РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ В СИБИРИ

РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ в Сибири. Католицизм (или римско-католич. вероисповедание) – одно из осн., наряду с православием и протестантизмом, направлений в христианстве. История Р.-К. ц. в Сибири началась в 1806, когда по повелению имп. Александра I в Иркутске и Томске были открыты иезуит. миссии. «Проект об иезуитских миссиях в Сибири», гл. целью к-рого была цивилизаторская деят-ть, возник при участии генерал-губернатора Сибири И.Б. Пестеля. В миссионерах видели также полит. агентов, могших доставлять пр-ву сведения о Китае и азиат. делах. В 1811 в Томск, Иркутск и Читу в составе сиб. миссии прибыли священники-иезуиты: глава миссии Викентий Ляшкевич (Лукашевич), его коадьютор (зам.) Фома Дроздович, Марцелл Каменский (Марцеллин Каминский), Фаддей (Тадеуш) Машевский и Казакевич (Козакевич). Миссия разделилась: Каменский и Дроздович обосновались в Томске, Ляшкевич и Машевский в Иркутске. Томская градская дума отдала иезуитам камен. дом под церковь и квартиры священников.

В 1820-х гг. в Сибирь прибывает миссия монахов-бернардинцев. Глава Модест Ромашкевич, его зам. Анастазий Игнатович, Ремигий Апанасевич (Апанашевич), Дезидерьюш Гациский (Хачиский), Дионизий Милевский, Клодоальд Шайдевич и др. В Иркутске до 1827 латинская церковь помещалась в наемном доме, позже на добровольные пожертвования, собранные в С.-Петербурге, Москве и Иркутске ксендзами-бернардинцами, на гор. площади была построена церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы.

В теч. всего XIX в. осн. причиной появления католиков в регионе оставались каторга и ссылка. После подавления восстания 1830 поляки стали самой многочисл. этнич. группой среди сиб. католиков. Среди ссыльных – участников восстания 1830 были польск. ксендзы И. Богунский, Я. Пиотровский, А. Мацкевич, Я. Серочиньский, К. Шверницкий, Ю. Пляшковский, Ю. Роханский, Ф. Трощинский. Массовый хар-р ссылка ксендзов в Сибирь приобрела после подавления восстания 1863–64, когда сюда были сосланы 344 священника, в т. ч. 8 епископов. Как правило, священники попадали в ссылку за произнесение с амвона патриот. проповедей. В это же время в Сибири оказались представители католич. монашеских орденов августианцев, бонифратров, василиан, доминиканцев, капуцинов, кармелитов, мариан, пиаров, паулинов, цистерианцев.

В Вост. Сибирь в осн. попадали священники, приговоренные к каторге. Чтобы лишить их морал. влияния на ссыльных и мест. население, царские власти в 1866 изолировали священнослужителей от остальных ссыльных, поселив их в местности Тунка (Вост. Сибирь), где они пребывали до 1876. Более мягкое наказание (ссылка под надзор полиции) было уделом тех, кто направлялся в Зап. Сибирь. Сосланные размещались преим. в сел. местности или малых городах Тобольской, Томской губ. и Акмолинской обл. Местами ссылки польск. священнослужителей были также Бийск, Каинск, Колывань, Кузнецк и Нарым. В Зап. Сибири оказались 33 священнослужителя, в т. ч. Ф. Дышо, Я. Витковский, К. Стефанович, А. Косаржевский, М. Олехнович, И. Лавкович, прибывшие в Бийск в 1865–67. В Кузнецке под надзором полиции находились В. Юстинович, А. Кржыжановский, А. Григалюнович, Г. Бакулович (Бакулевич), М. Гиртович, У. Торгоньский, Е. Казиловский (Коссиловский), Д. Жук, Э. Котович.

