СУДЕБНАЯ СИСТЕМА СИБИРИ (XIX–ХХ вв.). Первая значит. реформа сиб. суда в XIX в. связана с реформами М.М. Сперанского. Закон 22 июля 1822 «О преобразовании Сибирских губерний» унифицировал и упорядочил С. с. Получившаяся в итоге орг-ция судеб. инстанций опиралась на сослов. структуру об-ва. Судом низш. инстанции в сел. местности были вол. правления и инородческие управы. Предполагалось, что эти инстанции будут действовать по особым положениям. В их компетенцию входило решение маловажных дел, а также исполнение приговоров вышестоящих судов.
В городах первой инстанцией в зависимости от их размеров были городовые суды (магистраты) и ратуши. Город. суды учреждались в круп. гор. центрах и состояли из город. судьи (бургомистр), 2 заседателей по выбору от об-ва (ратманы) и опред. числа кандидатов (запасных ратманов). Магистраты были судом 1-й инстанции по незначит. гражд. и уголов. делам купеч. и мещан. сословия. Магистраты выполняли функции словесных судов. Опекунские дела рассматривала городская дума, к-рая также контролировала деят-ть нотариусов. Ратуша функционировала в ср. городах, ее состав был аналогичен магистрату: город. судья, 2 сослов. заседателя и 3 кандидата. Помимо судеб. дел ратуша решала хоз. вопросы, т. е. имела компетенцию гор. думы. Члены город. суда и ратуши выбирались об-вом, а утверждались губернатором. Все расходы, связанные с деят-тью суда, возлагались на гор. власти. Малые города не имели особых мест правосудия, споры и проступки их жителей рассматривались в окр. судах.
Систему дополняли земский суд и гор. полиция – полиц. учреждения, обладавшие нек-рыми судеб. функциями: разбором маловажных «ссор» на месте, произв-вом и взысканием по бесспорным обязательствам (вексельные дела). На полицию были возложены функции розыска и произв-ва предварит. следств. действий по важным уголов. делам. Полиц. органы должны были осуществлять исполнит. произв-во: приводить в действие приговоры по уголов. и гражд. делам.
След. инстанцией выступал окр. суд, к-рый распространял свою власть на 1 адм. округ. В малолюдных округах окр. суд отсутствовал. Окр. суд состоял из окр. судьи и 2–3 заседателей (в зависимости от населения округа), к-рые увольнялись и назначались гражд. губернатором с одобрения генерал-губернатора. В состав окр. суда входил также представитель прокурор. надзора – стряпчий. Если в округе отсутствовали особые город. суды, в окр. суд приглашались депутаты от духов., купеч. и мещан. сословия. Окр. суд выступал в кач-ве первой инстанции по важным уголов. преступлениям и гражд. искам (за искл. служеб. проступков) и судом 2-й ст. для дел низш. судеб. органов. Окр. судья имел статус гл. чиновника округа и входил в окр. совет.
Губ. или обл. (в Омской обл.) суд являлся высш. судеб. инстанцией в губернии, к-рая рассматривала дела по существу. Он выступал в кач-ве 2-й инстанции для дел, по к-рым вынесли приговоры в окр. судах (гражд. – по апелляции, а уголов. и следственных – по ревизии), и 1-й – по служеб. преступлениям (за искл. должностных проступков высш. чинов губернии, к-рые передавались на рассмотрение в Правительствующий Сенат). Предполагалось в нек-рых случаях выполнение дел совестного суда. Решение губ. (обл.) суда передавалось по ревизии в Правит. Сенат. В состав губ. суда входили пред., ст. советник (товарищ председателя), 3 советника. Пред. губ. (обл.) суда назначался императором, а советники суда – генерал-губернатором. Пред. губ. суда входил в состав гл. чиновников губернии и приглашался в губ. совет и в совет гл. упр-ния генерал-губернаторства (для совещания по компетент. делам).
Реформа 1822 предусматривала ограниченную состязательность для исковых дел и инквизиц. порядок судопроизв-ва (за искл. низш. судеб. инстанций), к-рый категорически отрицал возможность участия в уголов. процессе сторон. Все поступившие дела пред. суда распределял между советниками или заседателями. Каждый из этих советников «приводил дело в совершенную ясность»: устанавливал истину через справки, сношения и представления. По уголов. делам предварит. следствие осуществляла полиция, а формальное – член суда. Формал. следствие допускало присутствие депутатов от населения, представителя прокурор. надзора. Опираясь на собранный материал и выписки законов, советники или заседатели предлагали дело к слушанию суда. Решение по делу принималось в общем присутствии суда по большинству голосов только на основании письм. данных, полученных в результате следств. действий. Если один из членов суда не соглашался с мнением большинства, то его мнение отдельно записывалось в протокол, без права предъявления (протеста). Приговоры по уголов. делам были 3 видов: обвинит., оправдат. и об оставлении в подозрении.
