Пятидесятничество

ПЯТИДЕСЯТНИЧЕСТВО, позднепротестант. деноминация, отличит. черту к-рой составляет практика говорения на иных языках (глоссолалия), что рассматривается как следствие крещения Святым Духом. Возникнув в САСШ в нач. XX в. как течение, объединившее верующих различ. направлений протестантизма, П. вскоре стало отд. деноминацией. Наименование конфессии связано с описан. в Евангелии сошествием Святого Духа на апостолов в 50-й день после Воскресения Христова, в честь чего был установлен праздник Святой Троицы (Пятидесятница). Согласно вероучению П., с этого времени Святой Дух постоянно нисходит на Церковь Христову. Каждый чл. конфессии вслед за водным крещением по вере проходит крещение Духом Святым, получая его дары, к-рые могут проявляться в виде дара исцеления больных, пророчества, знания незнакомых языков. Для П. также характерно резко отрицат. отношение к войне и воен. службе.

В России миссионер. деят-ть отд. пятидесятников велась уже в 1-е десятилетие XX в. Первые общины на тер. Рос. империи возникают в это время в Финляндии. Характерным свойством П. в России является его крайняя неоднородность и дробление на различ. течения. 1-м течением П., появившимся в России, стало направление т. н. единственников, или еванг. христиан в духе апостолов (ЕХДА), к-рые признавали Богом только Иисуса Христа. У истоков этого направления стояли пресвитер А.И. Иванов и проповедник Н.П. Смородин. К нач. 1920-х гг. в России было ок. 80 общин христиан в духе апостолов, Союз ЕХДА фактически оформился еще до 1917.

Чисто рус. в П. считаются 2 направления: еванг. христиане пятидесятники-сионисты (ЕХПС, леонтьевцы) и еванг. христиане святые сионисты (ЕХСС, мурашковцы), проповедовавшие земной хар-р тысячелет. Царства Христа. Леонтьевцы считали, что спасение возможно лишь в Палестине на горе Сион, мурашковцы верили, что «духовный Сион» может быть построен в любом месте, а после Второго пришествия церковь будет перенесена в Палестину.

В 1920-е гг. возникает наиб. распространен. направление в П., имеющее 2 независ. источника: 1) движение, созданное в 1921 И.Е. Воронаевым в Одессе (христиане евангельской веры, ХЕВ), 2) движение, основанное Г. Шмидтом в Тернопольской обл. в 1924 (христиане веры евангельской, ХВЕ). Сторонники этого направления придерживаются классич. пятидесятнич. богословия даров Святого Духа, осн. из к-рых считается глоссолалия. В остальном их доктрина полностью совпадает с вероучением баптистов и еванг. христиан.

Направления ХЕВ и ХВЕ были созданы при актив. участии наиб. круп. течения П. в США – Ассамблеи Бога – и сосуществовали в кон. 1920-х – 1940-е гг. на тер. Зап. Украины, Белоруссии и Литвы. В 1926 на 1-м Всеукраин. съезде пятидесятников образован Всеукраин. союз христиан еванг. веры. Из-за гонений в сов. время «воронаевцы» и «шмидтовцы», сохраняя различия между собой, образовали одно направление. Несмотря на их лояльность к сов. власти, отношение к пятидесятникам в СССР было настороженным, а с кон. 1920-х гг. – нетерпимым.

В Сибири наиб. распространение получило учение «воронаевцев», приехавших сюда в нач. 1920-х гг. В 1928–29 в Омске чл. «Русско-Восточной европейской миссии» Подлесский создал неск. общин. К 1934 официально в Омской обл. (в границах 1934) насчитывалось 255 пятидесятников. Рост П. наблюдался до 1936, к этому времени появляются общины в ряде городов Омской обл. (Ишим, Тюмень, Ялуторовск). В 1930-е гг. пятидесятники в Сибири подвергались репрессиям наравне с чл. др. протестант. конфессий. Мн. пятидесятники (особенно пятидесятники-сионисты и пятидесятники-субботники) восприняли гонения со стороны гос-ва как предвестие последних времен и начало апокалипсиса. К нач. 1940-х гг. числ. пятидесятников в СССР увеличилась за счет присоединения тер. Зап. Украины, где действовали общины ХВЕ.

В первые послевоен. годы пятидесятники предприняли шаги для легитимации деят-ти конфессии. В 1945 часть пятидесятнич. общин под нажимом гос-ва вошла в состав ВСЕХБ (см. Евангельские христиане-баптисты). Между епископами пятидесятнич. церквей и лидерами ВСЕХБ было подписано т. н. августовское соглашение, по к-рому ЕХБ и пятидесятники ХЕВ и ХВЕ объединялись в рамках ВСЕХБ. В апр. 1947 к августов. соглашению присоединились ЕХДА. По офиц. оценкам, в 1940-е гг. к ВСЕХБ присоединилось ок. 25 тыс. пятидесятников. Пятидесятники, вошедшие в ВСЕХБ, регистрировались в качестве баптистов, формально П. в СССР прекратило свое существование. Фактически ни еванг. христиане-баптисты, ни пятидесятники не стремились к объединению, т. к. их доктринальные базы различались, хотя принцип. догматич. разногласий между пятидесятниками и еванг. христианами-баптистами не существовало. Гос-во, настаивая на слиянии различ. деноминаций, преследовало цель унифицировать протестант. движение и подчинить его единому центру. В результате большинство пятидесятников продолжало надеяться на выход из ВСЕХБ и создание самостоят. церков. структуры. Августов. соглашение продолжало действовать до 1989, когда пятидесятники офиц. вышли из состава ВСЕХБ

