Просветительные общества

Просветительные общества. В дорев. России большую роль в народ. просвещении – от элементар. грамотности до культур. работы в широком плане – играли культ.-просвет. и благотворит. обществ. орг-ции. Одними из 1-х были Московский (1845, при Об-ве сельского хозяйства) и Петербургский (1861, при Вольном экономическом об-ве) комитеты грамотности. В 1860–80-е гг. возникли многочисл. об-ва: попечения о нач. образовании, распространения просвещения, содействия устройству лекций, библиотек, курсов, классов, вспомоществования учащим и учившим, вспомоществования учащимся и т. д. В кон. XIX в. широко распространены воскресно-вечер. классы и тех. курсы для рабочих, появлению к-рых способствовали Русское техническое об-во (РТО), Об-во по распространению тех. знаний и др. В 1898 в России, по офиц. данным, действовало 135 П. о., 528 воскрес. школ, 404 повторит. класса и 446 воскрес. и вечер. курсов для рабочих. В нач. XX в. появились самостоят. раб. просвет. орг-ции (об-ва самообразования), создававшие школы для детей и курсы для обучения взрослых грамоте. По инициативе обществ. орг-ций и частн. лиц открывались народ. университеты, народ. дома, издавались буквари, книги для чтения и т. д. В 1905 в России насчитывалось ок. 200 об-в народ. просвещения, в 1910 – более 500 офиц. зарегистрир. просвет. орг-ций разного профиля.

В Сибири в нач. XX в. только в Томской губ. действовало 7 об-в попечения о нач. образовании. 1-е основано в Томске (1882), в 1883 Омское об-во для устройства народ. чтений, затем в 1884 в Барнауле и Красноярске, в 1886 Иркутское об-во бесплат. библиотек-читален и др. Крупнейшее в регионе Томское об-во насчитывало от 1,6 тыс. (1883) до 760 (1895) чл., в Омское об-во входили до 500 чел., в Барнаульское – от 300 до 350 чел. (в 1886 – 660 чел.). Осн. направления и формы деят-ти: создание школ (начальных для детей и воскресных или вечерних для взрослых), б-к, проф. курсов, музеев, проведение народ. чтений, публич. лекций, выставок и др. На поприще просвещения и орг-ции разумного досуга населения (спектакли, лит.-муз. вечера, праздн. народ. гуляния и пр.) работали и др. обществ. орг-ции: лит.-муз.-драм. об-ва, об-ва любителей художеств, народ. развлечений, трезвости, покровительства животным, мест. отд-ния Русского географического об-ва (РГО) и т. д. К 1910 в Томской губ. насчитывалось более 80 обществ. орг-ций, участвовавших в культ.-просвет. деят-ти. Более 30 просвет. и благотворит. об-в существовало в 1909 в Омске.

В Вост. Сибири в нач. XX в. действовали 7 об-в попечения о нач. образовании, 18 об-в вспомоществования учащимся. В Иркутске школьной и культ.-просвет. работой занимались об-во «Просвещения», Об-во распространения народ. образования и народ. развлечений, Об-во по устройству народ. чтений, Об-во общедоступных курсов, мест. отд-ние Российской лиги эсперантистов, в Чите – Об-во народ. чтений и об-во «Вестник знания», в Красноярске – «Лига образования». В 1916 в Иркутской губ. насчитывалось 16 культ.-просвет. об-в. Особ. роль играли культ.-просвет. об-ва в жизни малых городов и поселков, напр. об-ва народ. образования и попечения о нач. образовании в Черемхово, Ачинске, Енисейске и Бийске, библиотеч. об-во в Мариинске и др. Большинство культ.-просвет. об-в возникало и действовало по инициативе беспарт. интеллигенции, купечества, мещанства. Актив. участие в их орг-ции и деят-ти принимали полит. ссыльные.

В нач. XX в попытки создания просвет. орг-ций в нац. р-нах Сибири предпринимали представители нарождавшейся нац. интеллигенции. Напр., в 1905–06 в Якутске существовали Об-во просвещения, Об-во народ. чтений и Об-во попечения о народ. образованности, созданные мест. интеллигенцией при поддержке полит. ссыльных. В 1917–20 в Якутске действовало культ.-просвет. об-во «Саха аймах», при к-ром работали воскрес. школа и б-ка, фонд помощи учащимся, издавался рукоп. науч.-лит. журнал. Массовой культ.-просвет. орг-цией стало об-во «Саха омук» («Якутская нация», 1920–28), имевшее многочисл. филиалы, сотни чл. (в 1922 более 300 чел.), внесшее большой вклад в развитие образования, науки, искусства Якутии. В «Саха омук» работали выдающиеся деятели Якутии: П.А. Ойунский, М.К. Аммосов, И.Н. Барахов, А.Е. Кулаковский, А.И. Софронов, Н.Д. Неустроев, Г.В. и П.В. Ксенофонтовы и др.). Действовали театр., лит., спорт. секции, б-ка. Ставились спектакли, организовывались концерты, диспуты, лекции, лит. вечера. Велись работы по усовершенствованию якут. алфавита, разрабатывались школ. программы, осуществлялись переводы с рус. на якут. яз. лит. произведений, учебников, просвет. материалов; занимались сбором этногр. материала, фольклора, предпринимались попытки орг-ции краевед. музеев (Вилюйск, 1924). Особое внимание уделялось распространению грамотности, орг-ции школ для взрослых, ячеек ликбеза. В сер. 1920-х гг. издавалась газета, потом лит. журнал. Филиалы об-ва в отдален. р-нах Якутии нередко были единств. очагами культуры.