Судеб. места имели двойное подчинение: в порядке судеб. решений (апелляции и ревизии) и в порядке «судопроизв-ва» (адм. надзора). Принцип независимости судеб. власти в нач. XIX в. реализовывался в невмешательстве адм. органов в процесс принятия решений судеб. местами. Приговоры окр. судов по существу пересматривались только губ. судами, а решения губ. (обл.) судов – Правит. Сенатом. Инквизиц. судеб. процесс для исключения субъективности судей использовал ревизию судеб. дел. Ревизия – это особый порядок пересмотра уголов. дел, к-рый подразумевал обязат. передачу (независимо от мнения сторон) всех бумаг по делу в вышестоящую инстанцию для установления правильности и сообразности приговора, т. е. фактически для вторич. рассмотрения. Т. о., гос-во гарантировало справедливый приговор. Гражд. процесс опирался на принцип состязательности. Поэтому инициатива по пересмотру приговоров возлагалась на частн. стороны судеб. процесса. В этом случае подавалась в вышестоящий суд апелляц. жалоба. Губ. суд в апелляц. порядке рассматривал тяжебные дела окр. судов.
Адм. органы в порядке надзора (через рапорта и предъявления прокурор. надзора и частн. жалобы лиц) следили только за правильностью обрядов судопроизв-ва и за законностью в принятых судом решениях. Губ. прокурор или стряпчий, просмотрев все журналы судеб. заседаний, имели право опротестовать (предъявить) протоколы в вышестоящих адм. органах губернии или округа (прообраз кассации). В самом судеб. процессе ни прокуратура, ни губ. власти не участвовали. Они не имели право влиять на определение дел по существу. Право надзора давало адм. учреждениям только сообщать судам свои заключения, если решение суда не соответствовало, по их мнению, законам. Но суд был вправе эти замечания отклонять. Принятие опред. мер по надзору (вплоть до повтор. рассмотрения дела в этом же суде) зависело искл. от Мин-ва юстиции.
Адм. надзор в Сибири имел след. структуру. За инород. и вол. управами надзор осуществлял окр. суд, к-рый решал частн. протесты (из-за отсутствия формал. порядков в низш. судеб. местах не предусматривались апелляц. жалобы) на действия этих инстанций окончательно. Окр. суды в свою очередь подчинялись общему окр. упр-нию и общему губ. упр-нию, решавшему дела окончательно. Губ. суд стоял в зависимости от общего губ. упр-ния. Окончательно жалобы решались в гл. упр-нии. С течением времени весь надзор за судами сконцентрировался в руках прокуратуры.
Приговоры губ. суда по уголов. делам утверждал губернатор. В случае сомнения в справедливости приговора вопрос переносился на рассмотрение в вышестоящий адм. орган – гл. упр-ние генерал-губернаторства. Решение последнего утверждал генерал-губернатор. Если генерал-губернатор не соглашался с решением Гл. упр-ния, то спор переносился в Сенат. Гл. упр-ние также имело право останавливать исполнение судеб. решений в случае признания их незаконными. Но правом отмены приговоров обладал только Сенат.
Описанный выше порядок в полном объеме действовал в Тобольской, Томской, Иркутской, Енисейской губ. и во внутр. округах (Омском, Петропавловском, Семипалатинском и Усть-Каменогорском) Омской обл. В Якутской обл. существовали все звенья низовых судов, но отсутствовал аналог губ. или обл. суда. Функции высш. суда Якутской обл. выполняло обл. правление, в состав к-рого входил обл. стряпчий со всеми правами губ. прокурора. Решения обл. правления в ревизионном порядке пересматривал Сенат. Утверждение уголов. приговоров было возложено на Иркутского губернатора. В Охотском приморском упр-нии действовал на общем основании только окр. суд, заседателями к-рого были окр. казначей и мещан. староста. В городах не предусматривались ни магистраты, ни ратуши. Вышестоящей инстанцией по уголов. делам выступал Начальник упр-ния на правах Якутского обл. правления. Гражд. дела двигались по апелляц. порядку в иркутский губ. суд. Гижигинское приморское упр-ние действовало на правах малолюдных округов. Судеб. места были представлены только вол. и инород. правлениями, решения к-рых обжаловались или подвергались ревизии в Охотском окр. суде. В Троицкосавском погран. упр-нии на правах окр. суда действовало Пограничное правление, к к-рому определялся стряпчий. Вышестоящей инстанцией был Иркутский губ. суд.
Во внеш. округах Омской обл. в местах проживания казахов действовала особая система правосудия. По Уставу сибирских киргизов, спроектированному М.М. Сперанским, осн. судеб. инстанцией казахов был суд биев, к-рый решал все гражд. и малозначит. уголов. дела на основе обычного права. Решение бийских судов можно было обжаловать у «обл. начальства». Окр. приказы на правах окр. судов проводили следств. и судеб. действия по уголов. делам казахов о гос. измене, убийствах, грабежах и баранте. Эта категория дел в ревизионном порядке следовала в Омский обл. суд. Состав окр. приказов формировался из 2 рус. чиновников по назначению начальника области и 2 почет. киргизов по выбору из биев.
В целом реформа М.М. Сперанского представляла собой позитив. шаг в развитии судеб. власти, несмотря на то, что так и не была отделена полностью от административной. С. с. 1822 просуществовала до сер. 1880-х гг. и была подвержена только количеств. изменениям, зависевшим от реорганизации отд. адм.-тер. единиц.
