Профессиональное образование начальное и среднее

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НАЧАЛЬНОЕ И СРЕДНЕЕ, часть системы общего образования, призванная дать проф. знания, умения и навыки. 1-е проф. школы (навигацкие, геодезические, цифирные, горнозаводские, госпитальные, языковые) открылись в ряде сиб. городов в нач.–сер. XVIII в., однако большая их часть вскоре была закрыта либо преобразована в общеобразоват. учреждения. С 1860-х гг. в развитии рос. системы проф. образования произошли радик. изменения: отменены сослов. ограничения для получения образования; формировались разные типы учеб. заведений, устанавливалась преемственность между учреждениями разного уровня – низш., ср. и высш., углублялась специализация. К кон. XIX в. в стране действовало более 400 ср. и низш. проф. учеб. заведений (за искл. воен. и духов.). С открытием в 1873 в Иркутске ср. техн. училища и учит. семинарий в Омске, Красноярске и Иркутске начался новый этап в развитии проф. образования в регионе. В 1873–1920 открылось ок. 100 ср. и низш. проф. учеб. заведений пед., мед., с.-х., техн., коммерч. профиля, в к-рых обучалось ок. 5 тыс. чел. Наиб. кол-во ср. и низш. проф. учеб. заведений приходилось на учреждения пед. и с.-х. профиля. В учеб. заведениях обучалось от 10 (Боготольская лес. школа) до 350 чел. (Омское ср. с.-х. училище, Томское коммерч. училище). Кроме того, действовали 5 духов. семинарий, юнкер. училище в Иркутске и кадет. корпуса в Омске и Хабаровске.

Низш. проф. учеб. заведения (низш. и ремесл. училища, ремесл. школы) обучали воспитанников конкрет. ремеслу или специальности на базе нач. образования в теч. 3–4 лет. Ср. спец. учеб. заведения (ССУЗ) готовили специалистов, к-рые могли вести самостоят. деят-ть и организовывать работу небольших коллективов работников более низкой квалификации. В эти заведения принимали лиц с неполн. ср. образованием, срок обучения составлял 3–4 года. При многих из них открывались подготовит. классы, т. о. срок обучения увеличивался до 6–7 лет. Частично роль проф. учеб. заведений выполняли общеобразоват. учеб. заведения с доп. классами или курсами.

По источнику финансирования учеб. заведения делились на гос., частн. и общественные. В регионе доминировали гос. заведения, однако значит. долю их бюджета составляли отчисления из гор. казны, част. пожертвования, плата за обучение и др. (в 1913 в бюджете Иркутского среднетехн. пром. училища доля казен. пособия составляла 16 %). Заинтересованные в открытии нового учеб. заведения гор. власти, как правило, безвозмездно предоставляли земел. уч-ки, а иногда и готовые здания. В кон. XIX – нач. XX в. плата за обучение в ср. и низш. проф. школе (кроме пед. и благотворит. учеб. заведений) равнялась в ср. 50–70 руб. в год, но среди учащихся преобладали дети мещан и крестьян, причем крестьяне составляли ок. 30 % учеников, а в пед. и с.-х. учеб. заведениях – 60 %. В Сибири действовало неск. благотворит. проф. учеб. заведений, к-рые содержали и обучали профессии сирот и детей бедных родителей (ремесл.-воспитат. заведение Н.П. Трапезникова и др.).

В XIX в. открыты проф. учеб. заведения для женщин, в к-рых преподавали общеобразоват. предметы и обучали «женским» ремеслам (повивальному, белошвейному, вышивальному, вязальному, шляпочному и др.): Сиропитательный дом Е. Медведниковой в Иркутске (1838), школы повивальных бабок в Томске (1873) и Тобольске (1878), женские проф. школы в Томске (1905) и Владивостоке (1914), школа фельдшериц и акушерок в Иркутске, рукодельные классы при ср. и низш. общеобразоват. школах. В нач. XX в. в Никольске и Ялуторовске начали действовать жен. учит. семинарии, в 1910 в Тюмени открылось коммерч. училище С.И. Колокольникова, в к-ром совместно обучались девочки и мальчики.

