СИБРЕВКОМ (Сибирский революционный комитет), орган сов. власти. Образован пост. ВЦИК от 27 авг. 1919 «Об организации гражданского управления в Сибири» в составе 3 чел.: И.Н. Смирнов – пред., В.М. Косарев и М.И. Фрумкин – члены. Был неконституционным по происхождению и областным (макрорегиональным) по масштабам деят-ти. Причины его создания в постановлении не объяснялись, а срок существования не определялся. Благодаря назначению ВЦИК изначально обладал в сфере гражд. упр-ния искл. (чрезвыч.) правами полномочного представителя центр. органов сов. власти, к-рые, однако, не были юридически оформлены. Кроме того, из компетенции С. было сделано изъятие в финанс. вопросе: кредиты для воен. и прод. органов, а также органов упр-ния пром-тью Сибири утверждались не С., а соотв. наркоматами.
Приступил к работе 18 сент. 1919 в Челябинске. С 23 нояб. 1919 находился в Омске. До кон. 1919 фактически не имел собств. исполнит. аппарата, а в своей работе опирался на представительства и уполномоченных наркоматов и др. центр. учреждений: Урало-Сибирскую комиссию ВСНХ, Особую прод. комиссию Восточного фронта, экспедицию зам. наркома путей сообщения В.М. Свердлова и др. В дек. 1919 – янв. 1920 при С. было организовано неск. отделов: упр-ния, здравоохранения, земельный, народ. образования, почт и телеграфа, труда и соц. обеспечения, финансовый и юстиции. Заведующие ими были назначены самим С. по соглашению с соотв. наркоматами. С этого времени отделы на практике приступили к рук-ву подчиненными им сов. органами края.
Первоначально гл. направлениями деят-ти С. являлись выработка политики сов. власти применительно к сиб. условиям, мобилизация людских ресурсов края на завершение разгрома колчак. вооруж. сил, ликвидация сиб. «партизанщины» и повсеместное создание в Сибири сети чрезвыч. органов сов. власти – ревкомов. К весне 1920 5-я армия, опираясь на содействие С., полностью освободила тер. Сибири от белогвардейцев и интервентов.
В апр.–мае 1920 по инициативе ЦК РКП(б) полномочия и состав С. были значит. расширены. В его структуре дополнительно создали воен. и прод. отделы, а также отдел народ. хоз-ва. Их роль стали играть специально учрежденные по указанию Москвы общесиб. органы, в значит. части состоявшие из сотрудников центр. органов: штаб помощника Главнокомандующего всеми вооруженными силами республики по Сибири, Сибирский прод. комитет и Сибирский совет народного хозяйства (Сибирское бюро ВСНХ).
Кол-во членов С. было увеличено до 8. В его состав ввели представителей ВСНХ и важнейших наркоматов: внутр. дел, военного, земледелия, продовольствия, путей сообщения и рабоче-крест. инспекции. По рекомендации Пленума ЦК РКП(б) членами С. были назначены С.Т. Ковылкин, В.М. Косарев, А.К. Пайкес, В.Н. Соколов, М.И. Фрумкин (11 мая его заменил П.К. Коганович), В.И. Шорин и А.В. Шотман. Пред. С. остался И.Н. Смирнов. Члены С. возглавили его ключевые отделы: военный, земельный, народ. хоз-ва, продовольственный и упр-ния. В результате весной 1920 С. превратился в обл. орган гражд. и воен. упр-ния, к-рому подчинялись все существовавшие на тер. Сибири гражд. и воен. структуры, за искл. мест. органов ВЧК.
Ни в одном норматив. документе центр. сов. органов причины сохранения С. и значит. расширения весной 1920 его компетенции не назывались. Коммунистич. рук-во Сибири необходимость существования в крае мощного обл. органа гос. власти, располагавшего чрезвыч. полномочиями, мотивировало совокупностью факторов: малочисленностью и низким уд. весом мест. пролетариата; зажиточностью и полит. неразвитостью сиб. крест-ва, поднимавшего антикоммунистич. восстания; отсутствием достаточного кол-ва опыт. парт. и сов. работников; наличием на сопредельной с Сибирью территории Дальневосточной республики, Китая и Монголии круп. белогвард. вооруж. формирований А.С. Бакича, А.И. Дутова, Г.М. Семенова, Р.Ф. Унгерна; и самое главное – важностью Сибири как источника продовольствия и сырья для Европ. России. С этого времени С. стал позиционировать себя как делегацию ВЦИК в Сибири для выполнения задач общерос. хар-ра, наделенную по отношению к мест. органам власти правами, аналогичными правам СНК. Однако столь расширит. трактовка С. собств. полномочий не нашла полной поддержки ни в Центре, ни на местах.
