ПРАВОСЛАВНЫЕ МИССИИ В СИБИРИ И МИССИОНЕРСТВО. В Сибири миссии как спец. учреждения появились лишь в XVIII в.: с этого времени Церковь Сибирская украшается именами славных миссионеров – Филофея (Лещинского) и Иоанна (Максимовича), митрополитов Тобольских; Иннокентия (Кульчицкого) и Софрония (Кристалевского), епископов Иркутских; Иннокентия (Вениаминова) и Макария (Невского), митрополитов Московских, и мн. др. великих проповедников Евангелия сиб. народам.
В кон. 1702 – нач. 1703 при архиерейском доме митр. Филофеем (Лещинским) открыта 1-я в Сибири и 2-я в России провинциальная школа для обучения детей священнослужителей. В школе обучались также дети новокрещеных хантов и ненцев. В 1705 митр. Филофей отправил группу миссионеров во главе с архим. Мартинианом на Камчатку. В 1709 в связи с тяжелой болезнью свт. Филофей принял схиму с именем Феодор и удалился на покой в устроенный им Тюменский Свято-Троицкий мон-рь, но вскоре вернулся к миссионер. служению. Преемник митр. Филофея митр. Иоанн (Максимович; 1711–15) предложил ему, а также неск. священникам и монахам продолжить миссионер. дело в Сибири. Он снабдил миссионеров церк. утварью и направил их сначала на север, затем на юг и восток Сибири. Митр. Иоанн послал в Пекин 1-ю правосл. миссию во главе с архим. Иларионом (Лежайским). В течение своего 15-летнего благовестнического служения митр. Филофей предпринял 6 миссионер. путешествий. По смерти свт. Иоанна митр. Филофей (схимитр. Феодор) вновь назначается на Тобольскую кафедру. В 1726 в возрасте 76 лет он осуществляет свое последнее миссионер. путешествие в Обдорск (ныне – Салехард) к некрещеным хантам. По пути следования митрополит посещает устроенные им ранее храмы, укрепляя в вере новообращенных.
Др. выдающийся сиб. миссионер XVIII в. – свт. Иннокентий (Кульчицкий), 1-й епископ Иркутский (ум. 1731). В 1722 с титулом епископа Переяславского он направляется начальником миссии в «Хинское царство» – Китай, но, не допущенный туда богдыханом, останавливается в Селенгинском Преображенском мон-ре в Забайкалье. За время долгих переговоров с кит. властями еп. Иннокентий изучил бурят. яз. Позже он устроил в Иркутском Вознесенском мон-ре рус.-монг. миссионер. школу на 25 учеников. В 1736 в ней обучалось 70 воспитанников. 1-м преподавателем монг. яз. в школе был настоятель монастыря архим. Антоний. В 1725 выяснилось, что кит. власти не желали дать пропуск главе миссии, и в 1727 свт. Иннокентий назначен Синодом на новоучрежденную Иркутскую кафедру. Святитель особенно мн. трудился над обращением в православие прибайкал. бурят. Преемниками свт. Иннокентия по Иркутской кафедре были ревностные миссионеры еп. Иннокентий (Нерунович; 1732–41) и свт. Софроний (Кристалевский; 1754–71). Свт. Софроний, посылая миссионеров в Забайкалье, на Камчатку и в Якутию, призывал их обращать особое внимание на улучшение жизни новокрещеных. В сер. ХVIII в. возобновлена миссионер. деят-ть на Камчатке, куда в 1745 из Сарской (Крутицкой) епархии прибыла духов. миссия из 19 чел. во главе с иером. Иоасафом (Хотунцевским). Миссия открыла десятки школ, в к-рых обучалось неск. сотен детей. К кон. ХVIII в. правосл. миссионеры прошли почти всю сиб. землю и обратили в христианство десятки тысяч «язычников», а также немало ламаистов и магометан.
