Социальная работа

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА, деят-ть, осуществляемая проф. подготовленными специалистами по оказанию помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней поддержки решить свои жизнен. проблемы: личностные, семейные, групповые, производств. и др. Осн. назначение С. р. – обеспечение достойного мат., соц. и культур. уровня жизни граждан, восстановление в случае необходимости их способности к жизнедеят-ти в об-ве. К ее составляющим относятся соц. диагностика, соц. помощь, соц. профилактика, соц. коррекция, соц. реабилитация, соц. адаптация, соц. информирование. Сам термин – перевод с англ. Social Work. В Англии, Германии, США и ряде др. стран уже к нач. ХХ в. вследствие проведения соц.-экон. реформ С. р. сложилась как особый вид проф. деят-ти, превратилась в одно из важных направлений внутр. политики.

После распада СССР, смены обществ.-экон. строя Российское гос-во оказалось в жестких рамках переходного периода. Бедственное состояние страны потребовало формирования новой модели соц. обслуживания. Отправной точкой стал Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 г.». На основании этого документа в регионах создавалась сеть соц. органов. Особое внимание, с учетом зарубеж. опыта, уделялось комплексности оказания соц. помощи населению, вкл. мат., психол., мед., пед., социокульт. поддержку людей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Требовалось также разработать новые технологии, методы, формы работы, подготовить специалистов. Госкомитет по труду и соц. вопросам решением от 23 апр. 1991 дополнил перечень профессий в РФ 3 новыми специальностями: соц. педагог, соц. работник, специалист по соц. работе.

Гос. думой 15 нояб. 1995 принят и с 19 дек. этого года вступил в силу федер. закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». В документе регламентируется деят-ть структур соц. защиты, определяются такие понятия, как клиент соц. службы, соц. услуги и трудная жизненная ситуация. Трудной считается ситуация, объективно нарушающая жизнедеят-ть гражданина, к-рый самостоят. не может преодолеть сложившиеся жизненные обстоятельства (инвалидность, преклон. возраст, болезнь, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие опред. места жительства и др.). Закон вводит новый стандарт соц. помощи и предусматривает более 20 видов центров соц. обслуживания, домов-интернатов, приютов для детей и взрослых. В нем определяются источники финансирования учреждений соц. обслуживания, льготы мед. и соц. работникам, а также их ответственность за действия или бездействие, повлекшие за собой опасные для жизни и здоровья клиента соц. службы последствия или иное нарушение его прав.

В областях, краях и республиках Сибири созданы упр-ния соц. поддержки населения как структур. подразделения соотв. администраций. Их гл. задачи: реализация осн. направлений и приоритетов гос. соц. политики, формирование системы соц. защиты жителей, орг-ция работы по соц. обслуживанию населения, координация действий соц. муницип. и негос. секторов, осуществление мер по гос. поддержке семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, ветеранов, лиц, уволенных в запас с воен. службы и членов их семей, а также граждан, оказавшихся в экстремал. ситуации, орг-ция реабилитации инвалидов, протезно-ортопедич. помощи населению, обеспечение взаимодействия с обществ. орг-циями с целью поддержки семей с детьми, пенсионеров, инвалидов и др. групп населения, нуждающихся в соц. помощи. Особую роль в орг-ции С. р. играют район. отделы соц. защиты населения, образованные в 1992. Их возглавляют, как правило, опыт. специалисты, мн. лет проработавшие в учреждениях соц. сферы. Именно райотделам приходилось решать многочисл. жизнен. проблемы сибиряков, реализуя принципы и конкрет. задачи соц. работы.

В 1-е годы деят-ти органов соц. защиты сложились 2 осн. формы соц. обслуживания населения. Первая – в стационар. учреждениях, к числу к-рых относятся как давно существующие (дома-интернаты, дет. дома), так и новые – многопрофил. центры соц. обслуживания. Эти центры, как правило, имеют отд-ния: срочной соц. помощи, дневного пребывания пенсионеров, инвалидов, детей, мед.-соц. помощи семьям и подросткам. Вторая – соц. обслуживание граждан в нестационар. условиях. В нач. 1990-х гг. это направление являлось новым и развивалось в Сибири особенно интенсивно. Наиб. перспектив. и на сегодняшний день остаются службы надомного обслуживания.

Однако, несмотря на актив. и разноплановые действия соц. хар-ра, кризис. явления нарастали. На рубеже столетий в ср. ок. 60 % населения сиб. городов имели доходы ниже бюджета прожит. минимума. В числе бедных находятся не только традиционно малоимущие слои (многодетные, молодые и неполные семьи, пенсионеры, инвалиды), но и значит. часть жителей в трудоспособ. возрасте, в т. ч. имеющих работу. Неблагоприят. факторы, снижающие уровень жизни людей (безработица, несбалансированность между уровнем доходов и ценами на товары первой необходимости, платность мед., образоват., культ. услуг, рост стоимости жил.-коммун., быт. и транспорт. обслуживания), привели к тому, что бедность стала самой острой соц. проблемой. В целом в совр. условиях большое значение имеет не только расширение, но и качеств. модернизация соц. работы.

Лит.: Лексикон социальной работы. Вологда, 1999; Букин С.С., Чернов Д.В. Социальная работа в Новосибирске: становление и развитие. Новосибирск, 2004.

С.С. Букин