В 1830–60 гг. был проведен ряд значит. изменений в системе правосудия Степного региона. Эти изменения были связаны с попытками инкорпорировать правовую систему кочевых казахов в общеимперскую. В этот период были приняты законы, к-рые урезали компетенцию и изменяли орг-цию судов биев. В 1838 было реорганизовано Омское обл. правление. Все инстанции внутр. округов, в т. ч. Омский, Петропавловский, Семипалатинский и Усть-Каменоргский окр. суды, были переподчинены вышестоящим органам Тобольской и Томской губ. Для упр-ния казахами учреждался спец. судебно-адм. орган – Пограничное упр-ние сибирскими киргизами. В его состав входили стряпчий уголов. и гражд. дел и 1 казах из числа 4 советников упр-ния. Была изменена структура судеб. инстанций. Решения биев по гражд. делам на сумму до 2 тыс. руб. подлежали окончат. утверждению окр. приказом, до 5 тыс. руб. – в Пограничном упр-нии, св. 5 тыс. руб. – в Правит. Сенате.
В 1860-х гг. в Акмолинской и Семипалатинской обл. был проведен очеред. комплекс мер, к-рый внедрял новые начала упр-ния киргиз. степями Сибири (Степным кр.). В сущности, на этих территориях вводился судеб. порядок, к-рый опирался на кавказский вариант судеб. реформы 1864. Согласно Вр. положению 21 окт. 1868, на тер. Степного кр. вводилась новая судебно-адм. система. Данная система предполагала след. виды низовых судов: народные (суды биев), волостные (крестьянские) и станичные (в казачьих станицах). Эти судеб. органы имели сослов. хар-р и согласно рус. законодат-ву подчинялись адм. властям.
Должность бия получила выборный статус, а не передавалась, как это было раньше, по наследству. Суд биев состоял из 3 инстанций: единоличные бии, вол. съезд биев и чрезвыч. съезд биев. Единоличный бий разбирал иски и уголов. проступки, стоимость к-рых не превышала 300 руб., с правом окончат. решения дел на сумму не св. 100 руб. Вол. съезд биев выступал в кач-ве 1-й инстанции гражд. дела без ограничения размера с правом на окончат. решение – на сумму до 500 руб., а также дела, рассмотренные в единоличном бийском суде – в порядке суда 2-й инстанции. Чрезвыч. съезд биев разбирал споры между аулами различ. волостей и выступал в кач-ве 2-й инстанции по делам вол. съездов биев. По распоряжению губернатора могли созываться особые чрезвыч. съезды биев для решения споров между представителями различ. уездов.
Помимо них на тер. Степного кр. вводились уезд. судьи, чья власть распространялась на 1 уезд. Деят-ть уезд. судей была приравнена к правам мировых судей 1864. Уезд. судьи рассматривали уголов. дела, к-рые предполагали наказания, связанные с лишением, ограничением всех или нек-рых прав состояния, а также гражд. ценностью до 2 тыс. руб. Окончательными признавались решения по гражд. делам на сумму не св. 100 руб. и приговоры по уголов. делам, присуждавшим виновных внушению, замечанию, выговору, ден. взысканию до 100 руб. и аресту до 3 дней. На все прочие решения уезд. судей допускались апелляц. жалобы в обл. правления.
Гражд. дела на сумму более 2 тыс. руб. относились во всех областях к ведению адм. учреждений – обл. правлений, рассматривавших их в кач-ве судов 1-й инстанции по правилам законов о судопроизв-ве и взысканиях граждан. Акмолинскому и Семипалатинскому обл. правлениям также были подведомственны уголов. преступления, превышавшие круг ведения уезд. судей, за искл. дел о сопротивлении пр-ву, к-рые относились к компетенции военно-судных комиссий. До 1871 апелляц. жалобы на решения и приговоры обл. правлений приносились в судеб. департаменты Правит. Сената.
Одновр. с внедрением новой С. с. в Акмолинской и Семипалатинской обл. создавались органы прокурор. надзора и предварит. следствия. В степных областях были учреждены должности обл. прокуроров с правами и обязанностями губ. прокурор. чинов. Уезд. судьи помимо произв-ва судейских функций дополнительно осуществляли следств. действия. Для облегчения их службы в 1871 были учреждены должности помощников уезд. судей, к-рые занимались преим. следств. произв-вом.
Реформирование осн. части Сибири было признано пр-вом необходимым спустя 20 лет после введения в жизнь Судебных уставов 1864. 25 февр. 1885 обнародован закон, к-рый положил начало бурж. реформированию судопроизв-ва и судоустройства в Сибири. Согласно этому и последующим норматив. актам, на тер. Сибири учреждалась единообразная С. с., к-рая значительно отличалась от европ., но предполагала внедрение ряда прогрес. элементов. Судеб. органы Вост. Сибири и Приамурского кр. перестраивались по образцу Томской и Тобольской губ., к-рые в свою очередь были частично реорганизованы и дополнены новыми принципами.
