РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ, транспорт, осуществляющий перевозки пассажиров и грузов по естеств. (реки, озера) и искусств. (каналы, водохранилища) водным путям.
Обь-Иртышская, Енисейская, Ленская речные системы издавна служили важными транспорт. путями, связывавшими юг и север Сибири. С внедрением машинной техники реч. перевозки вышли на новый уровень. Именно на Р. т. образовались 1-е монополистич. объединения Сибири. Нач. сиб. пароходству положил купец Н.А. Тюфин. В 1838 он спустил на воду в Тюмени пароход «Основа», построенный в Туринской слоб. и имевший машину в 50 л. с., изготовленную на нижнетагил. заводе. Первую в Сибири «привилегию» (искл. право) на пароходство по оз. Байкал, рекам Обь, Тобол, Енисей, Иртыш, Лена и их бассейнам получил купец Н.Ф. Мясников (1839). В 1843 на ангар. верфи он построил и спустил на воду 1-й в Вост. Сибири пароход «Император Николай I» (32 л. с.), к-рый стал совершать регуляр. рейсы по Ангаре и Байкалу. Одновр. Мясников приобрел «Основу», планируя орг-цию сразу 2 пароходств в Зап. и Вост. Сибири. Но создать компанию на Оби не удалось из-за неудовольствия мест. администрации, боявшейся подрыва извозных промыслов. Тогда Мясников продал «Основу» и часть привилегии чиновнику Главного управления Западной Сибири А.Ф. Поклевскому-Козелло, к-рый и вошел в историю как основатель пароход. дела в Обь-Иртышском бас. Он установил на «Основе» швед. машину в 60 л. с., и в 1845 пароход осуществил 1-й рейс Тюмень–Тобольск. Плавание длилось 5 сут. 6 ч. и имело небывалый обществ. резонанс. «Пароходство А.Ф. Поклевского-Козелло и К0», созданное в 1846 при участии купца Ф.И. Швецова, располагало 2 пароходами и распалось из-за убыточности в 1853. На Байкале и Ангаре с 1844 действовало более успешное пароходство Н.Ф. Мясникова из 3 судов, распавшееся после смерти владельца в кон. 1850-х гг. В 1855 пароходами этой компании перевезено 2 829 пассажиров и 75 101 пуд. грузов.
До 1853 развитие сиб. пароходства сдерживалось действием привилегии Мясникова – Поклевского, по окончании срока к-рой ситуация изменилась. В Тюмени в 1853 возникла 3-я в Сибири пароход. компания «Польза», купившая в Бельгии пароход «Ермак» (100 л. с.) с желез. корпусом. В 1858 в компанию вступил Поклевский. Переименованная в «Опыт», она регулярно осуществляла 6 рейсов в год (Томск–Тюмень), перевозя за навигацию до 600 тыс. пуд. груза. К нач. 1860 в Обь-Иртышском бас. насчитывалось 5 компаний. Маршруты навигации: Тобольск–Томск (гл. магистраль), Тобольск–Павлодар–Семипалатинск–Черный Иртыш, Тюмень–Барнаул–Бийск, Тобольск–Березов–Обдорск–Обская губа. В 1860–63 пароходы Ю. Адамовского, Н. Тюфина и др. проникли на реки Бия, Катунь, Васюган, Кеть, Чулым. К нач. 1870-х гг. пароходство в Обь-Иртышском бас. стало наиб. выгодной сферой вложения капиталов. В 1877 открылось пароход. сообщение между Зап. Сибирью и Европой по Северному морскому пути: пароход купца Трапезникова доставил из Англии в Тобольск партию металлоизделий. Пароходчики предпочитали строить свои суда в Сибири близ Тюмени на заводе компании англ. подданных Л.М. Пирсона и Р.Г. Гуллета (см. Машинно-судостроительный завод Р.Г. Гуллета) и Жабынском з-де компании И.И. Игнатова и У.С. Курбатова (основан в 1864). До 1917 эти заводы обеспечивали третью часть западносиб. парового флота. В кон. 1880-х гг. пароходами из Томской губ. ежегодно отправлялось на Урал и в Европу 100–150 тыс. т грузов. Динамика числ. пароходов в Обь-Иртышском бас.: 1875 – 32 парохода, 1883 – 50, 1889 – более 60, 1900 – 137, 1914 – 212 пароходов и 572 несамоходных судна.