В сов. период развитие системы низш. и ср. проф. образования прошло неск. этапов. 1-й охватывал 1920-е гг. В соотв. с общереспубл. системой упр-ния образованием в янв. 1920 при Сибревкоме создан отд. народ. образования (СибОНО), в составе к-рого с апр. того же года начал действовать Сибирский комитет профессионального образования (Сибпрофобр). Последний осуществлял орг. и метод. рук-во всеми высш., ср. и низш. проф. стационар. учеб. заведениями, а также курсами и др. формами проф. образования подростков от 14 лет и взрослых. В 1920–21 по инициативе органов власти и населения в массовом порядке создавались проф. учеб. заведения в круп. пром. и культур. центрах региона, а также в сел. местности и нац. р-нах. Многие из них открывались без учета реальной потребности в кадрах и мат. базы; в годы финанс. кризиса 1921–23 кол-во проф. учеб. заведений сократилось в ср. на 25 %. К сер. 1920-х гг. сеть восстановилась и к кон. десятилетия расширилась, но нач. и ср. проф. образование Сибири и Д. Востока на данном этапе не удовлетворяло текущих и потенц. экон. и культур. потребностей регионов.

В 1920-х гг. сложились 3 осн. типа стационар. учреждений для подготовки рабочих: школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), проф.-техн. школы и учеб.-производств. мастерские. К нестационар. учреждениям относились разного рода проф.-техн. курсы. Школы ФЗУ обучали всех работавших на предприятиях подростков 14–18 лет в теч. 3–4 лет специальностям, требующим длительной выучки, в теч. 2–3 лет готовили рабочих массовых профессий, а также давали ученикам общее образование в объеме 7-летней школы. Они создавались как для отд. предприятий, так и для неск. предприятий р-на и содержались за их счет. В связи с дефицитом квалифицир. раб. силы в кон. 1926 решением Наркомата просвещения РСФСР сокращен срок обучения до 3 лет в школах ФЗУ металлообрабат. пром-ти, ж.-д. транспорта и до 2 лет – текстил. и кожев. пром-ти. Сокращение сроков обучения потребовало создания для школ ФЗУ общеобразоват. базы – ими стали фаб.-зав. 7-летки (см. Школы крестьянской молодежи и фабрично-заводские семилетки). Уровень теор. образования в школах ФЗУ позволял их выпускникам выполнять квалифицир. работу, занимать должности подмастеров и мастеров, поступать в техникумы и высш. учеб. заведения.

В Сибири 1-е школы ФЗУ открылись осенью 1921 при Омском механическо-литейном и Гурьевском металлургическом з-дах. В 1922 в регионе было 13 таких школ (514 учащихся). Благодаря закону ВЦИК «Об установлении предельного минимума количества подростков в предприятиях» (май 1922) существенного сокращения числа школ ФЗУ не произошло. В 1926 в Сибири действовало 38 школ ФЗУ с 3 тыс. учащихся, в 1929 – 55 школ с 4 697 учащимися. На Д. Востоке и в Якутской АССР в 1923 работали 3 проф. школы и школы ФЗУ с 137 учащимися, в 1925 – 20 школ с 1 738 учащимися. В Сибири больше всего было школ ж.-д. и вод. транспорта и мест. пром-ти. Осн. часть преподавателей школ ФЗУ в 1920-х гг. составляли специалисты-производственники, для к-рых организовались курсы переподготовки. К 1925 на них прошло обучение 80 % преподавателей учителей школ ФЗУ.

Для подготовки кадров мелк. и кустар. пром-ти использовались реорганизованные из дорев. низш. техн. училищ и ремесл. школ проф.-техн. школы и учеб.-показат. мастерские со сроком обучения 3–4 и 1–3 года соотв. В 1920-х гг. эти учеб. заведения готовили рабочих по ремонту и обслуживанию с.-х. техники, текстил. пром-ти. В 1926 в 14 профшколах и 7 учеб. мастерских Сибири числилось ок. 2 тыс. чел., в 1929 действовали 38 профшкол и 8 учеб. мастерских, обучались 3 907 и 557 учащихся соотв. На Д. Востоке в 1925 работала 1 учеб. мастерская, училось 117 чел. В 1932 проф.-техн. школы и учеб.-показат. мастерские были закрыты либо реформированы в школы ФЗУ или техникумы.