Те из священников, кто не был лишен прав гражд. состояния, могли совершать требы в пределах нас. пункта, назначенного местом водворения. Ряд священников сознательно шли на нарушение судеб. предписания, продолжая в местах каторги, ссылки и поселения отправлять духов. требы. Только в Томской губ. в 1865 проживало ок. 5 тыс. ссыльных поляков. Папа Пий IX, зная о трудных условиях, в к-рых живут ссыльные священнослужители в Сибири, издал декрет, в соотв. с к-рым разрешалось отправлять святую мессу без литург. одеяний и сосудов, используя для этих целей домаш. утварь и обычный хлеб. Если отсутствовал требник, ссыльным священникам позволялось отправлять круглый год одну и ту же службу.

Офиц. католич. церк. структура в Вост. Сибири возникает в 1820 с учреждением Иркутского прихода, включавшего в себя тер. Иркутской губ. и Якутской обл. В 1836 образован Красноярский приход, в 1842 – Нерчинский. Все упомянутые приходы относились к Могилевской Архиепархии. К сер. XIX в. в них насчитывалось ок. 4 тыс. католиков. В 1866 возникает приход в Николаевске-на-Амуре. Указом имп. Александра II от 18 февр. 1866 в Амурский кр. был назначен римско-католич. священник с теми же правами, к-рыми пользовался священник Иркутского римско-католич. прихода, ранее окормлявший католиков Амурского кр. Первым настоятелем прихода стал викарный священник Ульского прихода Витебской губ. о. Казимир Радзишевский. В 1890–91 центр прихода переносится во Владивосток. Тер. прихода включала нынешние Амурскую и Камчатскую обл., Сахалин, Хабаровский и Приморский кр.

Со 2-й пол. 1860-х гг. штат католич. священнослужителей в регионе претерпевает существ. изменения в качеств. и в колич. отношении. На смену участникам восстаний рук-во Могилевской архиепархии направляет в Сибирь клириков для духов. окормления переселенцев-крестьян и строителей Транссибирской магистрали. Новое поколение католич. духовенства рекрутировалось в осн. из числа рос. подданных, в т. ч. рос. немцев, и прошло подготовку в Могилевской римско-католич. семинарии и в Духовной академии в С.-Петербурге, а также в католич. семинарии в Саратове. Помимо платы за совершение треб католич. священники получали содержание из казны. Римско-католич. епископы в России назначались непосредственно рос. пр-вом, после чего утверждались в должности Святым Престолом. Распоряжения Римской курии относительно церк. жизни католиков России обретали силу только после их утверждения Мин-вом внутр. дел. Католич. духовенство в стране действовало в интересах гос. аппарата, выполняя ряд адаптив., соц., образоват. функций.

В кон. XIX – нач. XX в. числ. католиков в Сибири резко увеличивается в связи с возникновением компакт. поселений немцев (см. Немцы в Сибири) и стр-вом Транссиба. В результате число католиков с 1894 по 1911 в Иркутской губ. выросло в 5 раз и составило 30 тыс. чел., в Енисейской губ. – в 3 раза (до 15 тыс. чел.). В Иркутске, Александровске-Сахалинском, Владивостоке, Хабаровске строятся новые католич. храмы и часовни. Благодаря инициативе настоятеля Томского католич. прихода о. Иосифа Демекиса, в 1902 в пос. Новониколаевском на добровол. пожертвования мест. католиков построен молитв. дом католич. общины. В 1905 в Новониколаевске начата постройка католич. костела (окончена в 1909), при к-ром в 1910 учреждается самостоят. приход (настоятель о. Юстин Юркун). К 1912 число прихожан Новониколаевского костела составляло 3,2 тыс. чел.

Несмотря на жесткий контроль над деят-тью католич. духовенства, власти Рос. империи предпочитали не вмешиваться во внутрицерк. жизнь католиков. После имп. манифеста 17 апреля 1905 «Об укреплении начал веротерпимости» католич. священники была фактически уравнены в правах с православными.

Последнее круп. увеличение числ. католич. духовенства в Сибири произошло в ходе Первой мировой войны. С согласия Мин-ва внутр. дел в 1915 в Сибирь было отправлено ок. 100 клириков-беженцев из оккупир. местностей. В кач-ве исключения казна приняла на свой счет расходы по их содержанию.