Первый сиб. пассажир. пароход «Кормилец» (200 л. с., каюты 1-го, 2-го, 3-го классов) спущен на воду барнаул. купчихой Е.И. Мельниковой в 1892. К нач. XX в. относится формирование пассажир. реч. флота и ввод в эксплуатацию 2-этажных пароходов «американского типа». Числ. пассажир. флота Обь-Иртышского бас. на 1915: 52 парохода, в т. ч. 32 «американца». За 1913 перевезено до 360 тыс. чел. Ведущая пассажир. пристань – Новониколаевск (перевозка 114 тыс. чел. ежегодно).
Наиб. круп. пароходства Зап. Сибири кон. XIX в. – компания Курбатова–Игнатова (15 пароходов), компания наследников И.Н. Корнилова (11). Еще 5 компаний имели от 5 до 9 пароходов, 22 пароходчика – по 1 судну. В 1895 на основе компании Курбатова–Игнатова появилось акцион. об-во «Т-во Западно-Сибирского пароходства и торговли» («Товарпар») с 30 пароходами и капиталом в 3 млн руб. Ввод в эксплуатацию Транссибирской магистрали вызвал сокращение объема груз. реч. перевозок, но пароходство, заняв новое место в транспорт. системе Сибири, осталось рентабельным. В 1914 «Товарпару» принадлежало 30 % судов Обь-Иртышского бас. Крупнейшим представителем иностр. капитала в западносиб. пароходном бизнесе был владелец норвежско-англ. транспорт. компании И. Лид, основавший и возглавивший дочернее предприятие «Сибирское акционерное общество пароходства, промышленности и торговли» с филиалами в Новониколаевске, Красноярске, Енисейске.
С 1906 в Обь-Иртышском бас. начали курсировать катера на нефт. и керосин. двигателях, к лету 1914 их насчитывалось 97. В 1909 спущен на воду построенный для Сибири на Коломенской пристани теплоход «Остяк» (500 л. с.), появились и др. теплоходы. Купчихой Чистосердовой в Томске организовано «Товарищество теплоходства». Но из-за высокой стоимости нефтепродуктов в Сибири и дальности транспортировки двигателей к кон. 1914 теплоходостроение в регионе прекратилось, а все теплоходы и самоход. баржи переоборудовали в пароходы.
На Енисее пароходства появились в нач. 1860-х гг. В 1875 пароход. дело начал М.К. Сидоров, планируя наладить сообщение с С.-Петербургом по Сев. мор. пути. Но его пароход «Северное сияние» не закончил рейса, затертый льдами. Первый рейс из устья Енисея в С.-Петербург совершил пароход «Заря» в 1877. К кон. 1880-х гг. относятся попытки освоения новых водных путей бас. Енисея. В 1888 небольшой пароход «Сибирячка» поднялся по Подкам. Тунгуске и ее притокам, а в 1889 ходил по Бол. и Мал. Касу и по Ниж. Тунгуске. В 1900 паровой флот Енисея состоял из 37 судов. В 1910 Н.Н. Гадалов, А.П. Кузнецов, В.И. Карнаков, А.И. Кытманов учредили «Акционерное общество пароходства по р. Енисею» (устав. капитал 700 тыс. руб., 6 пароходов). В целом енисейск. пароход. дело развивалось слабее западносибирского.
