СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ. Основополагающим документом для работы органов соц. защиты в РФ, в т. ч. в Сибири и на Д. Востоке, является гор., обл., краевая или республ. программа соц. поддержки населения. Данный документ разрабатывается специалистами соотв. служб с 1992 и утверждается губернатором или мэром города. Срок реализации программы 1 год. В программе содержатся осн. показатели соц. развития адм. образования в предыдущем году. На их основе определяются приоритет. цели и задачи оказания соц. помощи.
В 1990-е гг. осн. цель таких программ в регионах Сибири заключалась в поддержании уровня жизни малообеспеч. семей и одиноко проживающих граждан. Особое значение придавалось также оптимизации структуры соц. расходов и поиску доп. внебюджет. средств финансирования.
Поставленная цель конкретизируется в задачах оказания соц. помощи. В 2000, напр., они заключались в соблюдении приоритета в предоставлении мат. и финанс. поддержки, усилении ее адресности, комплексности, развитии добровольного гражд. участия и активности населения при оказании такой поддержки. В программе содержится также характеристика числ. и состава различ. категорий малоимущих, состоящих на учете в район. отделах соц. защиты.
Исходя из целей и задач соц. политики, осн. мат.-быт. проблем жителей региона определяются приоритет. направления соц. защиты населения на текущий год. Такими направлениями в 2006 являлись поддержка института семьи, повышение ее роли и значения в об-ве, обеспечение соц. гарантий семьям с детьми. Разрабатывались меры, позволяющие сконцентрировать деят-ть соц. служб и учреждений на данном направлении. Кроме того, в этом же разделе содержался конкрет. план осн. мероприятий органов упр-ния соц. защиты на текущий год. Каждая очередная программа включает раздел, регулирующий порядок, виды и формы предоставления соц. помощи. В этой части документа, в соотв. с действующим законодат-вом, определяются кол-во выплат, их виды и размеры. Завершает программу характеристика гражд. участия в решении соц. проблем региона. В последние годы органы соц. защиты населения придают особое значение сотрудничеству с обществ. орг-циями, действующими в соц. сфере.
Реализация программы поручается упр-нию соц. поддержки населения адм. образования. В кон. года подводятся итоги, анализируется степень выполнения поставленных задач, что служит основой для разработки новой программы.
Полнота осуществления запланированных мероприятий непосредственно зависит от финансирования, к-рое складывается из бюджет. и внебюджет. средств. Напр., мэрия Новосибирска в 1998 направила на соц. цели 72 млн руб., из них 64,4 млн – на оказание адресной соц. помощи (денежной и натур.), ее получили 233 тыс. чел. Через район. службы города поддержка оказана 190,7 тыс. чел. на сумму 32,5 млн руб. В ср. на 1 чел. пришлось гос. средств 170 руб., а с учетом привлеченных финансов из внебюджет. источников – 277 руб.
В целом соц. программы не соответствовали в полной мере нараставшим потребностям населения. Кол-во горожан, состоявших на учете в органах соц. защиты, постоянно росло. В Новосибирске в 1992 в них были зарегистрированы 81,2 тыс. чел., в 1994 – 159 тыс., в 2000 – 245,9 тыс. На рубеже ХХ–XXI вв. в сиб. и дальневост. городах доля нуждающихся граждан, зарегистрир. в соц. службах, превысила 20 % от всех жителей региона. Одновр. остается большим число горожан, не состоящих на учете и не получающих соц. помощи, к-рым, однако, такая помощь необходима.
С.С. Букин