РУБЦОВСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД (РМЗ), ОАО. Один из крупнейших в Сибири производителей гусеничных машин высокой проходимости.
17 апр. 1959 принято пост. ЦК КПСС и Совета министров СССР о стр-ве в Алтайском кр. завода по произв-ву гусенич. тягачей. Датой рождения РМЗ является 26 дек. 1959, когда краевой СНХ определил место для будущего предприятия – Рубцовск. В мае–сент. 1960 создан 1-й цех – механомонтажный. В 1961 вступил в строй 1-й производств. корпус с цехами: заготовительно-прессовым, сварочно-покрасочным, механическим, инструментальным и механосборочным, а также отд-ниями термическим и гальваническим. 1-й продукций стало «изделие 21» – гусенич. транспортер-тягач (ГТТ), предназначенный для перевозки людей и различ. грузов по бездорожью в условиях заснеженной лесисто-болотистой местности в р-нах Кр. Севера. Позднее на базе ГТТ сконструировали лесосплавную машину, к-рая завоевала диплом 1-й ст. ВДНХ СССР. В 1963 объемы произв-ва гусенич. тягачей составляли всего 10 машин в месяц. К кон. 1966 РМЗ вышел на запланир. показатели – 110–120 машин в мес.
Со 2-й пол. 1960-х гг. на заводе строятся производств. мощности, к-рые составили основу развития завода в нач. XXI в. В 1967 начался выпуск воен. продукции. РМЗ производил отд. детали и узлы для различ. модификаций БМП-1 (разведт., командир., эвакуац.), поставлявшиеся на Курганский машиностроительный з-д. С 1973 РМЗ производил воен. машины: боевые развед. машины БРМ-1К («изделие 676»). В 1968 в Семипалатинске появился филиал РМЗ (с 1983 – самостоят. предприятие), куда в 1977 полностью передали произв-во транспортеров-тягачей и колесно-лыжных прицепов.
С 1979 на заводе изготавливались машины ПРП-3 (подвижной развед. пункт), созданные на базе БМП-1 и предназначенные для разведки наземных целей при любых метеорол. условиях. С 1980 начала производиться БМП-1КШ. Уник. машиной, разработанной на заводе, стал 2-звенный многоцелевой транспортер («изделие 515»), к-рый может транспортировать грузы до 200 т по любому бездорожью, гористой местности, использоваться как ракет. тягач. За создание этой машины группа конструкторов удостоилась Гос. премии СССР, завод награжден орденом Трудового Красного Знамени. С 1984 по 1999 РМЗ проводил различ. модификации ПРП.
В 1992 РМЗ приступил произв-ву гусенич. путеремонтных летучек – ГПЛ-520. В 1993 начато серийное произв-во БРМ-ЗК (командир. боевая развед. машина «Рысь»), а в 1995 – РМ-Г (ремонтная гусенич. машина, предназначенная для техн. разведки и текущего ремонта танков и БМП). С 1993 на базе узлов и агрегатов БМП-1 разработаны и поставлены на серийное произв-во гусенич. машины гражд. назначения (спец. краново-бурильная машина, гусенич. грузовая и буровая машины, гусенич. транспортер-тягач, многоцелевой 2-венный транспортер, универс. гусенич. шасси). В 1997 по лицензии англ. фирмы «BLAW-KNOX» РМЗ начал выпуск асфальтоукладчика РР-191. В 1998 завод приступил к серийному произв-ву посевного почвообрабат. комплекса ППК-12,4. В 1999 освоено произв-во сеялок точного высева.
Лит.: ОАО «РМЗ». Историческая справка. 30 лет РМЗ. Из истории Рубцовского машиностроительного завода. Барнаул, 1989; Попов М.А. Рубцовск (1892–2000). Исторические очерки. Рубцовск, 2004.
А.Д. Бирюков