На Байкале пароходство Н.Ф. Мясникова долгое время существовало вне конкуренции. Котлы и машины для 1-х байкал. пароходов доставляли зимой с Урала гужевым путем, пока в кон. 1840-х гг. не начал действовать Николаевский железоделательный з-д на Ангаре. В кон. 1850-х гг. отставной поручик Д. Бенардаки построил на Байкале 2 парохода, создав собств. компанию. К 1863 все 3 байкал. парохода перешли в руки И. Хаминова. В верх. части Ангары до порогов пароходы ходили уже в 1-й пол. 1870-х гг. Из Николаевского з-да в Иркутск плавал пароход «Сперанский». На Селенге, образующей единый водный путь с Байкалом и Ангарой, паровое судоходство начало развиваться с 1868. В 1873 ведущими компаниями в регионе стали «Т-во Байкальского пароходства» (4 парохода) и «Кяхтинское т-во пароходства» (5 пароходов). На рубеже веков на Байкале построили ледоколы «Байкал» и «Ангара». Основателем пароходства в ниж. течении Ангары стал А.М. Сибиряков, в 1887 построивший 3 парохода и проложивший туэрные цепи для прохождения судов на ангар. порогах. В нач. ХХ в. монополия в пароходстве по Байкало-Селенгинскому бас. принадлежала золотопромышленнику А.Я. Немчинову (10 пароходов). После его смерти дело перешло «Т-ву Байкальского пароходства и торговли». В 1913 на Байкале насчитывалось 16 пароходов и 47 барж.
Начало пароходству по Лене положил пароход «Первенец» (1855). Согласно др. версии, пароходство на Лене основал иркут. купец 1-й гильдии И.Н. Трапезников. Его «Гонец» начал плавать в 1862. В навигацию 1865 по Лене и Витиму курсировали 2 парохода разных компаний. В 1870 3 ленских парохода выполняли за навигацию 33 рейса, в т. ч. 6 до Якутска. К 1895 число пароходов достигло 17. Крупнейшие компании – Ленско-Витимское пароходство А.М. Сибирякова и И.И. Базанова (4 парохода) и Почтово-пассажирское пароходство Н.Е. Глотова (5 пароходов). К кон. XIX в. пароходы вышли на реки Алдан и Мая. В 1910 доминирующей компанией стало «Лензото», поглотившее пароходство Сибирякова и Базанова. В 1913 в бас. Лены насчитывались 31 пароход и 21 баржа, принадлежавшие 10 владельцам. В 1917 создано акцион. об-во пароходства по Лене при главенстве «Лензото». За счет высоких фрахтовых цен пароходство было высокорентабельным. В целом по Сибири в 1914 насчитывалось 316 пароходов и теплоходов, 771 буксир. судно, 35–40 тыс. судорабочих.
В 1854–55 на Шилкинском з-де началось стр-во предназначенных для плавания по Шилке и Амуру казен. пароходов с произв-вом машин на Петровском железоделательном з-де. Первенцами рус. пароход. дела в Забайкалье и Приамурье стали «Аргунь» и «Шилка» – участники амур. сплавов генерал-губернатора Н.Н. Муравьева-Амурского. Пароходство по Амуру обеспечивало выход в море. История коммерч. пароходства на Амуре начинается с 1858. Центром пароход. бизнеса в регионе стал Благовещенск. В 1-ю же навигацию пароходчики вышли курсом на Японию и Китай. Первое рус. мор. пароходство на востоке России создано купцом М.Г. Шевелевым. Участвовать в перевозках между Россией и Китаем он начал с 1875. В 1880 основал пароходство «Шевелев и К0», делавшее рейсы Владивосток–Нагасаки–Шанхай и рейсы на Сахалин. После разорения Шевелева с нач. ХХ в. обслуживание мор. линий перешло к т-ву пароходства при Китайско-Восточной ж. д. Самым круп. пароходством Д. Востока в нач. ХХ в. являлось «Амурское общество пароходства и торговли» В 1902 по Амуру и его притокам плавало 150 пароходов и 220 барж 35 разных владельцев.
