СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОПЕРНЫЙ ТЕАТР (Сибгосопера), 1-й в Сибири стационар. опер. театр. Создан Сибревкомом в 1920 в Омске как регион. (общесиб.) театр оперы и драмы. Названия: Сиб. сов. гос. театр оперы и драмы (1920–21), Сиб. гос. театр муз. драмы (1922–25), Сиб. гос. оперный театр (1926–34). 1-й сезон в Омске начался в нояб. 1920 драмой А. Островского «Гроза», оперой А. Бородина «Князь Игорь» и симф. концертом. В течение 1-го сезона поставлено 7 опер, репертуар 2-го включал 20 названий. В 1922 опер. коллектив переведен в Новониколаевск (Новосибирск), драм. остался в Омске. В Новониколаевске С. размещалась в центр. клубе города – Рабочем дворце. 1-м спектаклем 15 нояб. 1922 стала опера А. Даргомыжского «Русалка». В соотв. с действовавшей с дорев. времен практикой формирования театр. коллективов труппа обновлялась почти ежегодно. Часто сменялись дирижеры (Ю.М. Юровецкий, К.Ф. Брауэр, А.В. Павлов-Арбенин, Я.А. Позен, М.Я. Крамер, Б. Врана), балетмейстеры (Н.М. Сокольский, Ф.В. Трояновский, Е.А. Пушкина, Р.И. Баланотти), хормейстеры (Л.И. Виссонов, С.Ф. Абаянцев). В разные сезоны работали режиссеры Я.А. Гречнев, И.П. Варфоломеев, А.А. Эйхенвальд (реж. и дирижер), И.И. Просторов. В осн. это проф. музыканты и режиссеры, изв. своей работой во мн. театрах России и Сибири. Труппа была постоянно укомплектована солистами, способными освоить большой и сложный репертуар. Достаточными для провинц. театра исполнит. возможностями обладали хор и оркестр. Медленно формировалась балет. труппа. Однако уже в 1-м сезоне, наряду с танц. сценами в операх, поставлены балеты «Шопениана» и «Сказка о рыбаке и рыбке». Осенью 1922 открыта балет. студия при театре. С приездом группы солистов балета Одесского театра в 1926 во гл. с балетмейстером и исполнительницей партий классич. репертуара Е.А. Пушкиной ситуация изменилась. Поставлены балеты «Лебединое озеро», «Красный мак», «Корсар», «Вальпургиева ночь» и др. Наиб. плодотворно С. работала в 1922–27. В репертуар входили попул. произведения рус. («Русалка», «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Демон», «Пиковая дама», «Царская невеста», «Снегурочка», «Золотой петушок», «Дубровский», «Мазепа», «Майская ночь») и зарубеж. классики («Фауст», «Кармен», «Паяцы», «Сельская честь», «Травиата», «Риголетто», «Лакме», «Самсон и Далила», «Сказки Гофмана», «Отелло»). Шли также оперы, мало свойственные провинц. театрам, – «Хованщина», «Руслан и Людмила», «Гугеноты», «Принцесса Турандот», сложные в постановочном или муз.-стилистич. отношениях. Ставились 1-е сов. оперы («Трильби» А. Юрасовского, «Орлиный бунт» А. Пащенко). Для «актуализации репертуара» предпринимались попытки переработки произведений (либретто) оперной классики. Напр., в сезоне 1924/25 шла опера «В дни Коммуны» (действие оперы Дж. Пуччини «Тоска» перенесено в Париж 1871). В утверждениях своих худ. позиций С. выступала как последовательный преемник рус. реалистич. театра. Репертуар ее 14 сезонов включал ок. 60 названий. Из них 15 произв. рус. опер. классики, 16 европ., 5 сов. опер (в т. ч. 2 «переделки»), 10 балетов. Представлены имена рус. (М. Глинка, А. Даргомыжский, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, А. Рубинштейн, Э. Направник, М. Мусоргский) и европ. опер. композиторов (Дж. Верди, Ш. Гуно, Дж. Россини, Ж. Бизе, Дж. Пуччини, Ж. Массне, Д. Мейербер). Ставились оперетты (13 назв.), в осн. классич. («Корневильские колокола», «Цыганский барон», «Сильва», «Баядера», «Принцесса цирка», «Марица», «Прекрасная Елена»), а также «Женихи» И. Дунаевского. В 1929 оперетта отделилась от оперы в самостоят. труппу. На рубеже 1920–30-х гг. в Новосибирске усилились пролеткультовские нападки на Сибгостеатр и опер. искусство в целом как «буржуазный» жанр, чуждый рабочему зрителю. Сезон 1927/28 С. начала в Томске, в 1928 труппа выехала в Иркутск, сезон 1929/30 прошел в Перми. След. (1930/31) сезон начался в Томске, а закончился в Новосибирске. В 1932 здание С. в Новосибирске передано драм. театру «Красный факел». Спец. здание опер. театра (Дворец науки и культуры, будущий Новосибирский гос. театр оперы и балета) только начало строиться. В 1932–34 С. работала в Новосибирске, Красноярске, Иркутске. После передачи театра в ведение Восточносиб. упр-ния зрелищными предприятиями назывался Вост.-Сиб. краевым, затем Иркутским гор. оперным театром. Спектаклем «Кармен» 31 мая 1934 в Иркутске С. прекратила свое существование. Часть солистов, хор и симф. оркестр перешли в штат Новосиб. радиокомитета, часть артистов уехала из Сибири.
Лит.: Художественная культура и интеллигенция Сибири. 1917–1945 гг. Новосибирск, 1984; Ромм В. …И зазвучала музыка. Новосибирск, 1988; Музыкальная культура Сибири. Новосибирск, 1997. Т. II, кн. 2; Музыкальная культура Новосибирска. Новосибирск, 2005.