Новый период в истории правосл. миссионерства в Сибири характеризуется прежде всего устройством постоянно действовавших миссий. В это время еще большее внимание уделялось созданию миссионер. школ, начат перевод Священного Писания и богослужеб. книг на языки народов Сибири, расширились культур. и экон. связи корен. народов с рус. населением. В 1830 среди калмыков Бийского окр. Томской губ. начал свой путь миссионера архим. Макарий (Глухарев). Сначала он основал миссионер. стан в Майме, а затем переселился в Улалу (ныне – Горно-Алтайск) – селение, ставшее центром Алтайской духовной миссии. Перевод книг Священного Писания и богослужеб. книг на языки мест. жителей архим. Макарий считал вернейшим средством для утверждения своих духов. детей в вере Христовой. За 14 лет пребывания на Алтае он перевел Евангелие, отд. места из Книг Ветхого Завета, Деяний и Посланий апостольских и нек-рые богослужеб. тексты. Архим. Макарий составил «Оглашение алтайцев» и написал «Мысли о способах к успешному распространению христианской веры между магометанами, евреями и язычниками в Российской державе».
С 1865 стало совершаться богослужение на алт. яз., в 1874 Свят. Синод разрешил Алтайской духовной миссии иметь собств. типографию и публиковать переводы книг, а также сочинения на алт. яз. Однако сложности, связанные с устройством типографии, не позволили быстро наладить печать. Поэтому книги на алт. яз. печатались сначала в С.-Петербурге, затем в Казани и только с кон. 1880-х гг. стали выходить в Томске и Бийске. Наивысшего расцвета Алтайская духовная миссия достигла при еп. Макарии (Невском). Она послужила образцом при устройстве подобных миссий в Вост. и Зап. Сибири. Алтайская духовная миссия воспитала для РПЦ более 10 иерархов, мн. миссионеров-просветителей, ученых, писателей и переводчиков. Алт. миссионеры, распространяя христианство среди корен. жителей Горн. Алтая и Горн. Шории, учили их грамоте, лечили, защищали от произвола властей, от обидчиков-торговцев, от мест. знати. Миссия никогда не была офиц. правительств. учреждением, не занималась колонизацией алт. земель, эксплуатацией мест. жителей и их русификацией. Документы из фондов Алтайской духовной миссии свидетельствуют об исключительно важном ее значении в истории алт. народа, о большой патриотич. деят-ти алт. миссионеров, о братской любви алт. народа к русскому. Именно поэтому все труды алт. миссионеров сохранили свое значение до наст. времени. Переоценить значение Алтайской духовной миссии в истории РПЦ и Отечества невозможно.
В 1882 из Алтайской миссии выделилась Киргизская с центром в Семипалатинске. Почти одновр. с Алтайской возникли Обдорская и Кондинская миссии (1844), затем Туруханская (1850), Сургутская, Минусинская (1867) и Семипалатинская (1868). В Енисейском кр. проповедь православия вели священники т. н. миссионер. приходов. На севере Енисейской губ. у ненцев, эвенков и якутов было ок. 14 таких приходов, охватывавших большие территории. Священникам приходилось преодолевать расстояния в тысячи километров, чтобы посетить свою паству. На юге Енисейской губ. подобным образом трудились миссионеры Минусинской миссии.
В 1814 епископ Иркутский Михаил (Бурдуков) основал среди бурят Забайкальскую миссию. В ее состав вошли большой знаток бурят. яз. свящ. Александр Бобровников и крещеный бурят Михаил Сперанский. Ревностным проповедником и просветителем язычников был архиепископ Иркутский Нил (Исакович). Он мн. путешествовал по дальневост. окраинам страны и считается 1-м рус. исследователем буддизма. Сподвижником архиеп. Нила по переводу Священного Писания на бурят. яз. стал Николай Нилов-Доржеев. Побуждением к принятию им христианства послужило чудесное видение Святого Креста в небе Даурии. Николай Нилов-Доржеев стал ревностным миссионером, принял священный сан и до конца своей жизни переводил священные и богослужеб. книги на бурят. яз. Еще большее развитие миссионер. дело в Вост. Сибири получило при архиепископе Иркутском Парфении (Попове). Святитель-миссионер значительно улучшил орг-цию Иркутской и Забайкальской миссий, вызвал из Европ. России для миссионер. служения монахов, устроил мн. новых станов и школ. В 1866 заботами архиеп. Парфения открыто Иркутское отд-ние Православного Миссионерского об-ва, в 1870 переименованное в Иркутский комитет Миссионерского об-ва. Комитет наладил обшир. издат. деят-ть. С 1867 архиеп. Парфений постепенно вводил во всех бурят. храмах богослужение на бурят. яз. Миссия оказывала благотвор. влияние на быт новообращенных кочевников, приучая их к оседлой жизни, выделяя им земельные наделы и устраивая для них школы и благотворит. учреждения. Намного труднее приходилось миссионерам Забайкалья, где ламы активно противодействовали христиан. проповеди (см. Забайкальская духовная миссия).