23 янв. 1918 СНК РСФСР принял декрет о национализации флота, в к-ром все частн. суда объявлялись гос. собственностью. На основе имущества частн. компаний создано гос. Западно-Сибирское пароходство. В Вост. Сибири центром гос. пароходства стал Иркутск, на Д. Востоке – Хабаровск. Упр-ние реч. флотом и всеми водными путями возложили на ВСНХ, в составе к-рого в марте 1918 появился Отдел водных сообщений. В мае того же года отдел реорганизовали в Гл. упр-ние водного транспорта (Главвод), переданное в янв. 1920 в Наркомат путей сообщения. К июню 1918 в Сов. республике существовало 11 обл. упр-ний водного транспорта, в т. ч. Омское, Красноярское и Амурское.
Во время Гражданской войны на территории, подвластной антибольшевист. пр-вам, флот возвращался прежним владельцам. Однако суда не всегда попадали в руки новой власти: осн. часть Иртышского флота в нач. июня 1918 ушла к Омску, затем в Тюмень; здесь суда приняли актив. участие в боевых действиях с сов. стороны. Мобилизуя флот на борьбу с врагами, сов. власть создавала воен. флотилии: Сибирскую, Байкальскую, Амурскую. Неск. пароходов вооружили речники Лены. Дальневосточный СНК летом 1918 объявил находящимся на воен. положении «весь национальный флот на всем протяжении реки Амур с притоками».
В 1920 Р. т. Сибири участвовал в снабжении продовольствием европ. части России. Сиб. хлеб перевозили в устья Оби и Енисея для передачи на мор. суда. В состав Сибирской хлебной экспедиции на Оби и Иртыше вошли 5 пароходов и 15 барж. В бухте Находка в Обской губе из реч. судов в морские перегрузили 526,6 тыс. пуд. ржи. На Енисее местом встречи мор. и реч. судов служил Усть-Порт. Весной 1923 на осн. декрета СТО от 5 дек. 1922 произошла реорганизация упр-ния Р. т. В стране действовали 9 реч. пароходств, в т. ч. Зап.-Сибирское (куда вошли Иртышский, Обский и Енисейский бассейны) и Амурское. Пароходства сняли с гос. обеспечения и перевели на хоз. расчет, предоставив им коммерч. самостоятельность. Одновр. (с кон. 1922) Госплан начал утверждать ежегод. программу стр-ва реч. судов. В Сибири 1-е реч. метал. несамоход. суда сов. постройки вошли в эксплуатацию в 1924, когда в Тюмени собрали 2 стальных лихтера грузоподъемностью 2 340 т. Их построили по решению пр-ва на Балтийском з-де в Ленинграде для Карских экспедиций. Появление этих лихтеров положило нач. созданию на сиб. реках флота, приспособленного к озерным условиям плавания.
Для дальнейшего экон. развития страны было необходимо транспорт. освоение новых р-нов. С 1924 началось актив. освоение новых путей судоходства, прежде всего в Сибири и Ср. Азии. Впервые появилась освещаемая обстановка – ее выставили в низовьях Оби и Енисея для нужд Карских экспедиций. В 1926 на Верх. Енисее в г. Красный (столица Тувинской Народной Республики) сделал пробные рейсы катер «Минусинск». В том же году по просьбе Монгольской Народной Республики Селенгинское пароходство открыло груз. линию в глубь Монголии по Селенге и Орхону. Енисейск. речники положили начало судоходству по всей Ниж. Тунгуске. В июне 1927 вышедший из Красноярска пароход с баржей успешно преодолел Бол. Порог, к-рый ранее считался непроходимым, и поднялся вверх по реке на 500 км.