В соотв. с «Декларацией о единой трудовой школе» (16 окт. 1918) все ср. проф. учеб. заведения преобразованы в техникумы. В 1922 в регионе действовало 44 техникума, в них числились 5,5 учащихся и 640 преподавателей, в 1928 – 36 техникумов (7,5 тыс. учащихся, 817 преподавателей), в т. ч. 12 пед. техникумов (2 131 учащийся), 8 индустр. (2 381 учащийся), 6 мед. и 6 худ. (в каждом ок. 1 тыс. учащихся), 4 с.-х. (698 учащихся). В 1928 сиб. техникумы выпустили 1 293 специалиста, ок. 64 % преподавателей техникумов имело высш. образование, половина имела стаж работы более 5 лет.

Постановления июльск. (1928) и нояб. (1929) пленумов ЦК ВКП(б) обозначили нач. 2-го этапа в развитии проф. образования. Все проф. учеб. заведения передавались из ведения Наркомата просвещения наркоматам соотв. профиля, планировалось значит. увеличить выпуск специалистов, в т. ч. за счет сокращения сроков обучения и узкой специализации учащихся. В 1930–32 наблюдался бурный рост числа проф. учеб. заведений и учащихся в них, в 1933–34 и последующие 2 года кол-во техникумов и школ ФЗУ значительно уменьшилось в результате ликвидации и слияния наскоро созданных маломощ. учреждений, не обеспеченных мат.-техн. и пед. ресурсами.

Осн. формой нач. проф. образования в 1930-х гг. были школы ФЗУ 3 типов (школы ученичества массовых профессий, по подготовке рабочих-универсалов и повышенного типа) и школы типа ФЗУ, созданные при совхозах, круп. стройках, конторах, предприятиях торговли и др. В 1-й пол. 1930-х гг. сроки обучения в школах ФЗУ сократились до 6 мес. для рабочих массовых профессий и до 1 года – для высококвалифицир. групп рабочих, из программы исключены все общеобразоват. и общетехн. дисциплины и изучение смежных производств. работ. Однако низкий общеобразоват. уровень учеников школ ФЗУ потребовал в 1935 увеличения сроков обучения до 1,5–2 лет. В Зап. Сибири в 1932 действовало 143 школы ФЗУ (43,3 тыс. учащихся), в 1939 – 54 школы (9 тыс.); в Вост. Сибири обучалось 15,7 тыс. чел., в 1939 – 3,9 тыс. учащихся в 33 школах. В 1935 из 75 школ ФЗУ и типа ФЗУ, действовавших на тер. Сибири, 43 школы работали на базе предприятий пром-ти и стр-ва, 27 школ – транспорта и связи, 5 школ – др. отраслей. С 1931 подготовка преподавателей школ ФЗУ велась в Томском индустриально-педагогическом ин-те.

В 1930-х гг. развивалась система подготовки и переподготовки рабочих без отрыва от произв-ва, включавшая произв.-техн. курсы со сроком обучения до 10 мес., рабочие техн. школы со сроком обучения до 2,5 лет; со 2-й пол. 1930-х гг. широкое распространение получили кружки техн. минимума, стахан. школы, школы мастеров соц. труда и т. п. В 1931 на предприятиях Зап. Сибири на 393 курсах прошли обучение 27 тыс. рабочих. На мелк. предприятиях действовала система индивид.-бригад. ученичества. В 1939 различ. формами обучения без отрыва от произв-ва в Сибири охвачено 80,7 тыс. Система обучения без отрыва от произв-ва включала также ср. (техникумы) и высш. (рабфаки и втузы при предприятиях) звенья. В 1930-х гг. на ряде круп. предприятий (Красмашзаводе, Норильском горно-металлургическом и Кузнецком металлургическом комбинатах и др.) созданы учеб. комбинаты, включавшие фаб.-зав. 7-летки, школы ФЗУ, производств.-тех. курсы, в отдельных случаях – техникум и ВТУЗ.