При унификации С. с. Сибири упразднялись все элементы сослов. судов в восточносиб. городах, отменялись институты выборных заседателей окр. судов по делам с участием купцов и мещан и депутатов-наблюдателей за следствием, в к-ром фигурировали лица указ. сословий. В Красноярске, Иркутске, Енисейске, Ачинске, Нерчинске, Верхнеудинске и Троицкосавске закрыли гор. суды и город. ратуши, а их функции передали вновь учрежденным окр. судам.
Судеб. учреждения на тер. Сибири по результатам реформы 1885 стали делиться на мест. и общие суды. Мест. юстиция рассматривала маловажные в стоимостном выражении дела. Ее учреждения должны были быть многочисленны и доступны для всех сословий. В Сибири мест. суды были представлены окр. судами, власть к-рых распространялась на территорию 1 или 2 адм. округов (в зависимости от кол-ва населения). Всего в 1885 учреждено 26 окр. судов. Компетенция мест. судов в Сибирском регионе была более обширной, чем в Европ. России. Уголов. подсудность окр. судам определялась мерой наказания, к-рое могло последовать в соотв. с предъявленным обвинением, а по гражд. делам – суммой иска. Окр. суды могли рассматривать гражд. дела с суммой иска до 1 тыс. руб. (в Европ. России мировые судьи решали иски до 500 руб.) и уголов., по к-рым наказания не были связаны с лишением или потерей всех или нек-рых прав и преимуществ. Окончательно решались иски и тяжбы, цена к-рых не превышала 30 руб., а остальные могли быть пересмотрены в апелляц. порядке в губ. судах.
Значит. отступления от этого правила были сделаны в Якутской, Забайкальской, Амурской обл., Приморском кр. и во Владивостокском военном губернаторстве. В этих адм. единицах все уголов. и гражд. дела рассматривались в окр. судах и разрешались ими на правах судов 1-й ст. независимо от потенц. наказания и стоимости иска. Но 2-ю ст. суда для дел, по к-рым кто-либо из подсудимых обвинялся в преступлении, к-рое наказывалось лишением всех или нек-рых прав состояния, составлял Правит. Сенат, а для всех прочих дел – Иркутский губ. суд. Единств. исключение относилось к должностным преступлениям, совершенным в Якутской обл. и Приамурском кр., к-рые подлежали ведению Иркутского губ. суда. Тождественно правило апелляции было хар-рно в этих регионах и для гражд. дел. Если стоимость их не превышала 30 руб., то они решались окр. судами окончательно. Движение остальных дел зависело от ценности иска: апелляц. жалобы на приговоры судей по искам от 30 до 1 тыс. руб. направлялись в Иркутский губ. суд, а более 1 тыс. руб. – в Правит. Сенат.
Помимо судеб. функций окр. суды выполняли различ. нотариальные действия, осуществляли надзор за охранит. (наследственным) произв-вом, а также в случае болезни или отсутствия товарищей прокурора и прокуроров Владивостокского и Амурского окр. судов исправление должностей этих лиц возлагались на старших по службе заседателей судов.
Окр. суды представляли собой коллегиальное учреждение. В их состав входили: окр. судьи и заседатели, к-рые в Зап. Сибири назначались министром юстиции, а в Восточной – генерал-губернаторами. Позже все судеб. чины Сибири стали назначаться только министром юстиции. Числ. заседателей зависела от кол-ва уголов. и гражд. дел. Канцелярия суда, состоявшая из секретаря, столоначальников и писцов, подчинялась окр. судье, на к-рого возлагались функции председателя.
В окр. судах гражд. и уголов. процессы были закрытыми, т. е. стороны не имели право участвовать в них. Такая система судопроизв-ва называлась розыскной. Канцелярия суда должна была заниматься сбором материалов по делу, к-рые носили как обвинит., так и оправдат. хар-р. Т. о., суд дополнительно выполнял функции защиты и обвинения. После розыскных действий составлялся доклад. По материалам доклада окр. судья и заседатели суда публично объявляли резолюцию по делу. Подсудимый или его поверенный могли указывать на обстоятельства, уменьшавшие вину.
Общая юстиция была представлена губ. судами, компетенция к-рых распространялась по общим правилам на 1 губернию. На губ. суды как органы правосудия возлагались 2 функции. В первом случае они выступали в кач-ве апелляц. инстанции для окр. судов, пересматривая все уголов. дела и гражд. иски, стоимость к-рых превышала 30 руб. Кроме того, губ. суды принимали в свое произв-во частн. жалобы на действия окр. судов по ошибкам в произв-ве дел и отказам в рассмотрении отзывов или жалоб. Во втором случае губ. суд представлял собой суд первой инстанции. В этом качестве он рассматривал те дела, к-рые не входили в компетенцию окр. судов. В гражд. судопроизв-ве принимались иски, стоимость к-рых составляла более 1 тыс. руб., а в уголов. – преступления, по к-рым предполагались наказания, связанные с лишением всех или нек-рых прав состояния. Апелляц. инстанцией по таким делам был Первый департамент Правит. Сената.