В 1793 на Аляску отправлена миссия из иноков Валаамского Спасо-Преображенского и Коневского Рождественского мон-рей во главе с архим. Иоасафом (Болотовым). В первый же год (1794) правосл. миссионерами на о-ве Кадьяк крещено более 7 000 мест. жителей. Но первоначальная деят-ть миссии оказалась непродолжительной (см. Аляскинская миссия). В течение 44 лет нес миссионер. служение в Америке валаамский инок Герман (см. Герман (Зырянов)). Отец Герман до самой своей кончины (ум. 13 дек. 1837) оставался духов. отцом и пастырем.
В 1840 указом Свят. Синода открыта Камчатская епархия с подчинением ей Охотских и Американских приходов. По настоянию митрополита Московского Филарета (Дроздова) туда был направлен епископ Камчатский, Курильский и Алеутский Иннокентий (Вениаминов) – прославленный миссионер, при к-ром происходит возрождение миссионер. деят-ти на Камчатке. В епархию свт. Иннокентия входили многочисл. народности, населявшие Камчатку, Алеутские и Курильские о-ва и все побережье Охотского моря. Большую часть времени святитель проводил в разъездах, постоянно наблюдая за работой миссионеров своей епархии. При деятельном участии свт. Иннокентия его ближайшие помощники перевели на якут. яз. все книги Нового Завета (кроме Апокалипсиса), нек-рые ветхозавет. книги, а также составили краткие духов. поучения для мест. жителей. Свт. Иннокентий побуждал миссионеров учить детей как родному, так и рус. яз. Не забывал миссионер и далекой Чукотки. Туда он направил камчат. и якут. священников. В 1850 они основали миссию для просвещения Христовой верой чукчей, юкагиров и др. народностей. По инициативе и трудами проповедника созданы миссии: Нушегакская, Кенайская, Квихпакская (в Сев. Америке), Чукотская и Амурская. С 1859, когда при Камчатской епархии было открыто Якутское вик-ство, ставшее в 1869 самостоят. епархией, большие миссионер. труды предстояли архиеп. Иннокентию среди вост. якутов и эвенков. В этот период он основывал храмы, часовни, переводил священные и богослужеб. книги на якут. и эвенк. (тунгус.) яз. 19 июля 1859 в Якутском Троицком соборе впервые совершалось богослужение на якут. яз. Миссионер. деят-ть свт. Иннокентия распространялась на самые отдален. народности Приамурья и даже заграничные маньчжур. племена, куда он послал своего сына свящ. Гавриила Вениаминова. А когда в 1858 к России отошел Уссурийский кр., святитель немедленно направил туда миссионеров для проповеди Евангелия нивхам (гилякам), эвенкам (орочонам), нанайцам (гольдам) и др. племенам, жившим в Приамурье. Там он устраивал миссионер. станы, строил храмы и школы и через Китайскую миссию приобретал для новообращенных книги на маньчж. яз.
После смерти митрополита Московского Филарета (ум. 1867) свт. Иннокентий был назначен его преемником. На Московской кафедре он по-прежнему остался верен своему миссионер. долгу. Его настоянием Православное Миссионерское об-во, открытое в С.-Петербурге в 1865, было переведено в Москву, где митр. Иннокентий сам его и возглавил. Одновр. во мн. епархиях учреждены отд-ния Миссионерского об-ва под председательством мест. архиереев. Эти отд-ния оказывали постоян. финанс. поддержку действующим миссиям. В 1870 по инициативе свт. Иннокентия в пределах Русской Америки открыта Алеутская и Североамериканская епархия РПЦ с кафедрой в Сан-Франциско. В 1898–1907 там проходил епископ. служение Преосв. Тихон (Белавин; впоследствии – Патр. Московский и всея Руси). Своими архипастыр. трудами Преосв. Тихон во многом содействовал делу духов. и культур. сближения народов России и Америки.