Для подготовки квалифицир. с.-х. рабочих (трактористов, комбайнеров, специалистов по обслуживанию с.-х. техники) существовавшие проф. школы в 1930 преобразованы в учеб. заведения типа школ ФЗУ – школы совхоз. ученичества и школы механизации со сроком обучения 6–8 мес. Механизаторов обучали также на курсах при машинно-тракторных станциях, совхозах, в школах колхоз. молодежи и др. В 1936 в регионе подготовлено 67 тыс. трактористов, более 5 тыс. шоферов, 1,8 тыс. механиков, 8,7 тыс. комбайнеров.

Осн. типом ССУЗ в 1930-х гг. оставались техникумы, в 1937 – пед. техникумы преобразованы в училища. В Сибири, как и в целом по стране, значит. увеличение числа техникумов в 1930–32 сменилось в 1933 их сокращением в среднем на 20 %, однако во 2-й пол. 1930-х гг., в отличие от др. регионов страны, их число вновь выросло. В 1933 в Сибири действовало 180 техникумов (33 тыс. учащихся), в 1939 – ок. 200 техникумов (61,1 тыс.). В Зап. Сибири в 1932 было 72 техникума (25,9 тыс. учащихся), в 1937 – ок. 100 техникумов (50 тыс.). В 1930 в сиб. техникумах работало 1 175 преподавателей. Особое внимание в этот период уделялось индустр. и транспорт. техникумам, готовившим специалистов для бурно развивавшихся в регионе машиностроения, металлургии, электротехники, хим. пром-ти, транспорта. В 1939 в Сибири действовало 52 таких техникума (13,3 тыс. учащихся). Большинство из них открывались в р-нах интенсив. индустр. развития: горный и коксохимический техникум в Кемерове, Новокузнецкий металлург. техникум и др. В 1939 больше всего было мед. (60, 16,8 тыс. учащихся) и пед. (75, 20,7 тыс. учащихся) ССУЗ. Они действовали не только в круп. городах, но и в нек-рых район. центрах. Специалистов с. х. в 1939 готовил 31 техникум, в к-ром обучалось 6,4 тыс. чел. Во 2-й пол. 1930-х гг. для абитуриентов введены прием. экзамены. В 1930-х гг. начала формироваться сеть заоч. и вечер. техникумов.

В предвоен. годы изменения в системе проф. образования направлены на мобилизацию труд. ресурсов для подготовки к войне. Гос. политика в проф. образовании ориентировалась на увеличение числ. квалифицир. рабочих, в т. ч. за счет плановой мобилизации и сокращения числ. специалистов со ср. и высш. образованием. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 окт. 1940 «О государственных трудовых резервах СССР» устанавливалась новая милитаризир. система подготовки рабочих. Созданы 3 типа заведений нач. проф. образования: для подготовки квалифицир. рабочих ремесл. училища (РУ) и ж.-д. училища (ЖУ) со сроком обучения 2 года и школы фаб.-зав. обучения (ФЗО) для подготовки рабочих массовых профессий с 6-месячным сроком обучения. Для рук-ва училищами и школами труд. резервов при СНК СССР организовано Гл. упр-ние трудовых резервов, финансирование данных учреждений возлагалось на гос-во. Учащиеся находились на полном гос. обеспечении; введена форма одежды и обуви. Устанавливался твердый гос. план приема, имевший силу закона; при недоборе учащиеся набирались в порядке мобилизации. За самовол. оставление училища предусматривалось уголов. наказание. Назначение на должности руководителей, преподавателей и мастеров согласовывались с парт. органами. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 окт. 1940 устанавливалась плата за обучение в ст. классах ср. школ, ср. спец. учеб. заведениях и техникумах, вузах, изменен порядок предоставления стипендии. Плата за обучение в сиб. ССУЗ составляла 150 руб. в год, в вузах – 300 руб. (при среднемес. зарплате рабочих и служащих 410 руб.); она отменена в 1954. К нач. 1941 в Сибири открыты 81 учеб. заведение труд. резервов (27 РУ, 15 ЖУ и 39 школ ФЗО), в т. ч. в Зап. Сибири – 39, в Вост. Сибири – 42 учеб. заведений. В них обучалось 24,5 тыс., 13,7 тыс., 10,8 тыс. учащихся соотв. В Хабаровском кр. в 1940–41 открыто 8 училищ, в Приморском кр. – 3 училища и 12 школ ФЗО.