На тер. Сибири губ. суды были открыты в 1885 в Томской, Тобольской, Иркутской и Енисейской губ. Губ. суды также представляли собой коллегиальное учреждение и имели такую же структуру, что и окр. суды. В их состав входили: пред., его товарищ (зам.) и советники суда, к-рые действовали на правах членов. Назначение на должности членов губ. судов зависело от министра юстиции. С 1886 структура губ. судов неск. усложнилась – появились уголов. и гражд. отделы. Канцелярия суда, состоявшая из секретаря, столоначальников, их помощников, протоколистов, журналистов, экзекуторов (казначеев) и писцов, подчинялась председателям губ. судов.
В губ. судах, в отличие от окр. судов, вводился частич. состязат. процесс. Прокурор. надзор поддерживал обвинение на суде, а подсудимому председателем суда назначался защитник из состоявших при суде чиновников или из посторонних лиц, к-рым закон не воспрещал ходатайство по чужим делам. После доклада, а также после выступления прокурор. чинов и объяснения защитника, судом постановлялась резолюция, к-рая объявлялась публично. С 1886 судья получили право выносить приговоры по своему внутр. убеждению. В гражд. делах судопроизв-во было закрытым.
Реформа 1885 пересмотрела также досудеб. произв-во. В этой связи произошла реорганизация прокурор. надзора (см. Прокуратура в Сибири). Должности губ., обл., окр. и город. стряпчих ликвидировались. Вместо них учреждались товарищи прокуроров, к-рые подчинялись губ. или обл. прокурорам. На всей тер. Сибири при губ. и окр. судах учреждались должности судеб. следователей, к-рые пришли на смену приставам гражд. и уголов. дел при гор. полиц. упр-ниях в Тобольске, Тюмени, Томске, Каинске, Иркутске и Троицкосавске, а также следств. приставам в Николаевске, Владивостоке и Хабаровске.
Судеб. следователи вместе с полицией осуществляли формал. следствие, к-рое распадалось на дознание и предварит. следствие. По общему смыслу законов на судеб. следователей возлагалось предварит. следствие, заключавшее в себе действия, направленные на поиск и сохранение сведений, необходимых для объективного приговора суда. Судеб. следователи представляли собой особых должностных лиц судеб. ведомства, имевших судейское звание. Они приступали к произв-ву следствий по предложениям лиц прокурор. надзора или по непосредств. своему усмотрению. В Вост. Сибири и Приамурском кр. генерал-губернатор также мог инициировать расследование через прокурора. Статус судеб. следователей в Сибирском регионе был значительно ниже, чем в Европ. России.
Судеб. реформа 1885 уменьшила влияние адм. властей на С. с. Тем не менее, губ., обл. правления и генерал-губернаторы принимали к рассмотрению частн. жалобы, связанные с медленностью решения дел в окр. и губ. судах. Губернаторы имели право ходатайствовать перед министром юстиции о смягчении участи подсудимому, останавливать исполнение приговоров и т. д.
25 марта 1891 вводится новое положение об упр-нии степными областями, к-рое опиралось на опыт Сибири и Туркестанского кр. Корен. обр. преобразуя порядок адм. упр-ния, в судеб. части положение ограничивалось скромными изменениями. Наиб. существ. из них заключались в переименовании уезд. судей в мировые и изменении компетенции последних. Власть мировых судей по постановлению окончат. приговоров по гражд. делам была ограничена ценностью иска до 50 руб., тогда как прежде уезд. судьи решали окончательно дела стоимостью до 100 руб. Уголов. и гражд. произв-ва, превышающие подсудность мировых судей, были изъяты из ведения обл. правлений и подчинены вновь учрежденным судеб. местам – обл. судам в Омске и Семипалатинске. Эти органы имели идентичные функции и устройство с губ. судами. Обл. суды выступали в кач-ве суда 1-й ст. по делам, не входивших в компетенцию мировых судей; а также в кач-ве апелляц. инстанции (мировой съезд) по делам мировой подсудности.
Реформой 1891 для исполнения обязанностей прокурор. надзора были учреждены должности обл. прокуроров и их товарищей, а произв-во следств. действий по наиб. важным делам поручено в нек-рых областях особым судеб. следователями. Кроме того, в Степном кр. остались должности особых помощников мировых судей по произв-ву следств. действий. Сам же порядок судопроизв-ва оставался без изменения.
Рост роли Сибири в жизни империи потребовал создание новой С. с. 13 мая 1896 издаются Временные правила (они стали реализовываться с июля 1897), согласно к-рым в Томской, Тобольской, Енисейской, Иркутской губ., а так же в Якутской, Амурской, Забайкальской и Приморской обл. устанавливались новая система судов и состязат. порядок ведения уголов. и гражд. дел. Закон, учреждавший идентичное судопроизв-во и судоустройство для Акмолинской и Семипалатинской обл., был опубликован в 1898. Согласно этим законам, С. с. в Сибири распадалась на 2 части – мировую (мировые судьи) и общую (окр. суды, судебная палата). Общий надзор за деят-тью судов был возложен на Правит. Сенат. В результате проведенных мероприятий тер. Сибири была включена в единое правовое пространство Российской империи. Однако С. с. в регионах Сибири сохранила ряд качеств. отличий от Европ. России.