В XX в. одним из выдающихся миссионеров РПЦ являлся митр. Нестор (Анисимов). В 1907 он, будучи иеромонахом, назначается настоятелем Корякской походной миссии и, получив благословение на свой благовестнический труд от прот. Иоанна Сергиева, отправляется на Камчатку. В р-не действия походной миссии иером. Нестора проживали эвенки и тунгусы (почти все уже крещеные), коряки (среди них обращенных в христианство было совсем немного) и чукчи – народ, до того времени по существу не слышавший проповедь о Христе. Иером. Нестор переводил на язык камчадалов молитвы и избр. места из Евангелия, обучал их рус. яз., заботился об устройстве школ. Кроме того, с самого начала миссионер. деят-ти ему пришлось приложить немало усилий для спасения от голод. смерти своих пасомых, крайне бедствовавших в те годы. Иером. Нестор разработал проект Камчатского братства, открытого в 1910. Он ездил в Москву, С.-Петербург, Казань, Пермь и др. города, убеждая состоят. лиц способствовать делу спасения бедствующих жителей Камчатки и Чукотки. По примеру ревностного иеромонаха мн. люди направились на Камчатку помогать миссионерам. На пожертвования Камчатского братства приобреталось все необходимое для устройства быта камчадалов. Иером. Нестор устраивал колонии для больных, создавал различного рода приюты и сам на собаках объезжал окормляемые им территории. Для больных проказой миссионер устраивал лепрозории. Большим событием в жизни миссии явился Камчатский миссионерский съезд, проходивший в с. Иоасафовском в 1914.
В 1910 в С.-Петербурге издано соч. иером. Нестора «Православие в Сибири», в к-ром дана характеристика деят-ти выдающихся сиб. архипастырей. В 1916 архим. Нестор, 2 года пробывший на фронтах Первой мировой войны, рукоположен во епископа Камчатского и Петропавловского. И в этот период епископ-миссионер мн. ездил по Камчатке и Чукотке, оказывая помощь народам, страдавшим от землетрясений и эпидемии черной оспы. В 1917 еп. Нестор был участником Всероссийского Поместного Собора РПЦ, после к-рого из-за воен. действий не смог вернуться к своей пастве и оказался за границей. В 1948, будучи Экзархом Патриарха Московского и всея Руси в Юго-Вост. Азии, он подвергся аресту в Харбине, провел мн. лет в мордовских лагерях. По освобождении в 1956–58 был митрополитом Новосибирским и Барнаульским, а свой миссионер. путь закончил в сане митрополита Кировоградского (ум. 1962). Погребен у храма на ст. Переделкино под Москвой.
Кон. XIX – нач. XX в. – особый период миссионер. деят-ти РПЦ. В это время миссии постепенно охватывают все уголки обширнейшей Российской империи и начинают выходить в соседние страны. В системе высш. церк. упр-ния создается спец. орган – Миссионерский совет при Свят. Синоде, координирующий эту деят-ть. Особенно активно работали рус. духов. миссии в Китае, Корее, на Ближ. Востоке. Хотя с 1715 в Пекине и существовала Русская духовная миссия, она лишь совершала богослужения для небольшой рус. колонии. Правда, уже с нач. XIX в. члены миссии активно занимались изучением кит. яз., традиций и обычаев страны, а также ее истории и географии. Особое значение в деле становления рус. синологии (китаеведения) имели труды Иакинфа (Бичурина; ум. 1853), бывшего в 1807–20 начальником миссии в сане архимандрита. В 1858 кит. пр-во наконец разрешило представителям РПЦ заниматься миссионер. деят-тью среди китайцев по всей стране. Замечат. миссионером в Китае был иером. Исаия (Пешкин; ум. 1871). В 1866 благодаря его трудам совершено 1-е богослужение на кит. яз. Тяжкому испытанию подверглась правосл. миссия в 1900, когда во время боксерского восстания были разгромлены типография миссии и почти все ее храмы. Из 1 тыс. правосл. китайцев 300 убиты. Впрочем, накануне Первой мировой войны удалось не только восстановить утраченное, но и неск. приумножить плоды миссионер. работы. С 1902 миссию возглавлял еп. Иннокентий (Фигуровский). В этот период восстановлены или открыты вновь 20 храмов со школами, муж. монастырь и жен. община в Пекине. Одновр. появились миссионер. отд-ния в Хайларе, Тяньцзине, Юншинфу и Шанхае.
