Совнархозы

СОВНАРХОЗЫ, территор. органы упр-ния пром-тью. В 1920 – нач. 1930-х гг. находились в структуре центр., а затем мест. органов гос. власти и подчинялись Высшему Совету Народного Хозяйства РСФСР (ВСНХ) РСФСР.

ВСНХ образован по Декрету ВЦИК от 1 дек. 1917, первонач. вырабатывал общие нормы и план регулирования экон. жизни. Обладал правом конфискации и реквизиции имущества, принуд. синдицирования отраслей пром-ти и торговли, распределения продукции и финанс. средств, национализации пром-ти и непосредств. рук-ва предприятиями. В течение нояб. 1917 – марта 1918 в целом по стране в собственность гос-ва отчуждено 836 предприятий, из них 640 (76,3%) – по решению мест. советов, С. и профсоюзов. С 28 июня 1918 с принятием Декрета о национализации все предприятия считались перешедшими в собственность гос-ва, но находились в безвозмезд. аренд. пользовании прежних владельцев впредь до особого распоряжения.

В Сибири до мая 1918 представителями ВСНХ и мест. органами власти также осуществлялась национализация частн. пром-ти. Член Западно-Сибирского бюро профсоюзов М.М. Рабинович был послан ВСНХ в февр. 1918 для ускорения национализации Кузнецких каменноугольных копей. В период белой Сибири проводилась денационализация пром-ти.

1-й Всероссийский съезд совнархозов (26 мая – 4 июня 1918) ограничил функции мест. С. Хотя их представители вошли в руководящие органы ВСНХ (пленум и президиум), руководили мест. С. лишь мелкими кустар. заведениями, к-рые работали по нарядам Главкустпрома ВСНХ.

В соотв. с новым положением о ВСНХ, принятом на 2-м Всероссийском съезде совнархозов (19–27 дек. 1918) органы упр-ния пром-тью окончательно приспособились к условиям Гражданской войны. ВСНХ превратился в строго централизов. систему пром. отделов, гл. и центр. упр-ний (главков и центров). Они полностью руководили предприятиями своей отрасли, непосредственно их финансировали, снабжали сырьем, топливом, осуществляли сбыт продукции. Поскольку пром-ть работала искл. по заданиям главков, в ведении губсовнархозов осталось небольшое кол-во предприятий полукустар. типа. Мест. органы власти, по существу, были отстранены от упр-ния пром-тью, т. к. не распоряжались мат.-техн. ресурсами. Обл. (регион.) и уезд. С. к нач. 1919 почти повсеместно ликвидировались. В годы Гражд. войны за счет 52 главков удалось централизовать произв-во и распределение готовой продукции. Жестко подчиненная гос-ву пром-ть явилась основой для произв-ва вооружений и обмундирования, что стало необходимым условием победы большевиков в Гражд. войне.

В дек. 1919 на Сибирь распространилась юрисдикция сов. власти. Началось образование губ. и уезд. С., к-рые занялись регистрацией и оформлением прав собственности на пром. предприятия. При этом нек-рые предприятия переходили в ведение самих С.

Одновременно формировались общесиб. хоз. органы, к-рым подчинялись район. и губ. С. Создавались новые обл. (объединявшие неск. губерний) хоз. органы ВСНХ – обл. бюро (позже – промбюро). Они назначались Президиумом ВСНХ и руководили деят-тью гос. предприятий, регулировали и контролировали кооп. и частн. пром-ть и торговлю. 5 мая 1920 на основе реорганизации Урало-Сибирской комиссии ВСНХ образован Сибирский совет народного хозяйства (Сибсовнархоз), подотчетный Президиуму ВСНХ и подконтрольный Сибревкому. Отделы и упр-ния Сибсовнархоза выполняли функции главков и центров ВСНХ и имели широкие полномочия. Под его рук-вом осуществлялась национализация частн. пром-ти в Сибири, в 1920 – нач. 1921 Сибсовнархоз начал работать в Омске, в мае 1921 был переведен в Новониколаевск. 3 сент. 1921 он переименован в Сибирское областное бюро ВСНХ, 3 февр. 1922 в соотв. с новым положением – в Сибпромбюро ВСНХ.