Мест. юстиция в Сибири составляла низовую структуру правосудия и являлась центр. звеном судеб. реформы 1896–98. Начиная с этого времени мест. юстиция получила такое же название, как и в Европ. России – мировой суд. Она включала в себя участковых, добавочных, почетных мировых судей, к-рые составляли суд 1-й ст. Должность мирового судьи имела высокий статус и соответствовала VI кл. чинопроизв-ва (в Европ. России – V). Мировой суд представлял собой единоличного судью, к-рому полагался один вольнонаемный письмоводитель.
Съезд мировых судей, к-рый выступал в кач-ве 2-й инстанции, куда направлялись апелляц., частн. и кассац. (по незначит. делам) жалобы на приговоры мировых судей, как самостоят. орган в Сибири не существовал. Его обязанности были возложены на окр. суды. Т. о., мировая юстиция подчинялась общим судеб. местам. Мировые судьи в Сибири не избирались населением, а назначались министром юстиции.
С 1897 тер. Сибири была разбита на 157 уч-ков (число их постоянно росло), каждый из к-рых передавались в ведение участк. мировых судей. До 1911 в Туруханском кр. Енисейской губ., Верхоянской и Колымской округах (уездах) Якутской обл. и Анадырском, Петропавловском (Камчатском), Гижигинском и Охотском окр. Приморской обл., а также на Командорских о-вах обязанности участк. мировых судей возлагались на начальников мест. полиции.
Компетенция участк. мировых судей, как представителей мест. юстиции, значительно расширилась по сравнению с предыдущим периодом. Мировые судьи должны были рассматривать гражд. дела с суммой иска до 2 тыс. руб. В порядке уголов. произв-ва они принимали дела, к-рые не предполагали лишения или ограничения прав состояния. Мировые судьи имели право налагать различ. взыскания, пени, штрафы на сумму до 600 руб. Окончательно решались дела на сумму до 100 руб., остальные могли быть пересмотрены в апелляц. порядке в окр. судах в кач-ве съезда мировых судей. Мировые судья не могли рассматривать иски, связанные с интересом казен. упр-ний (за искл. земел. споров), а также имуществ. тяжбы между сел. обывателями и «инородцами». Кроме того, из ведомства мировых и общих судеб. установлений изымались все дела о преступлениях и проступках сиб. кочевых и бродячих народов. Закон предусматривал для них соотв. сослов. суды. Компетенция мировых судей постоянно расширялась. Напр., 18 марта 1906 вводится закон, в силу к-рого правонарушения, предусмотренные 1483–94 ст. Уложения о наказании (телесные повреждения), когда они возникали в порядке частн. обвинения, передавались из общих судеб. установлений в ведение мировых судей.
Помимо гл. своих судейских обязанностей участк. мировые судьи обязывались при необходимости пополнять присутствия окр. суда, исполнять обязанности следователя, нотариуса и надзирать за охранит. (опекунским) судопроизв-вом. Одновр. мировые судьи заведовали продажей гербовых марок, выполняли разные обществ. функции и поручения (чтение лекций, попечительство над арестными домами и др.), а позже привлекались для составления списков присяж. заседателей и возглавляли уезд. комиссии по выборам в Государственную думу и т. д.
Добавочные мировые судьи обладали теми же полномочиями, что и участковые, но приступали к обязанностям судьи только в особых случаях. Они замещали участк. мировых судей в случае их смерти, болезни или увольнения от должности. Добавочные судьи командировались в те уч-ки мировых судей, к-рые оказывались загруженными уголов., гражд. и следств. делами. В кон. XIX в. полагалось по 2 добавочных мировых судьи на 1 губернию или область Сибири.
Состав почет. мировых судей формировался на 3 года из представителей населения по спискам, к-рые готовили особые губ. и обл. комитеты и утверждались министром юстиции. В состав этих комитетов входили губернатор, вице-губернатор, пред. и прокурор окр. суда и гор. голова. Почет. мировыми судьями становились лица, пользовавшиеся авторитетом среди населения (гос. служащие, лица, работавшие в сфере образования, торговли, здравоохранения и т. д.). Эта категория судей представляла собой своеобразную орг-цию, к-рая по своей форме напоминал суд шеффенов (судеб. институт, где народ. представители определяли виновность подсудимого вместе с судьями, стоявшими на гос. службе). Почет. мировые судьи активно участвовали в заседаниях окр. судов, особенно во время выезд. сессий. Но они могли самостоятельно решать дела мировой подсудности только при условии, что тяжущиеся обращались к ним с соотв. просьбой лично. Деят-ть почет. мирового судьи не оплачивалась.
На мировой суд приходилось ок. 80 % всех судеб. дел, возникших на тер. Сибири. Осн. массу дел мировых судей в уездах составляли лесные порубки и др. преступления против Лесного устава. На их долю в ср. приходилось от 30 до 60 % всех дел. В городах самыми распространенными были дела о кражах, угрозах насилия, об оскорблении личности и нарушении Строительного устава. Успех мировой юстиции во мн. зависел от полиции, к-рая составляла протоколы. Самым распространенными наказаниями, к-рые накладывали мировые судьи, были различ. взыскания (72 %), заключение под арест (18%) и заключение в тюрьму (9 %). В 1-м десятилетии ХХ в. мировые судьи в осн. решали уголов. дела, а во втором – гражданские.