Впервые компетенция и структура С. были относительно внятно прописаны в Положении о С., принятом СНК 12 окт. 1920. Положение определяло статус С. как «высшего органа центральной власти РСФСР в Сибири». На него возлагались обязанности по поддержанию рев. порядка в крае и рук-во всеми его адм.-хоз. органами. Деят-ть С. должна была осуществляться в соотв. с декретами, постановлениями и распоряжениями центр. органов сов. власти: ВЦИК, СНК и наркоматов, по отношению к к-рым он считался учреждением исполнительным. В свою очередь постановления и распоряжения С. подлежали обязат. исполнению всеми мест. сов. органами Сибири. Все уполномоченные центр. ведомств, не искл. военного, подчинялись С. через зав. соотв. отделом.
Согласно Положению, числ. членов С. была увеличена до 9 чел. за счет представительства Наркомата труда. Пред. и члены С. с этого времени назначались ВЦИК по представлению СНК, основанному на рекомендациях наркоматов. Заведующие остальными отделами и ЦСУ получили статус членов С. с совещат. голосом. Для отделов С. устанавливалось двойное подчинение: перед С. и соотв. наркоматом. Штаты и сметы С. подлежали утверждению СНК, а отделов С. – профильным наркоматом при наличии предварит. заключения С. Персонально президиум ВЦИК утвердил С. в уже существовавшем составе, дополнив его делегированным от НКВД Б.З. Шумяцким.
Положение о С. от 12 окт. 1920 явилось основополагающим законодат. актом, к-рый регламентировал его деят-ть. Единств. дополнение в этот норматив. документ было сделано пост. СНК от 1 авг. 1921. По инициативе самого С. СНК возложил на него функции экон. совещания Сибири и увеличил числ. состав за счет представителя Сиббюро ВЦСПС. Кроме того, СНК предоставил право членам С. и др. представителям наркоматов, несогласным с тем или иным постановлением С., не приостанавливая исполнение принятого постановления, сообщить свое особое мнение соотв. наркомату, к-рый, в случае согласия с особым мнением, мог войти в президиум ВЦИК или Совет труда и обороны (СТО) с представлением об отмене или изменении постановления С.
Важное значение для уточнения компетенции С. имело его постановление от 10 сент. 1921 о порядке взаимоотношений между С. и его отделами, с одной стороны, губисполкомами Сибири и их отделами – с другой. В соотв. с ним постановления и распоряжения С. объявлялись обязательными для всех мест. сов. учреждений края. Но губисполкомам было предоставлено право, в случае несогласия с тем или иным постановлением С., обжаловать его во ВЦИК, СНК или СТО, не приостанавливая проведение этого постановления в жизнь. Отделам С. предоставлялось право руководить деят-тью отделов губисполкомов и осуществлять над ней контроль только в пределах своей компетенции. Постановления и распоряжения отделов С. были обязательны для профильных отделов губисполкомов, но они не имели права отдавать распоряжения непосредств. губисполкомам или их президиумам, за искл. случаев, когда такое право было делегировано им С. В случае несогласия с тем или иным постановлением или распоряжением губисполкома отделы С. получили право обжаловать их в С., указывая мотивы своего несогласия. Губисполкомы и их президиумы не могли отменять распоряжения отделов С., когда они были отданы отделами в пределах их ведомств. компетенции, но получили возможность приостановить их выполнение, апеллируя в таком случае в С. как к высш. инстанции.