После революций 1917 и Гражданской войны территории с преобладанием католич. населения приобрели самостоятельность либо вошли в состав др. гос-в. Тем не менее в 1-й пол. 1920-х гг. в СССР проживало ок. 1,5 млн католиков, а мест. римско-католич. церковь включала 2 диоцеза: Могилевскую архидиоцезию и Тираспольское епископство. Нач. 1920-х гг. отмечено изменениями в адм. структуре К. ц. на тер. Сибири: в дек. 1921 из Могилевской Архиепархии в самостоят. Апостольский Викариат, насчитывавший ок. 75 тыс. верующих, 39 церквей и 15 священников, выделяются Омский, Томский, Иркутский, Владивостокский и Ташкентский деканаты. Апостольским викарием назначается францисканец о. Герард Пиотровский, не получивший, однако, от сов. властей разрешения приехать в Сибирь. В февр. 1923 папской буллой учреждается Владивостокский епископат, в к-рый вошли Амурская и Приморская обл., а также сев. часть Сахалина. Владивостокским епископом стал Кароль Сливовский, декан во Владивостоке. Его рукоположение состоялось в окт. 1923 в Харбине.

После прихода большевиков к власти католич. клир становится объектом антицерк. преследований. Первой жертвой среди католич. духовенства Сибири стал приходской священник пос. Малишевский (близ Томска) Ф. Грабовский, расстрелянный в 1920. Во время советско-польской войны 1920 поляки-священники сиб. католич. приходов подвергались репрессиям по обвинениям в антисов. деят-ти в пользу Польши. В 1923 было репрессировано высш. католич. духовенство СССР (епископы Я. Цепляк, К. Будкевич, митр. Э.Ю. Ропп). Спасаясь от преследований, покинул Владивосток епископ К. Сливовски.

В 1920-е гг., поставив задачу ликвидировать влияние польской Р.-К. ц., власти стали проводить целенаправлен. политику замены польск. священнослужителей священниками др. национальностей, в первую очередь немцами. Серьезное беспокойство у рук-ва вызывало церк. общение католиков СССР с Ватиканом, в частн. назначение последним священников. Стремясь сохранить отношения с Ватиканом, сов. сторона тем не менее настойчиво добивалась права окончат. утверждения всех вновь назначаемых католич. священнослужителей, контроля над финанс. поступлениями на религ. нужды из-за границы, ведения церк. службы на латыни. Была запрещена деят-ть различ. благотворит., кооп. и проф. католич. орг-ций.

Острые противоречия с сов. властью приводили к отказу католич. общин от подписания договоров о порядке пользования культовыми зданиями. В нояб. 1922 Антирелигиозная комиссия при ЦК РКП(б) приняла решение о лишении таких католич. общин права пользования церквами. Нередки были случаи, когда мест. власти самовольно занимали богослужеб. здания, используя их под свои нужды. В апр. 1921 у верующих была отнята Славгородская католич. церковь, построенная немцами-католиками в 1914 на собств. средства. Прихожанам (ок. 3 тыс. чел.) было предложено др., не подходящее для богослужеб. целей, помещение. Заступиться за верующих был вынужден архиеп. Могилевский Цепляк.

Стабилизация отношений церкви и гос-ва в сер. 1920-х гг. позитивно сказалась на религ. жизни католич. общин Сибири. В кон. 1926 немецкие католич. общины Славгородского окр. возглавил патер Л.Н. Эрк, к-рый обслуживал 16 поселков с населением более 4 тыс. чел. Одним из важнейших направлений деят-ти Р.-К. ц. в период новой экономической политики стало религ. воспитание детей, в частн. подготовка их к конфирмации. Предоставленный законом короткий срок занятий непосредственно перед конфирмацией расценивался общинами как крайне недостаточный, в результате чего широко практиковалось нелегал. религ. обучение детей. В 1929 Эрк был арестован и приговорен к 10 годам лагерей за групповое преподавание детям религии и орг-цию молодеж. кружков «Marien Kinder» («Дети Марии»). Его помощник, кистер Р.-К. ц. в Славгороде К.Б. Циммер, в окт. 1928 репрессирован за актив. участие в движении немцев за эмиграцию из СССР.