Общую юстицию составляли окр. суды и надзирающие за ними судеб. палаты. Окр. суд распространял свою власть в пределах 1 губернии или области Сибири. Согласно Вр. правилам 1896 и 1898, были учреждены след. окр. суды: Томский, Тобольский, Красноярский, Иркутский, Якутский, Читинский, Благовещенский, Владивостокский, Акмолинский, Семипалатинский и Омский. Позже появились Барнаульский, Новониколаевский, Петропавловский и Пограничный (Порт-Артуровский) окр. суды.
Окр. суд в системе общих судеб. мест был судом 1-й ст. Но это общее правило распространялось на С. с. Сибири с изъятиями и особыми дополнениями. На него были возложены еще и функции мирового съезда. Окр. суды, в кач-ве съезда мировых судей, выступали судами 2-й ст. по делам мировой подсудности, поэтому осуществляли непосредств. надзор за мировыми судьями. В решении дел на мировом съезде должны были участвовать не менее 3 судей, вкл. мировых (участковых, почетных и добавочных). Обязанности непременного члена мирового съезда возлагались на одного из членов окр. суда. Как показала практика, окр. суды, в кач-ве съезда мировых судей, были малоэффектив. институтами, в к-рых скапливалось огромное кол-во апелляц. и кассац. дел мировой подсудности.
Окр. суды в кач-ве 1-й инстанции состояли из председателей и членов (коронные судьи), к-рые назначались министром юстиции. Кол-во последних зависело от числа отд-ний, учреждение к-рых было прямо пропорционально числу гражд. и уголов. дел. Первоначально Якутский, Благовещенский и Владивостокский окр. суды не имели отд-ний, а остальные состояли из уголов. и гражд. отд-ний. С 1906 в Томском окр. суде функционировало 2 уголов. и 1 гражд. отд-ния. Если окр. суд делился на 2 и более отд-ния, то во главе каждого из них стоял председатель и его товарищ. В окр. судах происходила постоянная ротация членов из одного отд-ния в другое. Канцелярия суда, состоящая из секретаря, его помощников и писцов, подчинялись председателю.
При окр. судах состояли также кандидаты на должности по судеб. ведомству, судеб. следователи, чины прокурор. надзора, поверенные, судеб. приставы, рассыльные и нотариат. На окр. суды приходилось 16 % всех уголов. и гражд. дел Сибири.
В уголов. процессе окр. суд рассматривал дела либо без участия присяж. заседателей в составе 3 коронных судей, либо с участием присяжных. В последнем случае помимо 1 коронного судьи в судеб. зале присутствовали 12 заседателей, выбираемые по спискам, к-рые готовила спец. комиссия. Суд присяжных должен был определять виновность подсудимого, а коронный судья – меру наказания виновного. Присяж. заседателями могли быть лица, к-рые соответствовали условиям неск. цензов: оседлости (проживать не менее 2 лет в данном уезде), имущественному или служебному.
Институт присяж. заседателей начал действовать в Сибири только с осени 1909 на территории 2 губерний: Тобольской и Томской. Осн. препятствиями к широкому распространению института присяж. заседателей были небольшое кол-во частн. собственников и недостаточное кол-во представителей сел. администрации. Судеб. заседания с участием присяж. жюри разбирали дела большей важности (убийства, грабежи и проч.), и приговоры по ним считались окончательными, не подлежавшие апелляции. После учреждения присяж. жюри судеб. процессы с его участием стало осн. формой судопроизв-ва в окр. судах. На их долю приходилось более 70 % всех дел окр. судов.
Одновр. с судом присяж. заседателей в Сибири действовал суд с участием сослов. представителей: гор. головы, представителей дворянства и вол. старшин. По всей вероятности, этот институт начал действовать с 1907. Однако судеб. заседания с сослов. представителями не играли значит. роли в правосудии окр. суда. На их долю приходилось ок. 1,4 % дел.
Деят-ть уголов. отд-ний окр. судов зависела от уровня преступности и ее структуры, наличия чрезвыч. ситуаций, когда мн. дела переходили к воен. судам, и от кадровой политики Мин-ва юстиции. Присяж. заседатели выносили больше оправдат. приговоров, чем коронные судьи. Коронный суд относился более строго к преступлениям против личности, а суд присяжных – собственности.
Распорядит. заседания окр. суда занимали промежут. положение между предварит. и окончат. произв-вом. Они принимали след. решения: определения подсудности дела, порядка произв-ва, меры пресечения способов уклонения от судеб. разбора; образования состава заседателей; извещения сторон о поступлении дела в суд; назначения защитника; пополнения доказательств по делу; сообщения сторонам списка состава присутствия; назначения места и времени заседания, объявления о нем и вызова нужных суду лиц. В состав распорядит. заседания окр. суда, помимо судейской коллегии, входили представители органов прокуратуры, а позже присоединялись и адвокаты обвиняемого. Для дел, разбиравшихся с участием присяж. заседателей, предусматривалась особая сложная распорядит. процедура.