Развитие проф. образования в Сибири в годы Великой Отечественной войны определялось неск. факторами – дефицитом раб. силы, сокращением числа преподавателей, финансирования и ухудшением условий работы, эвакуацией в регион учеб. заведений из европ. части страны. Многократно возросшая потребность в рабочих потребовала увеличения кол-ва школ и училищ труд. резервов: в Зап. Сибири за 1941–45 оно выросло в 4 раза (162 учеб. заведения, 54,2 тыс. учащихся), в Вост. Сибири – в 1,3 раза (57 учеб. заведений, 14 тыс. учащихся). Для комплектования школ и училищ неоднократно объявлялись призывы. Только в 1941–42 они проводились 16 раз. Был снижен возраст поступления до 14 лет для юношей и до 15 лет для девушек, среди мобилизованных в училища неуклонно возрастала доля сел. молодежи. Сроки обучения сократились до 3–4 мес. В 1941–42 в Сибирь эвакуировано более 500 училищ и школ ФЗО, в т. ч. в Зап. Сибирь – ок. 40 тыс. учащихся и преподавателей. Подготовка рабочих в годы войны велась в условиях нехватки препод. кадров: обеспеченность ими сиб. учеб. заведений труд. резервов составляла чуть более 50 %. В связи с этим к препод. работе привлекались наиб. успешные выпускники училищ и школ ФЗО, производственники, до 1943 исключено преподавание теор. дисциплин. Всего в 1941–45 учеб. заведения труд. резервов Зап. Сибири подготовили 211 тыс. (в т. ч. Новосибирской обл. – 92,9 тыс.), Вост. Сибири – 88,1 тыс., Хабаровского кр. – 36,7 тыс. рабочих. Доля рабочих, подготовленных в годы войны в Сибири, составила 12,7 % выпускников училищ и школ ФЗО всей страны.

В большей степени тяжелые условия войны сказались на положении ССУЗ: их кол-во неск. сократилось, но числ. учащихся выросла. Наиб. внимание уделялось деят-ти индустр. техникумов: открылось неск. новых учреждений, напр., машиностроительный в Красноярске, горно-металлургический в Норильске. Важную роль в развитии ср. проф. образования в регионе сыграли коллективы эвакуир. учеб. заведений. За 1941–45 техникумы и втузы Зап. Сибири подготовили более 7 тыс. инженеров. В 1943 упр-ние ССУЗ передано Гл. упр-нию техникумами при Всесоюзном комитете по делам высшей школы.

В послевоен. годы продолжался количеств. рост училищ и школ труд. резервов: в 1946 в Сибири действовало 200 таких учреждений (49,6 тыс. учащихся), в 1959 – 329 (78,9 тыс.). В связи со специализацией учреждений труд. резервов сформировались новые типы учеб. заведений: горнопром. ремесл. училища, училища механизации с. х., строит. школы, наиб. привлекательные для молодежи техн. училища, в к-рых велась подготовка по совр. раб. специальностям. В 1950-х гг. повысился общеобразоват. уровень учащихся: в 1959 образование не ниже 7 классов имели 96,7 % принятых в училища. Доля молодежи из городов и раб. поселков среди поступающих выросла с 22,6 % в 1951 до 50,4 % в 1959.