К 1920 ресурс военно-коммунистич. модели упр-ния был исчерпан. В Сибири из общего числа национализир. в 1920 предприятий большая часть бездействовала или работала с неполной нагрузкой. Отсутствовали необходимое сырье, топливо, ден. средства. Поэтому перестройка системы упр-ния пром-тью началась до введения новой экономической политики. В соотв. с пост. VIII съезда советов (23–29 дек. 1920) главки и центры ВСНХ реорганизовались в органы, руководящие работой губсовнархозов; последние получили функции опер. рук-ва предприятиями.

Более основат. реорганизация началась в условиях нэпа. По пост. СТО (авг. 1921) в составе ВСНХ вместо главков и центров создано 16 гл. упр-ний по отраслям пром-ти. Наиб. крупные, технически оснащенные и близко расположенные друг к другу предприятия одной отрасли стали объединяться в тресты. Во главе трестов находились правления, выступавшие от имени предприятия на рынке. Само предприятие не обладало правом юр. лица и не распоряжалось собств. средствами.

Для объединения в тресты отбирали круп., наиб. перспектив. для обеспечения гос. интересов фабрики и заводы. Из 1 640 национализир. предприятий в распоряжении гос. органов в Сибири осталось 695, из них 299 предприятий с 41 140 рабочими – на гос. снабжении. Остальные предприятия были переданы в аренду, законсервированы или закрыты. Это позволило консолидировать финанс. и мат.-техн. ресурсы, улучшить орг-цию произв-ва, освободить гос-во от балласта нерентаб. предприятий.

Трестирование закончилось в 1922. В сер. 1923 в стране насчитывалось 478 трестов, из них 345 местных. В Сибири к 1 окт. 1922 существовало 38 трестов, объединивших 184 предприятия с 31,4 тыс. работников (77,6 % всех рабочих, занятых на гос. предприятиях). Наиб. значимые – «Сибзолото», «Сибуголь», «Сиблестрест», «Сибкожтрест», «Сибметаллтрест», «Сибрасмаслотрест» и др. Осн. отрасли пром-ти в Сибири – угольная и золотодобыв. – трестированы полностью. Центр. тресты находились в ведении ВСНХ, а местные – в ведении обл. С.

Тресты имели слабый торг. аппарат и не справлялись со сбытовыми функциями. Поэтому стали создаваться синдикаты, ведающие торговлей, сбытом продукции и распределением заказов среди предприятий. В кон. 1922 было организовано 16 синдикатов, к-рые обслуживали 176 трестов (68 % от их числа). Синдикаты являлись юр. лицами и подчинялись ВСНХ. В Сибири образованы «Сибсоль», «Сиблес», «Сибкожсиндикат», «Сибхимсиндикат» и др.

Так как опер. работа по упр-нию предприятиями сосредоточилась в трестах, Сибпромбюро ВСНХ из органа, непосредственно управляющего предприятиями, превратилось в орган, регулирующий и планирующий деят-ть трестов. В его прямом подчинении осталось ограниченное число предприятий. Произошла перестройка аппарата упр-ния мест. С. Их производств. отделы реорганизовались в тресты, а функции регулирования работы пром-ти были переданы общепроизводств. техн. отделам С.

На Сибпромбюро ВСНХ возлагались рук-во деят-тью губсовнархозов, надзор за выполнением гос. трестами и синдикатами, частн. предприятиями обязательств перед гос-вом, регулирование работы кустар. пром-ти, определение способов эксплуатации предприятий. В состав Сибпромбюро входили аренд. и общеплановая комиссии, упр-ние планового снабжения. Для рассмотрения орг. вопросов, взаимоотношений с Сибревкомом и губисполкомами (губсовнархозами) было создано адм.-орг. упр-ние. Техническо-пром. упр-ние занималось экспертизой и наблюдением за рацион. использованием предприятий, осуществляло финанс. контроль. Кроме того, функционировали отделы по упр-нию топлив. пром-тью, кустар. и мест. пром-тью, горным делом. 17 июля 1923 структура Сибпромбюро ВСНХ дополнилась финансово-коммерч. упр-нием, стат. и экон. отделами, бюро лесной пром-ти и др. подразделениями.

Губсовнархозы занимались аренд. отношениями, планово-проект. экспертизой, снабжением, образовывали комиссии по топливу, торговле, кустар. пром-ти и т. д. С 10 февр. 1922 на местах из наиб. жизнеспособ. предприятий создавались пром. комбинаты губ. масштаба. Концентрация пром-ти в губ. масштабе позволила увеличить выпуск продукции, рационально разместить и удешевить произв-во при сокращении числа действующих предприятий.

