РАСКРЕСТЬЯНИВАНИЕ, процесс сокращения числ. и уд. веса крестьянства в составе сел. населения, снижения доли с.-х. произв-ва крест. хоз-в в общем объеме аграр. произв-ва, а также радикал. трансформации базовых институцион. характеристик крест-ва, определяющих его как класс: семейного дворохоз-ва, общины, традиц. культуры и образа жизни. Итогом происходящих с крест-вом трансформац. изменений является его превращение в принципиально новую соц. общность. Данный процесс, с одной стороны, носит всеобщий глобал. хар-р, а с другой – в различ. странах имеет свою специфику. В условиях капитализации экономики Р. деревни происходит путем превращения части крестьян в сел. буржуа или пролетариев, а также интенсив. миграции в город. В результате крест. хоз-ва либо преобразуются в фермер., либо самоликвидируются.
В кон. XIX – нач. XX в. под влиянием развития рыноч. отношений начался процесс капиталистич. Р. сиб. деревни. В низших слоях деревни проявлялись элементы пролетаризации, в высш. – фермеризации. Но разложение крест-ва в данный период еще не стало осн. типом соц. мобильности сиб. деревни, а существовало как одна и притом не самая гл. ее тенденция. Более того, за счет интенсив. с.-х. переселения (см. Уолонизация аграрная Сибири в XVII – нач. XX в.) уд. вес крест-ва в населении Сибири вырос.
В 1920-е гг. капиталистич. Р. сиб. деревни было фактически остановлено, а миграц. процессы перекрывались естеств. приростом. Не происходило в этот период и к.-л. принцип. качеств. изменений вышеприведенных институц. характеристик крест-ва. Абс. большинство сел. жителей вело индивид. хоз-во. Функции адм. и земской общины взяли на себя сельсоветы и земельные общества. Влияние крест. мира как института обычного права на их деят-ть и нормы общежития оставалось достаточно сильным. В целом неизменным был образ жизни на селе. В деревне господствовала традиц. крест. культура.
В кон. 1920-х гг. в результате антикрест. репрессий начался процесс самоликвидации крест. хоз-в. Земельные об-ва потеряли возможность регулировать земел. отношения. Сельсоветы превратились в инструмент проведения чрезвыч. кампаний. Были затруднены возможности крест. мира воздействовать на семейные и нравств. отношения односельчан.
В 1930-е гг. в Сибири, как и в СССР в целом, начался процесс, к-рый можно определить термином «социалистическое Р.». В ходе массовой коллективизации произошла ликвидация крест-ва как класса свобод. мелких товаропроизводителей и его трансформация в лично и экономически зависимый от гос-ва и эксплуатируемый последним соц. слой крестьянства колхозного. Одновр. завершилась ликвидация общины как института самоорг-ции крест-ва. Земельные об-ва упразднялись. Сельсоветы окончательно теряли функции самоупр-ния. Крестьяне отчуждались от власти. Более тотальным стало наступление на крест. культуру и ее замещение сов. культур. инновациями. Особенно сильным гонениям подверглись религ. верования и традиции.
Тем не менее полной ликвидации родовых черт крест-ва в период 1930-х – нач. 1950-х гг. не произошло. Своеобразный рудимент индивид. крест. хоз-ва – личное приусадебное хозяйство (ЛПХ) оставалось в это время осн. источником существования колхозников. После юр. ликвидации общины в их среде сохранялись общинные традиции. Традиц. крест. культура не была вытеснена из сознания и поведения значит. части селян, а продолжала существовать «в подполье». Преобладание конно-ручного труда способствовало сохранению крест. традиций. Даже утрачивая экон. черты, свойственные своему классу, превратившийся в колхозника сел. житель все еще оставался крестьянином по своему менталитету. Балансируя на грани выживания, большинство колхозников по-прежнему культивировало нормы морал. экономики и в целях самосохранения прибегало к обычным для крест-ва поведенч. стратегиям, лишь приспосабливая их к новым условиям.
Второй этап социалистич. Р. деревни начинается с сер. 1950-х гг. Постоянно растущая оплата труда в колхозах и совхозах становится осн. источником существования сел. жителей. ЛПХ интегрируется с колхозно-совхоз. произв-вом. Значит. часть ресурсов для его ведения черпается в с.-х. предприятиях (обработка приусадеб. уч-ков, покупка и хищение кормов и т. п.). Укрупнение колхозов и превращение большинства из них в совхозы привело к более интенсив. размыванию многовековых крест. традиций. Осознание своей принадлежности к малой сел. общности и зависимости от нее большинство селян окончательно потеряло в ходе ликвидации «неперспективных» деревень. Качеств. сдвиги в соотношении типов культур в деревне также начались в 1950-е гг., усилились в 1960-е и приобрели необратимый хар-р в 1970-е гг.
В 1960–70-е гг. корен. образом изменился социокультур. тип сел. жителя. Индустриализация аграр. произв-ва, переход на оплату труда, не зависящую от его конечных результатов, связанное с этим отчуждение от земли превратили бывш. крестьян, вне зависимости от того, где они работали – в колхозах или совхозах, в наем. с.-х. рабочих. Процесс Р. сиб. деревни завершился.
См.: Аграрная политика советского государства в Сибири, Аграрный строй.
Лит.: Ильиных В.А. Тенденции и этапы процесса раскрестьянивания в Сибири в советский период (к постановке вопроса) // Гум. науки в Сибири. 1998. № 2; Политика раскрестьянивания в Сибири. Новосибирск, 2002. Вып. 2.
В.А. Ильиных