С кон. 1950-х гг. развитие нач. проф. образования определяется общими задачами повышения образоват. уровня населения и создания единой системы образования с уровнем не ниже среднего. В связи с этим в 1959 система гос. труд. резервов преобразована в систему проф.-техн. образования. Учреждались 2 типа проф.-техн. училищ: городские (ГПТУ) со сроком обучения 1–3 года и сельские (СПТУ) со сроком обучения 1–2 года. Система проф.-техн. образования переводилась на единую общеобразоват. базу – 8-летнюю школу. В Сибири переход на данную систему затянулся до 1961–62 в связи с недостатком контингента учащихся с 8-летним образованием (проблема сохранялась до 2-й пол. 1960-х гг.) и необходимостью создания учеб.-мат. базы для учреждений новых типов. 10 нояб. 1969 ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли решение о постепенном переходе ко всеобщему ср. образованию и определили круг учеб. заведений, в к-рых будет решаться эта задача. В их числе оказались ср. гор. проф.-техн. училища (СГПТУ). В 1975 такие же училища созданы в сел. местности. В 1981 СГПТУ и ССПТУ вместе с техн. училищами, осуществлявшими подготовку высококвалифицир. рабочих на базе ср. образования, составляли 93,9 % от общего числа проф.-техн. училищ Сибири. После введения в 1973 закона о всеобщем обязат. ср. образовании учащиеся остальных ПТУ должны были получать ср. образование в вечер. (сменных) школах. В Сибири в 1966 было 448 ПТУ (158,9 тыс. учащихся), в 1976 – 684 (301,5 тыс.), в 1985 – 755 (331 тыс.). В Зап. Сибири располагалось в 2 раза больше ПТУ, чем в Восточной, однако Вост. Сибирь опережала Западную по темпам роста числа училищ и учащихся в них, что соответствовало особенности индустр. освоения региона в данный период. В 1981 39 % ПТУ Сибири действовало на базе пром. предприятий, 26 % – строит. и монтаж. орг-ций, 21 % – предприятий и орг-ций с. х., 8 % – предприятий сферы обслуживания, 5,6 % – орг-ций транспорта и связи. Размещение ПТУ в целом соответствовало сложившейся в регионе производств. сети. Со 2-й пол. 1960-х гг. в номенклатуре специальностей, по к-рым осуществляли подготовку сиб. ПТУ, появились профессии, связанные с развитием науч.-техн. прогресса (НТП): рабочие радио- и электрон. пром-ти, механики по ремонту авиац. приборов, операторы станков с числовым программным упр-нием и т. п.

В 1950–80-х гг. под влиянием требований НТП возрастает значимость ССУЗ как учреждений по подготовке высококвалифицир. специалистов со ср. образованием. В 1950 в регионе было 260 ССУЗ (64,3 тыс. учащихся), в 1960 – 278 (157,8 тыс.), в 1970 – 367 (381,1 тыс.), в 1980 – 379 (385,6 тыс.), в 1986 – 408 (369,4 тыс.). В Зап. Сибири размещалось в 1,2 раза больше ССУЗ, чем в Восточной. На Д. Востоке в 1986 действовало 114 ССУЗ, в к-рых обучалось 105,7 тыс. чел. Важная особенность развития сиб. ССУЗ – значит. увеличение кол-ва техникумов, готовящих специалистов для пром-ти; впервые их число превысило кол-во пед. и мед. училищ. В 1980 в регионе действовали 102 пром. и геол.-развед. техникума, училища: 71 мед., 70 пед., 44 – культуры и искусства, 42 – сел. и лес. хоз-ва, 38 – строит., энерг., транспорта и связи, 32 – экон. Открытие ряда техникумов было реакцией на дефицит специалистов, необходимых для развивавшихся в регионе отраслей пром-ти. В 1955–58 при стр-ве Новосибирской, Ангарской, Красноярской, Братской ГЭС и в Иркутске открыто 5 энергостроит. техникумов. Ок. 40 % всех учащихся сиб. ССУЗ обучались на вечер. и заоч. отд-ниях.