В послерев. России (1920-е гг.) продолжали действовать мн. культ.-просвет., науч., краевед. об-ва, созданные до революции. Напр., об-ва истории и древностей российских (1804–1929), любителей рос. словесности (1811–1929), распространения естественно-ист. образования (1894–1935), отделы РГО и др. Значит. работу по культур. просвещению масс вели мн. из «старых» и созданных после революции обществ. орг-ций интеллигенции (напр., секции науч. и инж.-техн. работников в профсоюзах). В сов. период в орг-ции внешкол. образования взрослых (одно из гл. направлений деят-ти дорев. П. о.) ведущую роль играли органы народ. образования, др. гос. и парт. структуры, а также профсоюзы. Массовыми просвет. обществ. орг-циями являлись Всерос. об-во «Долой неграмотность» (1923–36), Всесоюз. об-во «Знание» (1947–91). К числу культ.-просвет. обществ. орг-ций, согласно сложившейся в отеч. историографии традиции, относятся также различ. об-ва любителей (друзей) книги, Всерос. об-во охраны природы (с 1924), Всерос. об-во охраны памятников истории и культуры (с 1965), об-ва культур. связей с зарубеж. странами, Советский (Российский) фонд культуры (с 1986) и др.

Всерос. об-во «Долой неграмотность» (ОДН) внесло значит. вклад в ликвидацию неграмотности населения в 1920–30-е гг. (см. Ликвидация неграмотности). Создано в сент. 1923. К нач. 1925 насчитывало ок. 0,5 млн чел., в кон. 1925 – 1,6 млн, в кон. 1-й пятилетки ‑ до 6 млн чел. ОДН вело большую работу по орг-ции ликпунктов, пропаганде борьбы за грамотность (собрания, митинги, выставки), сбору средств, изданию и распространению букварей, метод. и учеб. пособий и т. д. Со 2-й пол. 1920-х гг. особое внимание обращалось на активизацию культурно-шефской работы ОДН и рабочих орг-ций на селе. ОДН действовало в тесном контакте с парт. и профсоюз. органами. Работа среди нац. меньшинств в кон. 1920-х – нач. 1930-х гг. проводилась совместно с об-вами нового (латинизир.) алфавита. В Сибири 1-е орг-ции ОДН созданы в 1924 (в февр. – регион. отд-ние во главе с Р.И. Эйхе, в марте–апр. – губ. и уезд. правления). В сент. 1925 они объединяли 54 тыс. чел., в кон. 1928 – ок. 80 тыс. чл. С осени 1929 выпускалась газ. «За грамоту». Издавались метод. пособия, буквари, хрестоматии для малограмотных и др. (всего 25 назв. за 1925–29 общим тиражом 202 тыс. экз.). В 1924–32 через ОДН прошли обучение примерно 10 млн неграмотных и малограмотных. Ликвидировано в 1936 (пост. СНК и ЦК ВКП(б) от 16 янв. 1936) как выполнившее осн. возложенные на него задачи.

Массовой антирелиг. орг-цией был Союз воинствующих безбожников (СВБ). Большую роль в его возникновении сыграла газ. «Безбожник» (1922–41), вокруг к-рой сформировалась сеть корреспондентов и кружков читателей. На их основе в авг. 1924 в Москве образовано Об-во друзей газ. «Безбожник» (ОДГБ). В апр. 1925 состоялся 1-й съезд ОДГБ, на к-ром создано всесоюз. антирелиг. об-во «Союз безбожников», на 2-м съезде (1929) переименованное в СВБ. Центр. Совет СВБ возглавлял Е.М. Ярославский. В 1929 СВБ насчитывал 465 тыс. чл. (в 1926 ‑ 86 тыс.). Числ. СВБ в Сибирском кр. с 1928 по 1930 возросла с 4 тыс. до 130 тыс. чел. В 1928‑29 здесь прошли окружные и районные конф., в марте 1929 – 1-й Сиб. краевой съезд Союза безбожников.