На оживлении экон. жизни Сибири заметно сказались ежегод. Карские экспедиции, вывозившие Сев. морским путем на экспорт сиб. лес, пшеницу, жмыхи, волокно, волос, кожев. сырье, графит. За 1920–28 речники Оби и Енисея перевезли в устья рек, где происходила перевалка на мор. суда, ок. 80 тыс. т этих грузов. С мор. судов речники приняли доставленные из-за границы цвет. металлы, полуфабрикаты, с.-х. инвентарь и др. – всего 68 тыс. т. Грузов на сиб. реках имелось значит. больше, чем мог перевезти имеющийся в бассейнах флот. Для его пополнения из Архангельска Сев. морским путем перевели неск. судов. В 1921 на Обь поступили буксиры «Ледьма» и Гальчиха». На следующий год на Енисей прибыли 2 винтовых парохода портового типа «Амстердам» и «Вильгельмина». Осенью 1923 енисейск. флот пополнился построенными в Англии пароходом «Кооператор» и лихтером «Друг». Из Архангельска в Омск в 1924 перебросили 2 небольших винтовых парохода, один из к-рых доставили по ж. д. Баржевой флот пополнялся почти искл. судами мест. постройки, преим. малотоннажными.
Из всех рек Сев.-Востока до 1931 лишь Лена была освоена как водная магистраль; на остальных круп. реках – Хатанге, Яне, Индигирке, Колыме, Анабаре и Оленёке – реч. флот практически отсутствовал. Особенно остро требовались суда на Колыме. В кон. июля 1931 с Лены на Колыму морями Лаптевых и Восточно-Сибирским прошел 1-й двухвинтовой пароход «Ленин» мощн. 450 л. с. В годы 2-й пятилетки переброска пароходов и барж с Лены на Колыму через моря Сев. Ледовитого океана продолжалась. В янв. 1932 СНК СССР возложил на Наркомат водного транспорта задачу по орг-ции Особой северо-восточной полярной экспедиции для доставки из Владивостока на Колыму тяжеловесного мех. оборудования (драги, локомобили, экскаваторы и т. п.), продовольствия и реч. плав. средств. Появление на Колыме реч. флота позволило организовать в 1932 Колымо-Индигирское районное упр-ние речного транспорта.
В годы 2-й пятилетки флот вост. бассейнов пополнялся не только посредством стр-ва или сборки судов на местах, но и за счет перевода судов в эти бассейны из Европ. России. В 1935 на Д. Восток по Сев. морскому пути прошли 11 буксир. реч. пароходов, построенных в Ленинграде. Осенью 1937 10 реч. судов по Сев. морскому пути проследовали с р. Свирь на Обь и Енисей.
Во время Великой Отечественной войны реч. флот перестроил работу на воен. лад. Ушедших на фронт специалистов-речников заменили женщины и подростки. Не хватало тяги, поэтому, как правило, пассажир. суда буксировали баржи. Мн. судам приходилось зимовать в плёсе, судоремонт. предприятия получали спец. гос. задания для фронта. Работа флота от одной воен. навигации к другой улучшалась, планы грузоперевозок перевыполнялись. В 1943 из Печорского бас. через Сев. мор. путь был проведен караван реч. судов для Оби и Иртыша и др. бассейнов Сибири.
В годы 1-й послевоен. пятилетки в Иртышском бас. начали широко механизироваться погрузочно-разгруз. работы, реконструироваться судоремонт. предприятия; флот пополнялся новыми судами. За 5 лет мощность буксир. флота Иртыша выросла на 18 %, грузо-пассажир. судов стало вдвое больше, а грузоподъемность несамоход. судов выросла на 65 %, прежде всего за счет метал. барж. Речники вост. пароходств обеспечивали транспортировку леса внутри Сибири, перевозки грузов из Красноярска в Дудинку для Норильского горно-металлург. комбината, из Качуга и Усть-Кута для золотодобыв., алмаз., слюдяно-оловян. и угольной пром-ти Якутской АССР и в сев. р-ны Иркутской обл., а также по Амуру в р-ны Сев. Сахалина и в др. направлениях. Уд. вес вост. бассейнов в реч. перевозках страны постоянно возрастал и составил к сер. 1950-х гг. 15,7 %. В теч. 5-й пятилетки (1951–55) вошли в эксплуатацию значимые для своего времени порты: Осетровский, Новосибирский, Хабаровский, Красноярский.