Изменение соц.-экон. и полит. ситуации в кон. 1980–90-х гг. отразилось на развитии проф. образования в регионе. Сокращение гос. финансирования и отмена жесткого планирования по подготовке рабочих в учреждениях нач. проф. образования обусловили нек-рое сокращение сети ПТУ в регионе. В Новосибирской обл. в 1980 действовало 105 ПТУ (43,9 тыс. учащихся), в 1990 – 98 (36,4 тыс.), в 2001 – 86 (30,8 тыс.). В Красноярском кр. кол-во ПТУ и числ. учащихся в них в 2001 сохранилось на уровне 1980. Снижение роли гос-ва в упр-нии нач. проф. образованием имело серьезные последствия. Перевод части учреждений в ведение субъектов РФ и муниципалитетов осложнило финанс. ситуацию для большинства из них (доля учреждений, находящихся в федер. подчинении, составляет в регионе не более 12 %). Отказ от гос. планирования привел к дефициту раб. специальностей в регионе в 2000-х гг. В 2005 администрацией Новосибирской обл. установлены квоты для подготовки рабочих в училищах и лицеях. В 1990–2000-е гг. произошли изменения в отрасл. структуре нач. проф. образования: до 45 % увеличилась доля выпускников, подготовленных для сферы обслуживания, ведется подготовка для страхового, риэлтерского, реклам. бизнеса. В 2000-х гг. в регионе разрабатываются механизмы участия негос. орг-ций в подготовке рабочих. Осн. формами проф. нач. образования являются проф. училища и лицеи. Последние готовят рабочих более высокой квалификации, в тех из них, к-рые образованы путем слияния с ССУЗ, предусмотрена возможность получения ср. проф. образования. Лицеи составляют ок. 20 % от всех учреждений проф. нач. образования в регионе.

Привлекательность для молодежи более высоких ступеней проф. образования позволила сохранить сеть ССУЗ: в 2005 в Сибири действовало 401 учреждение, в к-ром обучалось 369,8 тыс. чел. Со 2-й пол. 1990-х гг. действуют 2 типа ССУЗ – техникумы (училища), в к-рых учащиеся получают базовое ср. проф. образование, и колледжи, в к-рых предусмотрено получение повышенного ср. проф. образования; мн. из них являются структур. подразделениями вузов. Колледжи составляют ок. 30 % всех ССУЗ. В регионе работают и негос. учреждения: в 2001 в Новосибирской обл. 7 из 63 ССУЗ являлись негосударственными. В 2005 в области лишь 40 % учащихся получали ср. спец. образование бесплатно. В кон. 1990-х гг. заметно изменилась отрасл. структура сиб. ССУЗ: доля учащихся, обучавшихся по экон.-правовым специальностям, возросла по сравнению с сер. 1990-х гг. в 2 раза, однако с 2000 по 2004 их доля вновь уменьшилась, в номенклатуре специальностей появились позиции, отражающие особенности совр. соц.-экон. развития (информ. технологии, освоение сырьевых ресурсов, быт. сфера). Возросшие требования рынка труда к уровню образования сказались на увеличении доли учащихся заоч. и вечер. отд-ний ССУЗ.

Т. о., развитие нач. и ср. проф. образования в Сибири происходило в соотв. с тенденциями, характерными для страны в целом, и с регион. особенностями (удаленность от Центра, связанный с ней дефицит мат., финанс. и кадровых ресурсов, преим. пром.-сырьевое развитие, повлиявшее на отрасл. специализацию образования в регионе). Гл. положит. тенденция развития проф. образования – переориентация на удовлетворение в первую очередь потребностей личности в интеллект. и культур. развитии и опосредованно удовлетворение потребностей об-ва в работниках опред. специальностей. Данные изменения отразились на содержании и структуре образования в регионе. Вместе с тем возникла проблема поиска механизма регулирования рынка образоват. услуг с учетом экон. и соц.-культ. потребностей региона.

Лит.: Очерки истории профессионально-технического образования в Сибири. 1917–1980. М., 1985; Очерки истории высшего и среднего специального образования в Сибири (1917–1980). Новосибирск, 1986; Карманов П.К. Подготовка квалифицированных рабочих в профессионально-технических училищах Восточной Сибири (1940–2000 годы). Красноярск, 2002; Толочко А.П., Ищенко О.В., Сковородина И.С. Развитие профессионального образования в Западной Сибири в конце XIX – начале XX в. (опыт истории в контексте современности). Омск, 2005.

С.Н. Ушакова