ЩАПОВ Афанасий Прокопьевич (17 окт. 1831, с. Анга Иркутской губ. – 28 февр. 1876, Иркутск), историк, проф. Из духов. сословия. Окончил Иркутскую духовную семинарию (1852) и Казанскую духовную академию (1856), в к-рой оставлен бакалавром по каф. рус. истории. Итоги науч. поисков изложены в магистерской дис. «Русский раскол старообрядчества, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием русской церкви и гражданственности в XVII и первой половине XVIII в.», изд. в Казани (1858, 1859). Опубл. отд. изд-нием с подзаголовком «Опыт исторического исследования о причинах происхождения и распространения русского раскола», книга стала заметным явлением. С опорой на философию Гегеля Щ. рассматривал рус. историю как столкновение архаич. и модернист. тенденций. Под воздействием славянофилов Щ. стал последователем и теоретиком земско-обл. теории, понимаемой им как выражение федерализма на рус. почве, но основанного не на нац. различиях, как у Н.И. Костомарова, а на природ.-климат. условиях жизни рус. народа и процессе колонизации новых территорий. Федералистско-областнич. концепция Щ. оказала влияние на программу сиб. областников и развитие федерализма в целом. Летом 1860 Щ. приглашен в Казанский ун-т для чтения курса истории России. Началом всерос. известности Щ. стала его краткая речь 16 апр. 1861 на панихиде по крестьянам с. Бездна Спасского у. Казанской губ. В этом выступлении Щ. осудил бездарную политику властей при проведении крест. реформы. Арестован и доставлен в С.-Петербург с установлением неглас. надзора. Продолжал разработку земско-обл. концепции. Федералист. идеи Щ., особенно идея о созыве Земского Собора, получили одобрение Н.П. Огарева и А.И. Герцена. Весной 1864 в адм. порядке выслан в Иркутск; перебивался случайными заработками. В 1865 арестован, в связи с делом сиб. областников доставлен в Омск, но признан невиновным. С момента появления в Иркутске активно сотрудничал в отд. Вост.-Сиб. отд. Русского географического об-ва. В 1866 принял участие в Туруханской экспедиции, в 1874 по собств. инициативе совершил поездку в Балаганский и Верхоленский окр. для изучения рус. и бурят. населения. Первым обосновал представление об особенностях Сибири с точки зрения природ.-климат., этногр., геогр. факторов и процесса ее освоения, на основе федералист. представлений сформулировал концепцию Сибири как особой области, заявил о формировании сиб. народности как ветви славян. племени. Сильной стороной творчества Щ. являлось убеждение, что народ является движущей силой ист. процесса.
Соч.: Историко-географические и этнологические заметки о сибирском населении // Изв. Сиб. отдела РГО. 1872. Т. 3. № 3; 1873. Т. 3. № 5; Бурятская улусная родовая община // Там же. 1875. Т. 5. № 3–4; Сельская оседло-инородческая и русско-крестьянская община в Кудинско-Ленском крае // Там же. 1875. Т. 6. № 3; Физическое развитие верхнеленского населения // Там же. 1876. Т. 7. № 2–3; Социальные потребности Сибири накануне реформ // Сибирь. 1876. 18, 25 янв.; Общий взгляд на историю Великорусского народа // Изв. Об-ва археологии, истории и этнографии Казанского ун-та. 1926. Т. 33. Вып. 2–3.
Лит.: Маджаров А.С. Афанасий Щапов. Иркутск, 1992; Шиловский М.В. Судьбы, связанные с Сибирью. Новосибирск, 2007.
М.В. Шиловский