Так и не преодолев разногласий внутри ВСЕХБ мн. пятидесятнич. общины, вступившие в Совет в 1945 и последующих годах, стали выходить из него. Наиб. бескомпромиссно настроен. пятидесятники отказывались от любых отношений с гос-вом. В 1956 в Харькове прошел съезд служителей ХВЕ, на к-ром был провозглашен независ. неформал. Союз христиан веры евангельской. Руководящим органом Союза церквей ХВЕ стал Совет епископов, позже получивший название Киевского епископата (по месту постоян. собраний). Тер. СССР была разделена на 38 регионов, в каждом были созданы регион. правления, утверждены епископы и ст. пресвитеры. Урал и Зап. Сибирь вошли в Среднеазиат. регион. В 1963 незарегистрир. пятидесятники были выявлены в 95 адм. единицах СССР. Наиб. концентрация пятидесятников была характерна для зап. р-нов страны (Украина, Белоруссия и Молдавия). В РСФСР больше всего пятидесятников насчитывалось в Кемеровской обл. (798 чел.), много пятидесятников проживало в Сибири и на Д. Востоке. В 1965 по офиц. данным в РСФСР было 195 незарегистрир. общин, в к-рых состояло более 5 тыс. чл.

Рубеж 1950–60-х гг. характеризуется особенно жестким давлением на верующих. В 1961 Совет по делам религий при Совете министров СССР утвердил инструкцию, в соотв. с к-рой к регистрации не допускались религ. об-ва и группы верующих, принадлежащие к сектам, носящим «антигосударственный и изуверский характер»: иеговисты, пятидесятники, истинно православные христиане, истинно православная церковь, адвентисты-реформисты и т. п. В ряде городов прошли суды над рук. и членами общин. Так, в 1959 в Тюмени был организован обществ. суд над рук. пятидесятнич. общины, в 1961 в Ялуторовске как рук. секты пятидесятников был осужден Е.И. Бабушкин. Преследования сопровождались шумной пропагандист. кампанией, призванной сформировать обществ. мнение о пятидесятниках как об изувер. секте, совершающей кровавые жертвоприношения.

Не имея возможности собираться открыто, верующие встречались на частных квартирах, в лесу, на кладбище. Дискриминация со стороны гос-ва ставила перед ними вопрос о путях дальнейшего существования П. в СССР. Верующими обсуждалась возможность эмиграции и последующего объединения с зарубеж. центрами П. Весной 1973 члены общин из Черногорска (Красноярский кр.) и Находки (Д. Восток) обратились к властям за разрешением на выезд из СССР, но получили отказ. Этот факт послужил одной из причин взаимодействия пятидесятников и правозащит. движения.

В 1968 в СССР была разрешена регистрация автоном. пятидесятнич. общин, продемонстрировавших властям свою лояльность. Регистрация пятидесятников проводилась на правах автономии, т. е. каждая община регистрировалась отдельно. Значит. часть общин зарегистрировалась. К сер. 1980-х гг. в стране насчитывалось 843 пятидесятнич. общины, в т. ч. как входившие в состав ВСЕХБ, так и автономно зарегистрир., и нелегал. общины.

Опред. свободу в своей деят-ти пятидесятники получили после принятия в 1990 Закона СССР «О свободе совести и религиозных объединений». Организуется Объед. союз христиан веры евангельской – пятидесятников и ряд др. пятидесятнич. союзов. В т. ч. регистрируются Миссия Благотворения и Евангелизации ХВЕ «Стефан» в Тюмени (1993), Миссии в Кургане, Омске и др. городах.

В Сибири присутствуют все пятидесятнич. филиации. Число пятидесятнич. общин значит. различается. Напр., в Иркутской обл. имеется 48 общин, в Томской – 7 (из них 6 в Томске), в Тюменской обл. (в т. ч. Ямало-Ненецком авт. окр. и Ханты-Мансийском авт. окр.) – 14 (на кон. 2005 – нач. 2006). Кроме того, в ряде нас. пунктов Сибири существуют малочисл. религ. группы пятидесятников, не оформленные организационно как церкви. Общую числ. пятидесятников в Сибири подсчитать сложно, прежде всего из-за различ. форм объединений, кроме того, числ. нерегистрирующихся пятидесятников не поддается формализов. учету.

Для подготовки пасторов в Иркутске действует Сибирский теологический институт, влияние к-рого распространяется на ряд сиб. регионов. В Ялуторовске (Тюменская обл.) в 2006 открылась «Тюменская Библейская Семинария Христиан Веры Евангельской». Помимо религ., церкви ХВЕ ведут соц. работу.

Лит.: Москаленко А.Т. Пятидесятники. М., 1966; Ефимов И. Современное харизматическое движение сектантства: (исторический очерк, критический разбор вероучения, положение в настоящее время). М., 1995; Алов А.А., Владимиров Н.Г., Овсиенко Ф.Г. Мировые религии. М, 1998; Франчук В.И. Просила Россия дождя у Господа. В 3 т. Киев, 2002–2003; Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. М., 2003. Т. II; Протестантизм в Тюменском крае: история и современность / Под ред. И.В. Боброва. СПб., 2006.

В.П. Клюева