Первичные орг-ции СВБ существовали на заводах, фабриках, в колхозах и учеб. заведениях. К нач. 1941 в стране числилось 96 тыс. ячеек и ок. 3,5 млн чл. СВБ 100 национальностей. СВБ ставил задачу идейной борьбы с религией во всех ее проявлениях, формирования у трудящихся науч. мировоззрения, проводил пропаганду естеств.-науч. и атеистич. знаний, готовил кадры пропагандистов и агитаторов-атеистов, выпускал науч. и науч.-популяр. лит., ряд период. изданий, устраивал музеи и выставки и т. д. Чл. СВБ участвовали в антирелиг. кампаниях, выступали инициаторами закрытия и разрушения церквей, создании безбожных цехов, бригад, колхозов. Гл. лозунги: «Через безбожие – к коммунизму», «Борьба с религией – борьба за социализм». Фактически СВБ прекратил деят-ть летом 1941 после начала Великой Отечественной войны, формально – в 1947 в связи с орг-цией Всесоюз. об-ва по распространению полит. и науч. знаний.

Всесоюзное об-во по распространению политических и научных знаний учреждено как добровол. обществ. орг-ция по инициативе группы выдающихся ученых (июнь 1947). В 1963 переименовано во Всесоюзное об-во «Знание» («З.»). Первым пред. правления об-ва был акад. С.И. Вавилов. «З.» объединяло 15 об-в союз. республик. Его орг-ции имелись во всех авт. республиках, краях, областях, нац. округах, в городах и р-нах. Первичные орг-ции об-ва были созданы в науч. учреждениях, учеб. заведениях, на предприятиях и т. д. На 1 янв. 1972 «З.» насчитывало ок. 2,5 млн чл., в т. ч. 1,7 тыс. академиков и чл.-кор. АН СССР, АН союз. республик и отрасл. академий, 107 тыс. д-ров и канд. наук, профессоров и доцентов. Об-во организовывало по всем отраслям знания публич. лекции, науч. доклады и конф., семинары, тем. вечера, устные журналы, народ. чтения, творч. отчеты ученых в производств. коллективах, беседы, науч. консультации, участвовало в пропаганде знаний по радио и телевидению, в создании науч. и науч.-популяр. фильмов. Проводило большую работу в народ. университетах. В разных городах страны об-во имело лектории, планетарии, дома науч.-тех. пропаганды, дома науч. атеизма и т. д. Об-ву принадлежало изд-во «Знание», издавались журналы «Международная жизнь» (на рус., англ. и фр. яз.), «Наука и жизнь», «Знание – сила», «Наука и религия», «Слово лектора» и др. Прекратило существование после распада СССР.

Правопреемником Всесоюз. об-ва «З.» на тер. РФ с 1991 является об-во «Знание» России – негос., обществ., образоват.-просвет. орг-ция. Одно из приоритет. направлений деят-ти – непрерывное образование. Во мн. регионах созданы центры и институты непрерывного (доп.) образования, где проводятся курсы и семинары по повышению квалификации и переподготовке кадров. В ряде городов орг-циями «З.» учреждены негос. выс. учеб. заведения. При содействии зарубеж. партнеров создается сеть компьютер. классов в десятках регионов РФ; разработана и осуществляется программа «Компьютерное образование взрослых». Орг-ции и учреждения об-ва предлагают курсы по изучению иностр. яз., по интересам и увлечениям различ. групп населения (ведение домаш. и садового хоз-ва, основы мед. знаний, уроки красоты, этики, риторики и т. д.), проводят лекции, консультации, информ. встречи по широкому кругу проблем совр. рос. об-ва. Орг-ции об-ва «З.» действуют в 70 субъектах РФ. В систему об-ва входят планетарии, дома знаний и науч.-тех. пропаганды (Москва, С.-Петербург и др.). Издается ежекварт. ж. «Новые Знания», посвящ. вопросам образования взрослых в России и за рубежом. Об-во «З.» сотрудничает с родств. зарубеж. орг-циями, является чл. Европ. ассоциации по образованию взрослых (1996). Президентом об-ва «Знание» России с 2003 является акад. РАН С.Н. Багаев, пред. правления – В.П. Рыбалко.

Лит.: Ямпольская Ц.А. Общественные организации в СССР. Некоторые политические и организационно-правовые аспекты. М., 1972; Степанский А.Д. Общественные организации России на рубеже XIX–XX вв. М., 1981; Коржихина Т.П. Общественные организации в СССР. 1917–1936 гг. М., 1981; Пыстина Л.И. Общественные организации научно-технической интеллигенции Сибири 20-30-е гг. Новосибирск, 1987; Дегальцева Е.А. Общественные неполитические организации Западной Сибири (1861–1917). Барнаул, 2002; и др.

Е.А. Дегальцева, Л.И. Пыстина