В 1930-е гг. католич. духовенство рассматривалось как вредный антисов. элемент. В массовом порядке закрываются Р.-К. ц. в Александровске-Сахалинском, Благовещенске (1932), Иркутске (1938), Красноярске, Новосибирске, Славгороде, Хабаровске, Чите. После высылки из СССР в 1936 фактического главы католич. церк. иерархии епископа П.-Э. Невэ (Невье), структуры римско-католич. церкви на тер. СССР прекратили свое существование. Священников, находившихся в Сибири в лагерях или временно исполнявших здесь свой пастырский долг, повторно арестовали и репрессировали в ходе «Большого террора». Так, по обвинению в создании шпион., диверсионно-повстанч. формирований из числа католиков и принадлежности к Польской армии войсковой были расстреляны бывш. декан и настоятель костела в Иркутске А. Жуковский (в Томске, 1937), Апостольский администратор Житомирской епархии С. Яхневич (в Магадане, 1937), Апостольский администратор Сибири (с 1931) И. Церпенто (в Красноярске, 1938). Отсутствие офиц. рукоположенных священников и действующих храмов предопределило мин. интенсивность религ. жизни католич. общин и затяжной кризис католичества в Сибири в последующие годы сов. власти.

Регистрация в России римско-католич. приходов стала возможной только после нормализации отношений между сов. рук-вом и Святым Престолом во время встречи папы Иоанна-Павла II и М.С. Горбачева в дек. 1989 на Мальте. В апр. 1991 главой Апостольской Администратуры для католиков латинского обряда Азиат. России (Преображенская епархия, охватывающая территорию от Урала до Тихого океана, с центром в Новосибирске) был утвержден настоятель Новосибирского прихода И. Верт, возведенный в сан епископа. C 1999 в пределах Администратуры созданы Уральский, Зап.-Сибирский, Омский, Центральный, Алтайский и Восточный деканаты. Наиб. круп. зоной сосредоточения верующих католич. вероисповедания в Сибири является Алтайский кр. В 1999 Ватиканом учреждена Апостольская Администратура Вост. Сибири с центром в Иркутске, территория к-рой выделена из Апостольской администратуры азиат. части России (епархия Св. Иосифа). Апостольским администратором назначен епископ Е. Мазур. Тер. администратуры разделена на Иркутский, Красноярский, Якутский, Владивостокский и Магаданский деканаты.

В 1990-е гг. возобновилась подготовка кадров католич. священников из числа граждан России (в частн. в просеминарии в Новосибирске). Ведется реставрация старых храмов и стр-во новых церквей. Р.-К. ц. осуществляет в Сиб. регионе благотворит. деят-ть, работает отд-ние «Каритас». В Иркутске открыт хоспис, усилиями «Каритас» в Новосибирске создан Центр милосердия, в состав к-рого входят дет. приют «Дом Святого Николая» и монастырь сестер Св. Елизаветы. Монахини работают в приюте и учеб. центре «Каритас», задачей к-рого является подготовка специалистов в области соц. работы. В Новосибирске функционирует католич. телестудия «Кана».

Лит.: Кościół katolicki w Rosji: Materjały do jego historji i organizacji. Warszawa, 1932; Осипова И. «В язвах своих укрой меня…»: Гонения на католическую церковь в СССР: По материалам следственных и лагерных дел. М, 1996; Deutsche Geschichte im Osten Europas. Russland. Hrsg. von G. Stricker. Berlin, 1997; Алов А.А., Владимиров Н.Г., Овсиенко Ф.Г. Мировые религии. М., 1998; Книга памяти. Мартиролог католической церкви в СССР. М., 2000; Сибирь в истории и культуре польского народа. М., 2002; Савин А.И. Религиозная жизнь немцев Сибири в 1920-е гг. // Толерантность и взаимодействие в переходных обществах. Новосибирск, 2003; Stricker G. Russlanddeutsche Katholiken im religionspolitischen Kontext der Sowjetunion // Die Deutschen und das östliche Europa. Aspekte einer vielfältigen Beziehungsgeschichte / Hg. v. D. Neutatz und V. Zimmermann. Essen, 2006.

Т.Г. Недзелюк, А.И. Савин