Орг. структура и персон. состав С. не отличались стабильностью. Они изменялись под влиянием реорганизаций, происходивших в центр. аппарате упр-ния, в зависимости от стоявших перед С. задач и условий, в к-рых их приходилось решать. Используемый при формировании С. принцип назначения при необходимости позволял Центру оперативно вносить коррективы в его персон. состав. В нояб. 1921 И.Н. Смирнова на посту председателя С. сменил С.Е. Чуцкаев; в авг. 1922 главой С. стал М.М. Лашевич. До назначения на эту должность С.Е. Чуцкаев и М.М. Лашевич работали заместителями пред. С. С июня 1922 по апр. 1924 зам. пред. С. по хоз. вопросам состоял А.П. Брыков, с февр. 1921 являвшийся членом С., его сменил Р.И. Эйхе, с мая 1922 по авг. 1923 входивший в состав С. с решающим голосом. С июня 1925 в С. появилась должность 2-го зам. пред., на к-рую был назначен А.Н. Позднышев. Кроме них, в разное время членами С. работали В.И. Вельман, Л.И. Гинзбург, М.И. Калманович, А.И. Кашников, И.И. Кокосов, Г.И. Ломов-Оппоков, А.П. Месяцев, А.Х. Митрофанов, И.П. Павлуновский, А.М. Певзнер, Н.Н. Петин, А.М. Поволоцкий, А.Р. Розит, А.М. Тамарин, Ю.П. Фигатнер, Д.Н. Шапиро, Я.С. Щербинин, Я.К. Яглом. Все они, за искл. воен. специалиста Н.Н. Петина, были проф. революционерами, обладали необходимыми знаниями или достаточным опытом адм., воен. или хоз. работы и являлись надежными проводниками политики Центра по отношению к Сибири.
Своего макс. развития как по кол-ву различ. подразделений, так и по числ. занятого в них персонала С. достиг к нач. 1921. В это время он имел 14 отделов: управления, военный (штаб Помглавкома по Сибири), здравоохранения (Сибздрав), земельный (Сибземотдел), народ. образования (Сибоно), пром-ти (Сибсовнархоз, с 3 июля 1921 – Сибпромбюро ВСНХ), национальный (Сибнац), почт и телеграфа (Сибпотель), продовольственный (Сибпродком), соц. обеспечения (Сибсобес), труда (Сибтруд), юстиции (Сибюст) и экономический; на правах отдела С. существовало финанс. упр-ние.
Кроме того, при С. действовали многочисл. комитеты и комиссии: Комитет Северного морского пути, Сибирский комитет профессионально-технического образования, Комиссия по изучению естественных богатств Сибири, Сибирский комитет по всеобщей трудовой повинности, Сибирский комитет помощи больным и раненым красноармейцам, Концессионная комиссия, Чрезвычайная угольная комиссия, Чрезвычайная жилищная комиссия, Комиссия по электрификации Сибири, Сибирский комитет по заготовке леса, Комиссия по улучшению быта детей, Сибирский посевной комитет и др. В совокупности это был гигантский бюрокр. аппарат, охватывавший все сферы жизнедеят-ти Сибири. Такие ключевые отделы С., как военный, продовольственный и промышленности, имели численность персонала, превышавшую 1 тыс. чел. каждый.
С весны 1921 числ. сотрудников отделов С., а потом и самих отделов стала сокращаться. Такое уменьшение являлось сначала ответной реакцией на требование неск. губ. центров Сибири упразднить или минимизировать влияние неэкон. отделов С., а также было обусловлено предстоявшим перемещением С. из Омска в Новониколаевск. В результате уже в апр. 1921 произошло сокращение числ. персонала штаба Помглавкома по Сибири, Сибнаца, Сибсобеса и Сибюста. Летом–осенью 1921 в связи с острым прод. кризисом и уменьшением гос. прод. пайков сократилось кол-во сотрудников в др. отделах.
Переход к новой экономической политике повлек за собой более серьез. изменения, носившие структурно-функцион. хар-р и имевшие своим следствием постепенное сужение компетенции С. В апр.–июне 1921 Сибнац был реорганизован в Сибирское представительство Наркомнаца, а экон. отдел С. в авг. того же года – в Сибирскую гос. плановую комиссию (Сибгосплан), к-рая 1 июля 1922 была расформирована. В том же месяце был упразднен Сибсобес, а еще 2 мес. спустя ликвидирован Сибюст. В кон. 1922 в связи с нормализацией воен.-полит. положения Сибири отпала необходимость в воен. отделе, в результате чего С. снова превратился в орган гражд. упр-ния.
