РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКИЕ ХРАМЫ Сибири, христиан. храмы, созданные Римско-католической Церковью на тер. Сибири и Д. Востока в XIX–XX вв. Постоянство взаимосвязей России и стран Европы, в к-рых господствующее положение занимала римско-католическая церковь (РКЦ), определило исторически раннее проникновение католицизма в Россию. Первые на тер. Руси храмы РКЦ построены в XII в. в Новгороде, Пскове, Ладоге, в составе населения к-рых присутствовали этнич. группы торг. и служилых иностранцев, исповедовавших католичество. Во 2-й пол. XVII в. в Москве сооружается католич. храм во имя Святых Апостолов Петра и Павла. В XVIII в. открываются римско-католич. приходы в С.-Петербурге. Появление католиков в Азиат. России связано с нач. в XIX в. полит. ссылки представителей польск. населения. Стр-во 1-го католич. храма на тер. Сибири – приход. церкви во имя Успения Пресвятой Девы Марии в Иркутске – относится к 1825. В 1833 в Томске возводится католич. приход. храм Покрова Пресвятой Девы Марии, в 1847 в Тобольске и в 1853–57 в Красноярске сооружаются римско-католич. приход. церкви во имя Промысла Божьего. Архит. решения этих построек основывались на принципах композиции храма зального типа, представленного однонефным безбашенным объемом, завершенным апсидой. Для стилистики церквей в Иркутске и в Томске характерны черты провинц. классицизма, храм в Красноярске стилизован в духе готики. 1-е здания католич. церквей возводились из наиб. доступ. мест. материалов – дерева и кирпича, не отличаясь при этом сложностью конструктив. решений, техн. и эстет. качеством, в чем проявлялся существ. недостаток в мест. специалистах – архитекторах, строителях, художниках. Эклектич. течения, утвердившиеся в архитектуре и искусстве России во 2-й трети XIX в., широко проявились и в архитектуре Р.-к. х. Сибири и Д. Востока. Неоготич. стилевое направление определило арх.-худ. облик таких католич. церквей, как приход. церкви во имя Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (Омск, 1861–67; арх. Г.С. Вершинин), во имя Успения Пресвятой Девы Марии (Иркутск, 1881–84; арх. И.Ф. Тамулевич), приход. храмы во имя Святых Апостолов Петра и Павла (Чита, 1876), Преображения Господня (Благовещенск, 1896), филиальная церковь в Александровском посту на Сахалине (1896). Архит. композиции Р.-к. х. Зауралья, как и ранее, формировались в соотв. с особенностями зап.-европ. христиан. церквей зального типа, однако в этот период образ храма создавался не только одно-, но и трехнефным вытянутым объемом, завершенным апсидой и граненой башней звона, перекрытой шатром и выделявшей церк. постройку в перспективе гор. улицы или в ансамбле площади. При этом архитектуре Р.-к. х. отводились функции рядовых элементов периметральной застройки гл. гор. площади, способствующих формированию единого архит.-пространств. ансамбля общегор. центра во главе с правосл. собором.
К краткому предрев. периоду (1900–17) относится исторически наиб. актив. стр-во на тер. Сибири и Д. Востока зданий приход. и филиальных Р.-к. х.: кол-во вновь возведенных в этот период католич. церквей приблизилось к кол-ву храмов данной конфессии, сооруженных в регионе за весь XIX в. Были построены храмы во имя Пресвятой Троицы (Тобольск, 1900–07), во имя Св. Иосифа Обручника (Тюмень, 1904), во имя Св. Казимира (Новониколаевск, 1905–07, инж. Венер), во имя Святых Апостолов Петра и Павла (Каинск, 1906–09), во имя Св. Сердца Девы Марии (Барнаул, 1907–09, арх. И.Ф. Носович), Рождества Богородицы (Владивосток, 1907–14, арх. А.А. Гвоздзиовский), во имя Преображения Господня (Красноярск, 1908–15, арх. В.А. Соколовский). Эти церк. постройки следует выделить из совокупности совр. им зданий неправосл. христиан. храмов Сибири и Д. Востока как наиб. значимые в арх.-худ. и градостроит. отношении. Стилистика этих храмов представляет существ. разнообразие формально-худ. авт. трактовок нац.-ист. версий неоготики. Эстет. и техн. качество архитектуры провинц. Р.-к. х. России нач. ХХ в. фактически соответствовало уровню исполнения их столич. аналогов.
В послерев. период ХХ в. архитектуре христиан., в т. ч. Р.-к. х., созданных на тер. России, причинен колос. ущерб. Ряд построек католич. церквей Зауралья полностью утрачен, большинство сохранившихся храмовых зданий в той или иной степени пострадало от разновр. перестройки, связанной с их функцион. переориентацией. В постсов. время (с нач. 1990-х гг.) процесс возрождения на тер. России церк. и обществ.-религ. орг-ций определил начало восстановления и нового стр-ва архит. объектов религ. назначения, в т. ч. Р.-к. х. В Томске, Красноярске, Благовещенске реконструируется ист. облик уцелевших в сов. эпоху католич. церквей, в Иркутске реставрируется сохранивший мат. основу храм Успения Пресвятой Девы Марии и с 1999 по проекту польск. архитекторов строится римско-католич. кафедр. собор во имя Непорочного Сердца Божией Матери. В Новосибирске в 1992–97 по проекту арх. В.В. Бородкина возводится комплекс нового католич. кафедр. храма во имя Преображения Господня. В 1990-е гг. в Омске осуществляется проект римско-католич. приход. церкви, разработанный нем. архитекторами, в с. Тальменке и Куйбышеве возводятся типовые деревян. здания римско-католич. приход. храмов, привезенные из Германии. В целом для совр. проектирования и стр-ва в Сибири и на Д. Востоке Р.-к. х. характерны проблемы, определяющие состояние практики всей рос. многоконфес. церк. архитектуры в наст. время, и прежде всего – практически полное отсутствие кадров квалифицир. архитекторов-храмостроителей, серьезные адм.-финанс. затруднения, к-рые испытывают при осуществлении храмостроит. предприятий еще относительно слабо развитые церк. и обществ.-религ. институты.
Лит.: Ющук Л.А. Архитектура зданий римско-католических и евангелическо-лютеранских церквей в городах Сибири и Дальнего Востока (конец XVIII – начало ХХ веков) // Христианское зодчество. Новые материалы и исследования. М., 2004.
А.Г. Туманик