В целях усиления координации работы разных отраслей в нояб. 1923 на основе слияния губсовнархозов с губкоммунотделами начали создаваться губ. отделы мест. хоз-ва (ГОМХ). Отделы и секции мест. хоз-ва создавались в структурах исполнит. власти по отрасл. принципу. Кроме того, существовал учетно-регистрац. отд., а также отдел кустар. пром-ти. Они руководствовались в области пром-ти директивами ВСНХ, а в области коммун. хоз-ва – директивами НКВД РСФСР. В дальнейшем это понизило адм. статус мест. пром-ти. Пром. подотделы мест. хоз-ва стали рассматриваться как придаток к губкоммунхозам, ослабло их взаимодействие с Сибпромбюро ВСНХ.

С 1923 в связи с образованием СССР пром-ть разделена на общесоюз., респуб. и местную. В нач. 1924 перестроен аппарат упр-ния ВСНХ и мест. С. В структуре Сибпромбюро ВСНХ осталось 3 отдела: производств.-экон., горный и упр-ние делами. Укрупнение отделов позволило усилить влияние Сибпромбюро ВСНХ на работу трестов и пром. предприятий за счет распределения кредитов, регулирования заготовок сырья и сбыта продукции.

В связи с районированием в 1925 началось перераспределение пром. и торг. предприятий между краевым и окр. уровнями. Часть предприятий из ведения округов передавалась трестам. К окт. 1925 осн. отрасли пром-ти в Сибири (металлообрабат., маслобойная, винокур., лесная, цемент., мелкая золотодобыв.) были объединены в краевые тресты с непосредств. подчинением Сибпромбюро ВСНХ. Эта мера способствовала концентрации капиталов и раб. силы, налаживанию бесперебойного снабжения сырьем. Дополнительно в ход были пущены 8 бездействующих предприятий. Учитывая отдаленность Сибири от Центра, трестам краевой пром-ти на первых порах передали функции снабжения и сбыта, к-рые раньше выполняли синдикаты.

В связи с образованием Сибирского кр. на основании пост. Сибревкома от 4 сент. 1925 Сибпромбюро ВСНХ переименовано в Сибкрайсовнархоз. Соотв. приказ издан ВСНХ РСФСР 14 февр. 1926. Сибкрайсовнархоз также был в двойном подчинении, являясь отделом Сибкрайисполкома и органом ВСНХ на тер. Сибири. На него возлагались упр-ние предприятиями краевого подчинения, а также контроль над предприятиями союз. и респуб. подчинения в соотв. с распоряжением ВСНХ. Ему подчинялись ГОМХ Сибири, входившие на правах отделов в состав губисполкомов. В свою очередь, отделы мест. хоз-ва (ОМХ) получили в свое ведение рук-во мест. пром-тью. Сибкрайсовнархоз и ОМХ осуществляли контроль над частн., кооп. и кустар. пром-тью.

Объединение пром. предприятий в тресты и создание синдикатов позволило определить пути развития осн. отраслей пром-ти и рацион. использования мест. сырьевых ресурсов, способствовало оживлению деловой активности и восстановлению пром-ти. Но к 1926 стали отчетливо выявляться негатив. стороны трестовской системы упр-ния пром-тью. Координируя деят-ть предприятий (через коммерческо-сбытовую деят-ть, финансы, поставки сырья и оборудования), сов. бюрократия определяла их специализацию, ограничивала в выборе экон. решений и снижала мотивацию. Стали образовываться сверхнорматив. запасы сырья и материалов. Тресты создавали фактически не хозяйствующие субъекты.

Поэтому были приняты меры по усилению опер. самостоятельности низовых звеньев и сужению функций трестов, синдикатов и ОМХ при одновр. усилении функций центр. аппарата упр-ния пром-тью, формируемого по отрасл. принципу. 29 июня 1927 принят закон о трестах, в 1929 – пост. «О реорганизации управления промышленности». В соотв. с ними самостоят. производств. единицей с правом юр. лица становилось предприятие. За органами упр-ния ВСНХ остались контролирующие и регулирующие функции. Права правлений трестов и синдикатов в 1927 были сокращены.

Сибкрайсовнархоз отказался от оператив. вмешательства и сосредоточился на планировании финансов, кап. работ по техн. реконструкции отраслей пром-ти, инспектировании предприятий и трестов. Согласно положению от 27 нояб. 1927, в структуре упр-ния сохранилось только 4 отдела: планово-экон., производств., горный и адм.-финансовый.

