СОЦИАЛИЗМА ЭЛЕМЕНТЫ В ОБЩЕСТВЕННОМ СТРОЕ СИБИРСКОЙ ДЕРЕВНИ В XVIII – 1-й пол. XIX в. А.И. Герцен, а затем народники, наблюдая за жизнью центрально-рус. земледел. общин, обнаружили в их традициях предпосылки для развития по социалистич. пути. Преодоление догмата о последовательной смене соц.-экон. формаций в России позволило совр. историкам увидеть элементы социализма и в сиб. деревне XVIII–XIX вв. Ее развитие осуществлялось при относительном балансе мелкотовар. и мелкобурж. способов произв-ва, чему способствовал ряд институтов, поддерживающих воспроизв-во элементов социально ориентир. экономики и соотв. ей механизмов уравнит. распределения части обществ. продукта. На уровне экон. отношений это – сочетание коллект. и наследственно-подворного хар-ра землевладения и землепользования; в сфере соц. отношений – раскладка налогов с учетом демогр. и имуществ. состояния семей. Налог. система в сиб. деревне в XVIII в. включала 4 варианта подворного оклада, а в 1840-е гг. – 10.
Община в регионе (см. Община крестьянская) существовала в 2 формах – сел. и волостной. 1-я начиная с XVII в. спонтанно воспроизводила на новых землях соседскую самоорг-цию жителей разной сослов. принадлежности; 2-я была создана гос-вом в кон. XVIII в. в кач-ве тер.-муницип. образования и получила юр. статус сослов. органа крест. мест. самоупр-ния. Крест. об-во в лице схода и его выборных исполнит. органов регулировало земел. отношения, раскладку налогов; осуществляло опеку над лицами, потерявшими дееспособность или не достигшими ее. Т. о., крест. социализм в сиб. деревне проявлял себя и в виде обществ. собственности на землю, и в форме системы соц. защиты и ее гарантий.
Гос-во, делегируя общине столь важные соц. функции, сознательно ставило преграду маргинализации (прежде всего пролетаризации и пауперизации) крест-ва. При разработке программы реформ, осуществлявшихся в рамках Екатерины II национального проекта, использовались передовые для кон. XVIII в. теории зарождавшейся социологии (Гельвеция, Бентама), этнологии (Гердера), политологии (Рейналя). Полит. толчком, подвигнувшим просвещенный абсолютизм екатеринин. эпохи к диалогу с крест-вом, оказалась революция в британ. колониях и насущная потребность в подготовке условий для отмены крепостной системы в центре страны. Предпосылки к успешному проведению реформ заключались в том, что при разработке были учтены традиции соседской взаимопомощи, выработанные крест-вом в ходе непрерыв. колонизации, и нормы христиан. морали, совпадавшие с идеологией фамильно-клановых коллективов.
Благодаря введенным гос-вом правовым обоснованиям в сфере поземел. отношений казен. крест-во получило право на труд и полную занятость всех, желавших заниматься земледелием. На амер. фронтире колонисты имели доступ к земле только через право ее покупки, что считалось величайшим достижением революции. На рос. окраинах, в т. ч. в Сибири был институциализирован прообраз соц. отношений «государственно-общинного социализма».
Екатеринин. соц. эксперимент привел к конструктивному решению важнейших соц.-экон. проблем на азиат. колонизац. пространстве России и надолго определил относительно лоял. взаимоотношения осн. массы колонистов – крест-ва – с центр. властью. Более адекват. ист. реальности, чем концепция «государственного феодализма», эта парадигма позволяет глубже оценить причины краха Столыпинской аграрной реформы, а также предпосылки рос. революций нач. XX в. и коллективизации. Состоявшийся в кон. XVIII в. «консенсус» просветительства и традиционализма оказался миной замедленного действия протяженностью более чем в 2 века. Еще за полстолетия до появления коммунистич. манифеста обществ.-полит. мысль Германии через инициатив. рос. посредников, прошедших курс европ. просветительства в нем. университетах, подготовила в России ист. почву для реализации его програм. идей.
Лит.: Емельянов Н.Ф. Крестьянский социализм в Зауралье при капитализме. Курган, 1994; Мамсик Т.С. Диалог традиционной и официально-правовой культур в Сибири в ходе реформы конца XVIII в. // Этнография Алтая и сопредельных территорий. Барнаул, 2001. Вып. 4.
Т.С. Мамсик