Важным новшеством в технол. прогрессе Р. т. стало внедрение способа толкания судов. 1-е опыты на Иртыше проводились в 1950. В навигацию 1952 на Иртыше и Оби метод толкания стал широко внедряться в практику. В 1958 этим способом в Обском пароходстве выполнили 70,1 %, в Иртышском – 55 % всех грузоперевозок на несамоход. судах. Распространилась орг-ция бесперевалочных перевозок по реч. и мор. путям. В 1955 и 1956 Амурское пароходство организовало перевозки из Благовещенска, Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре в Москальво на Сахалине. Значит. часть грузов Ленским пароходством отправлялась на р. Яна без перевалки в порту Тикси. Действовала перевозка грузов на о-в Диксон без перевалки в Игарке и Дудинке. В след. годы осуществлялось дальнейшее развитие Р. т. с увеличением его грузооборота и улучшением водных путей, особенно в вост. р-нах страны.
В годы «перестройки» вместо Мин-ва реч. флота РСФСР был образован Рос. гос. концерн речного флота (Росречфлот). С 1 июля 1992 Росречфлот преобразовали в Департамент речного транспорта – структурное подразделение Мин-ва транспорта России. 1 мая 1996 вместо Департамента речного транспорта появилась Федеральная служба речного флота, а 1 дек. 1996 – Служба речного флота (позже – Гос. служба речного флота).
Период спада производств. деят-ти Р. т. (1990–99) во мн. связан с общим экон. кризисом в стране. Мн. показатели деят-ти Р. т. Сибири и Д. Востока снизились до критич. отметок. Протяженность водных путей с гарантир. габаритами судовых ходов и с освещаемой навигац. обстановкой сократилась к 2005 более чем в 3 раза по сравнению с докризисным периодом. Объем перевозок грузов за период 1990–99 уменьшился в 8 раз, по отд. пароходствам – в 10 и более раз. В 1999–2001 на внутр. водных путях наблюдалась стабилизация в перевозках и пром. деят-ти. Увеличились перевозки в р-ны Кр. Севера, внешнеторг. перевозки.
В марте 2004 в России появился единый орган упр-ния на транспорте – Мин-во транспорта РФ. Упр-ние внутр. водным транспортом осуществляет Федеральное агентство морского и речного транспорта. В структуре внутр. перевозок в бассейнах Сибири и Д. Востока в нач. XXI в. осн. долю составляют строит. грузы, нефть и нефтепродукты, лес, камен. уголь. Наличный флот в осн. удовлетворяет потребность в перевозках. В вост. бассейнах имеет место избыток груз. тоннажа. Недостаток ощущается лишь в специализир. судах, в частн. для перевозки нефти и нефтепродуктов, особенно для малых рек Вост. Сибири и р-нов Д. Востока.
Среди наиб. круп. акцион. об-в, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров в бассейнах Сибири и Д. Востока, – Обь-Иртышское и Иртышское пароходства, Томская судоход. копания, Енисейское, Западно-Сибирское, Восточно-Сибирское, Ленское объединенное и Амурское пароходства. Уд. вес перевозок грузов в вост. бассейнах в 2004 составил 22 % от общего кол-ва перевозок по внутр. водным путям России. Р. т. остается одним из важнейших факторов освоения Сибири и Кр. Севера.
Лит.: Речной транспорт за 50 лет Советской власти. М., 1967; Земляновский Д.К. Развитие судоходства в Сибири. Новосибирск, 1969; Титов Г.А. Возникновение пароходства в Обь-Иртышском бассейне. Новосибирск, 1990; Большаков В.Н. Очерки истории речного транспорта Сибири. XIX век. Новосибирск, 1991; Краткая энциклопедия по истории купечества и коммерции Сибири. Новосибирск, 1998. Т. 6.