Мест. С. и окр. ОМХ передавали подведомств. предприятия Центру. Напр., в 1928 Дальневосточный крайисполком инициировал перевод трестов «Сахалиннефть» и «Дальуголь» в прямое подчинение ВСНХ. Мест. С. постепенно из органов упр-ния пром-тью на местах трансформировались в органы упр-ния мест. пром-тью. В июле 1929 принято пост. ВЦИК и СНК РСФСР о преобразовании С. в отделы исполкомов мест. советов. Их роль в упр-нии пром-тью резко снизилась. Территор. органы ВСНХ окончательно потеряли свое влияние.

В 1930 пост. Сибкрайисполкома трансформировало Сибкрайсовнархоз в орган, планирующий мест. пром-ть. Окр. ОМХ ликвидировались, а подведомств. им предприятия перешли в состав краевых трестов. В том же году тресты и синдикаты сменились отрасл. объединениями, действующими по плановым заданиям ВСНХ. Напр., в Металлообъединение вошли объединения «Сталь» и «Союзуголь», все предприятия черной металлургии. В 1931 из ВСНХ в отд. наркоматы пром-ти выделились легкая, лесная и деревообрабат. отрасли. 5 янв. 1932 ВСНХ преобразовали в Наркомат тяжелой пром-ти. Для рук-ва заводами и фабриками появился институт уполномоченных Наркомтяжпрома и др. наркоматов. Процесс ликвидации С. в Сибири завершился 19 апр. 1932 решением Президиума Запсибкрайисполкома о преобразовании Крайсовнархоза в упр-ние легкой пром-ти. Так установилась централизов. отрасл. система упр-ния пром-тью, действовавшая до 1950-х гг.

Возврат к территор. системе упр-ния пром-тью имел 2 причины. Во-первых, ведомств. барьеры мешали взаимодействию предприятий различ. отраслей на регион. уровне. Во-вторых, науч.-техн. революция и создание ядер. оружия (для к-рого требовались средства доставки) к сер. 1950-х гг. поставили на повестку дня вопрос об ускоренном развитии Зауралья. Именно в вост. регионах находились осн. природ. ресурсы, необходимые для стр-ва круп. электростанций, развития на принципиально новой техн. основе радиотехн. и электронной пром-ти, изготовления сверхчистых металлов (особенно цвет.) и новых материалов хим. произв-в.

Первым шагом в децентрализации пром-ти стало перераспределение функций упр-ния пром-тью в 1954–56. 15 тыс. предприятий различ. отраслей пром-ти перешли из общесоюзного в респуб. подчинение. В ведении общесоюз. структур оставались лишь наиб. круп. сиб. предприятия; они производили 58,2 % пром. продукции Сибири; 24,2 % приходилось на предприятия, подчиненные структурам РСФСР; 17,6 % – на предприятия мест. подчинения. Т. о., на уровне области функционировали предприятия пром-ти и стр-ва 3 форм подчинения.

В 1957 была осуществлена осн. часть реформы. В соотв. с решениями Февр. пленума ЦК КПСС пост. Совета министров РСФСР от 1 июня 1957 во всех областях и краях были созданы С. Из 67 С., образованных в РСФСР, на Зап. Сибирь приходилось 7 (Алтайский, Кемеровский, Курганский, Новосибирский, Омский, Томский и Тюменский); на Восточную – 5 (Бурятский, Иркутский, Красноярский, Читинский и Якутский).

Структура С. как органа упр-ния включала отрасл. упр-ния (оборон., хим., легкой пром-ти и т. д. – набор для каждого С. определялся спецификой экон. р-на) и функцион. упр-ния и отделы (планово-производств., техн., инспекция по качеству продукции и т. д.).

С созданием С. повысилась ответственность мест. органов власти за результаты работы предприятий и орг-ций пром-ти и стр-ва. С. стремились более комплексно развивать экономику регионов и межотрасл. экон. связи, повышать специализацию и кооперирование произв-ва, создавать межотрасл. предприятия по ремонту оборудования и изготовлению инструмента. Они объединили родств. предприятия легкой, пищевой, деревообрабат. пром-ти и на их основе создали отрасл. производств. объединения. Была ликвидирована система промкооперации, ее промартели в осн. объединены с предприятиями С. и мест. пром-ти.