Улучшение прод. положения СССР и переход от натур. налога к единому с.-х. налогу, к-рый с 1923 уплачивался как в натур., так и в ден. форме, привели к уменьшению роли прод. аппарата. Переход с янв. 1924 на оплату налога только в ден. форме позволил в мае того же года упразднить Сибпродком. Напротив, по мере развития нэпа значительно выросла роль 2 др. отделов С. – земельного и финансового, к-рые раньше считались второстепенными. Строго говоря, с 1923 острой потребности в С. больше не существовало. Гл. причины, вызывавшие беспокойство Москвы, остались в прошлом: А.С. Бакич, Г.М. Семенов и Р.Ф. Унгерн были разгромлены, сопротивление крест-ва подавлено, Дальневосточная республика самоликвидировалась. Пожалуй, единств. реальным мотивом сохранения С. являлась необходимость осуществления в Сибири адм.-тер. реформы – т. н. районирования.
Осн. формой работы С. являлись пленарные заседания членов С. За время существования С. состоялось 1 084 пленар. заседания. Как правило, они проходили 2 раза в неделю. В них участвовали члены С. с решающим и совещат. голосом, зам. зав. отделами и приглашенные специалисты. По итогам заседаний по принцип. вопросам принимались постановления и распоряжения, а по частным – протокольные постановления. В целях повышения оперативности принятия решений по мелким вопросам в мае 1921 пред. С. И.Н. Смирнову было предоставлено право единоличного решения вопроса и подписи проектов постановлений и распоряжений, если по ним имелось соглашение заинтересованных отделов.
В июне 1922 С. принял решение выделить из состава своего пленума президиум в составе 3 чл. и 2 кандидатов. На президиум возлагались подготовка всех дел к очеред. заседаниям пленума, в т. ч. выработка заключения по проектам документов, контроль над исполнением постановлений С., издание от его имени постановлений, инструкций и воззваний, а также решение текущих вопросов адм. и хоз. хар-ра. Тем не менее, важнейшие постановления президиума подлежали утверждению пленума С., а члены С., зав. его отделами и уполномоченные наркоматов, не согласные с решением президиума, имели право перенести обсуждение вопроса на пленарное заседание. Всего состоялось 189 заседаний президиума С. В результате возросла оперативность принятия решений по текущим делам и глубина проработки принцип. вопросов на пленумах С.
После перехода к нэпу важной формой работы С. стали сибирские экон. совещания, в к-рых вместе с членами С. участвовали руководители губ. адм. и хоз. органов края. До янв. 1924 состоялось 5 совещаний, на к-рых рассматривались как наиб. острые текущие, так и перспективные вопросы экон. развития Сибири того времени: о прод. заготовках, о с.-х. налоге, о развитии с. х. края и др. Сиб. экон. совещания позволили С. максимально учесть опыт и нужды губерний, совместно выработать формы и методы решения стоявших перед ними задач.
С. завершил свою деят-ть в нач. дек. 1925, предоставив отчетный доклад 1-му краевому съезду советов Сибири. Съезд советов положительно оценил работу С. и его вклад в советизацию края. Большинство членов С. было избрано съездом в состав краевого исполкома советов, а затем пленумом Сибкрайисполкома – в его президиум. В свою очередь исполнит. аппарат С. послужил основой для формирования отделов Сибкрайисполкома советов.
Лит.: Сборник постановлений и распоряжений Сибирского революционного комитета № 1. 20 сентября – 4 декабря 1919 г. Омск, 1919; Сборник постановлений и распоряжений Сибревкома за 1920 год. Омск, 1921; Отчет Сибирского революционного комитета о деятельности его за январь – июнь 1921 г. Новониколаевск, 1921; Отчет о деятельности Сибирского революционного комитета (Сибирского областного экономического совещания) Совету труда и обороны с 1-го июля по 1-е октября 1921 года. Новониколаевск, 1921; Краткий отчет Сибирского революционного комитета первому сибирскому съезду Советов. Новониколаевск, 1925; Сибирский революционный комитет (Сибревком). Август 1919 – декабрь 1925: Сб. документов и материалов. Новосибирск, 1959; Шишкин В.И. Революционные комитеты Сибири в годы Гражданской войны (август 1919 – март 1921 г.). Новосибирск, 1978.
В.И. Шишкин