В 1900 начал свою миссионер. деят-ть в Корее архим. Хрисанф (Щетковский). Его заботами в Сеуле образована правосл. община. Весьма успешной была деят-ть архим. Павла (Ивановского; ум. 1919), впоследствии епископа Никольско-Уссурийского, к-рый перевел богослужеб. книги на кор. яз. и обратил в христианство тысячи корейцев. Во 2-й пол. XIX в. началась проповедь православия в Японии. Св. равноап. Николай (Касаткин), архиепископ Японский (1836–1912), свои труды начал в 1861. Он основал Японскую Православную Церковь, в 1912 она была представлена 266 общинами, в составе к-рых числилось 33 017 правосл. японцев (только в 1911 крещено 1 082 чел., в 1912 – 1 009). На службе Церкви при этом состояло 34 священника, 6 диаконов (все – японцы) и 116 катехизаторов. Японская Православная Церковь имела Духовную семинарию (89 учащихся), 2 жен. училища, типографию, где издавались 3 журнала, а также печаталась богословская лит. – переводная и оригинальная. За 50 лет своего благовестничества на этой земле свт. Николай перевел на яп. яз. Священное Писание и богослужеб. книги. Для подготовки пастырей из среды мест. населения он открыл в Токио семинарию и учредил неск. катехизат. училищ. Правосл. труды миссионера свт. Николая (Касаткина) в Японии были направлены не только на созидание живой христиан. Церкви, но и на сближение культур народов России и Японии.
В 1910 в Иркутске состоялся миссионер. съезд под председательством Высокопреосв. Макария, архиепископа Томского и Алтайского. Иркутский съезд постановил, «что проповедь, обучение, богослужение – одним словом, все виды миссионерского делания – должны совершаться на языке, понятном для «инородцев», причем миссия как таковая не должна задаваться посторонними целями, но должна стремиться к достижению своей собственной единой и высокой цели – приобрести язычников для Церкви Христовой». На Иркутском миссионерском съезде, в частн., были подведены и нек-рые итоги миссионер. деят-ти РПЦ за XIX и 1-е десятилетие ХХ в. И если среди зарубеж. миссий лучшей была признана духовная миссия Русской Церкви в Японии, то среди миссий, действовавших внутри страны, наибольшее признание получила Алтайская духовная миссия.
После революции 1917 организованным формам деят-ти миссий РПЦ был нанесен сокрушит. удар. Поначалу службы в нек-рых миссионер. приходах еще совершались, но большинство их в последующем было закрыто. Мн. архипастыри и священники, катехизаторы и миссионеры репрессированы. Начавшееся в кон. 1980-х – нач. 1990-х гг. возрождение РПЦ позволило обратиться и к проблеме правосл. миссии. После празднования 1000-летия Крещения Руси (1988) миссионер. деят-ть РПЦ в Сибири стала возрождаться, причем восстанавливается как внеш., так и внутр. миссия Церкви. Напр., возобновляется работа правосл. миссионеров в Горн. Алтае. Возвращаются прежние и обустраиваются новые образоват. заведения Русской Церкви в сиб. епархиях.
На Архиерейском Соборе, состоявшемся в кон. 2005, вопрос о миссионер. деят-ти РПЦ прозвучал как один из самых актуальных, в т. ч. для Сибири.
Протоиерей Борис Пивоваров