По итогам 4 лет работы С. было отмечено замедление темпов роста пром. произв-ва. План ввода в действие осн. производств. фондов не выполнялся. Строит. орг-ции не осваивали выделяемые кап. средства. Т. о., С. не справились с возложенными на них задачами. При этом отрыв упр-ния пром-тью от организаций-разработчиков новых технологий (они остались в центр. областях) породил новую проблему: замедлились темпы внедрения науч.-техн. достижений в пром. произв-во.

В Сибири в кон. 1950-х гг. начала складываться своя система, направленная на ускорение науч.-техн. прогресса в пром-ти. Формировалось Сибирское отд-ние АН СССР, укреплялись действующие и создавались новые НИИ, пром. предприятия, особенно радиотехн. и электронного профиля. Однако эта система не была связана с С. С. и подведомств. им предприятия в большей мере были заинтересованы в выполнении гос. плана по выпуску освоенной продукции, от чего зависело их финанс. состояние. Внедрение в произв-во новой техники считалось не первоочеред. делом.

Проблемы с внедрением новой техники проявились в 1959 и 1960 на 2 пленумах ЦК КПСС, на к-рых этот вопрос рассматривался в кач-ве основного. Попыткой решить проблему внедрения, а также укрепить отрасли всесоюз. специализации стало создание гос. комитетов по отраслям, в ведении к-рых находились НИИ, конструкт. бюро и проект. орг-ции (авиац., оборон., электронная, радиотехн. пром-ть, судостроение и др.). Для рук-ва гос. отрасл. комитетами создали СНХ СССР.

Однако поскольку гос. комитеты имели меньше возможностей воздействовать на предприятия, чем С., проблемы с внедрением сохранялись. Кроме того, стало ясно, что ограничение упр-ния пром-тью обл. рамками подрывает координацию работы между предприятиями одной отрасли. Пытаясь расширить экон. связи предприятий, Совет министров РСФСР 26 дек. 1962 принял пост. об укрупнении С. Вместо 67 С. в РСФСР осталось 24, в т. ч. Западно-Сибирский (пром. предприятия Новосибирской, Омской и Томской обл.), Кузбасский (предприятия Алтайского кр. и Кемеровской обл.), Красноярский (предприятия Красноярского кр. и Тувинской АССР), Восточно-Сибирский (предприятия Иркутской, Читинской обл., Бурятской и Якутской АССР); предприятия пром-ти Тюменской и Курганской обл. входили в Уральский СНХ.

Т. о., началось движение в сторону централизации. След. шагом на этом пути стало создание в янв. 1963 «Главзапсибстроя». Ему передали строит. орг-ции всей Зап. Сибири, находившиеся в подчинении центр. органов упр-ния РСФСР и СССР. В мае 1963 над С. появились новые координирующие органы: плановые комиссии в Западно-Сибирском и Восточно-Сибирском экон. р-нах (с центрами соотв. в Новосибирске и Иркутске). Одновр. председатели этих комиссий вместе с рук-вом исполкомов, С., крупнейших предприятий, строит., исслед. и проект. орг-ций объединились в составе советов по координации развития народ. хоз-ва. Такие советы появились в Западно-Сибирском и Восточно-Сибирском экон. р-нах.

Окончат. свертывание деят-ти С. относится к 1965. В апр. в составе С. ликвидировали упр-ния, непосредств. связанные с оборонной пром-тью, а их предприятия передали вновь созданным мин-вам, основой к-рых являлись гос. комитеты по отраслям пром-ти. В соотв. с решениями сент. (1965) Пленума ЦК КПСС практически была восстановлена досовнархозовская система упр-ния пром-тью, воссозданы союз., союзно-респ. и респ. мин-ва, к-рым подчинены пром. предприятия.

В целом 2-я попытка введения территор. упр-ния пром-тью дала 2 результата. Во-первых, пром-ть стала еще более централизованной, чем до реформы. Во-вторых, провал попытки показал невозможность сочетания территор. системы упр-ния с централизов. плановой экономикой.

Лит: Хавин А.Ф. От ВСНХ к совнархозам наших дней. // История СССР. 1960. № 4; Самохвалов Ф.В. Советы народного хозяйства в 1917–1932 гг. М., 1964; Дробижев В.З. Главный штаб социалистической промышленности: очерки истории ВСНХ. М., 1966.

А.А. Николаев, И.М. Савицкий