или на льгот. условиях удовлетворялись важнейшие потребности людей (в образовании, здравоохранении, жилье и др.). Поэтому роль обществ. фондов в повседневной жизни трудящихся была гораздо большей, чем это показывает их доля в совокуп. поступлении ден. средств в семейный бюджет.
Сов. граждане практически не производили никаких затрат на лечение (кроме покупки лекарств). Охрана здоровья населения почти полностью осуществлялась за счет гос-ва. Его расходы на эти цели в 1940 составили 9 млрд руб., в 1950 – 21 млрд, в 1955 – 31 млрд и в 1958 – 41 млрд руб. (здесь и далее в масштабе цен до десятикрат. деноминации рубля в 1961). На обучение школьника из ОФП в послевоен. период затрачивалось 800–900 руб. в год, в школе с продленным днем – до 1,5 тыс., а в школе-интернате (без платы родителей) – до 9 тыс. руб. Обучение студента в техникуме (вкл. стипендию) обходилось гос-ву в ср. в 4–5 тыс. руб., в вузах – в 8,2–8,5 тыс. руб. в год. За 1 кв. м жилплощади население платило не более 1,32 руб. в мес., что гораздо меньше фактич. затрат на стр-во и сохранение жилого фонда. По подсчетам НИИ труда, за 1 кв. м гос-во доплачивало ежемес. 2–3 руб. Иными словами, при жилой площади 20 кв. м гос. дотация составляла в ср. 50 руб. в мес. Следовательно, предоставление квартир не только существенно улучшало быт людей, но и являлось немаловажным фактором повышения уровня их мат. обеспеченности через ОФП. Расходы трудящихся на дет. дошкол. учреждения далеко не покрывали всех затрат на их содержание. В 1955 на дет. сады комбината «Кузбассуголь» было израсходовано 27 356 тыс. руб., в т. ч. 20 640 тыс. из госбюджета, 274 тыс. из фонда директора и 6 442 тыс. руб. составили поступления от родителей. Следовательно, родители платили только 23,6 % суммы, к-рая шла на содержание их детей в дет. учреждениях. В 1960-х гг. расширились виды выплат из ОФП. Улучшилось пенсион. обеспечение ст. поколений. С 1965 все колхозники стали получать пенсию по старости, возросли пенсии механизаторам и др. колхоз. специалистам; в этом году были повышены также пенсии инвалидам Великой Отеч. войны.
В 1960–80-е гг. роль ОФП в жизни населения Сибири последовательно возрастала. Величина выплат и льгот из них увеличивалась более быстрыми темпами, чем оплата по труду. ОФП не только служили одним из источников семейных доходов, но и создавали благоприят. условия для отдыха и культур. развития людей.
В 1990-е гг. с началом рыночных реформ ОФП были ликвидированы.
Лит.: Букин С.С. Жизненный уровень рабочей семьи в Сибири (1946–1960 гг.). Новосибирск, 1984; Исаев В.И. Коммуна или коммуналка? Изменения быта рабочих Сибири в годы индустриализации. Новосибирск, 1996; Бюджеты рабочих семей Сибири в годы Великой Отечественной войны // Социально-демографическое развитие Сибири в ХХ столетии. Новосибирск, 2004. Вып. 3.
С.С. Букин, В.И. Исаев