Гражд. отд-ния окр. судов рассматривали в осн. имуществ. споры (иски по долговым обязательствам, договорам, вознаграждения за вред и убытки), дела охранит. порядка (ходатайства об установлении прав семейных, просьбы об укреплении прав на имущества, наследств. дела, опеки и попечительства) и произв-ва о несостоятельности. В первые годы деят-ти гражд. отд-ний окр. судов преобладали охранит. дела, а впоследствии – имуществ. споры. Такая динамика отражала меняющуюся структуру экономики, к-рая все больше приобретала капиталистич. черты, а также демократизацию законов, заключавшуюся в преодоление сослов. ограничений.
Общее собрание суда собиралось для оглашения различ. постановлений о судеб. местах; совещания о кандидатах на открывшиеся в суде должности членов; распределения времени отпусков; окончат. обсуждения составленных судеб. местами наказов; постановления решений о дисциплинарных взысканиях с лиц судеб. ведомства; рассмотрения ежегод. отчетов; разрешения нек-рых вопросов уголов. и гражд. судопроизв-в; обсуждения лиц, желавших получить звание кандидатов на должности по судеб. ведомству; прочих важных дел по усмотрению председателей окр. судов. Общие собрания рассматривали дисциплинар. дела публично, а все остальные – при закрытых дверях. Решение принималось по большинству голосов присутствовавших членов.
Кандидаты на должности по судеб. ведомству представлял собой своеобразную школу, готовившую молодых специалистов к судеб. службе. Благодаря этому институту в Сибири был быстро решен кадровый вопрос. Кандидаты разделялись на старших и младших. Первые были приравнены в правах и преимуществах к помощнику секретаря окр. суда, а вторые – мирового съезда. Мл. кандидаты принимались на службу на конкурсной основе. До звания ст. кандидата необходимо было прослужить не менее 1,5 лет и получить одобрение начальства о готовности к самостоят. службе. В противном случае мл. кандидаты отчислялись как лица, не соответствовавшие требованиям кандидатской службы. Служеб. занятия кандидатов представляли собой целую систему: работу в канцеляриях, нотариальном архиве, камерах следователей и прокуроров. Такую работу выполняли мл. кандидаты. Самостоят. занятия, к-рые требовали высокой степени ответственности и заключались в выполнении обязанностей следователя, мирового судьи, товарища прокурора и, наконец, защиты по назначению, осуществляли ст. кандидаты.
Реформа 1896 значительно повысила статус судеб. следователей. Они состояли только при окр. судах, но назначались бессрочно в опред. участки. В Сибирском регионе институт судеб. следователей был представлен чиновниками Мин-ва юстиции, временно исполнявшими должность следователя. Такой статус следователя предполагал большую зависимость от прокурор. надзора. При нек-рых окр. судах существовали судеб. следователи по важнейшим делам. Они осуществляли произв-во следствия на всем пространстве окр. суда по особому указанию суда и прокуратуры.
В губерниях и областях Сибири обязанности судеб. следователей возлагались еще и на мировых судей. Следователи приступали к своим обязанностям по предложениям лиц прокурор. надзора, а также по непосредств. усмотрению, в случаях, когда они застигали совершающееся или только что совершившееся преступное деяние. Желая улучшить качество предварит. следствия, общие собрания окр. судов во 2-м десятилетии ХХ в. произвели реорганизацию, в результате к-рой одни мировые судьи стали заниматься исключительно уголов. и гражд. делами, а другие – следственными. Как показала практика, предварит. следствие было самым слабым звеном судеб. реформы. Только каждое 6-е преступление доходило до судеб. органов. Большинство преступлений оставалось нераскрытыми, а дела закрывались из-за ненахождения виновных, недоказанности, отсутствия состава преступления и пр.
Важными состав. частями дорев. С. с. являлись также след. институты: адвокатура, прокуратура (см. отд. статьи), нотариат, судеб. приставы и судеб. палаты. Нотариат выполнял превентивную функцию, предотвращал тяжбы путем упорядочивания совершения гражд. сделок. Заведование нотариальной службой было возложено на ст. нотариуса. Окр. суд, в ведомстве к-рого состоял ст. нотариус и нотариусы, непосредственного участия в нотариальных делах не принимал. Однако до 1910 обязанности ст. нотариуса исполнял один из членов суда.
Исполнение решений и поручений мировых и общих судеб. установлений, а также вручение бумаг и повесток тяжущимся возлагались в Тобольске, Тюмени, Томске, Красноярске, Иркутске, Чите, Благовещенске и Владивостоке на судеб. приставов, а в остальных местностях – на чинов общей полиции и представителей вол., сел. и инород. власти. Осн. работа судеб. приставов заключалась в произв-ве ден. взысканий и аресте имущества. В целом же качество исполнит. действий по приговорам судов была невысокой. Они взыскивали только от 7 до 22 % от стоимости исполнит. листов. Но эффективность судеб. приставов была значительно выше, чем у полиц. органов. Судеб. пристав получал опред. процент от взысканных сумм. Малое кол-во судеб. приставов в Сибири не позволяло им организовывать свои советы, к-рые были характерны для Европ. России.
Судеб. палата в системе общих судеб. мест являлась судом 2-й степени. Как и окр. суд, судеб. палата представляла собой учреждение коллегиальное, состоящее из коронных судей, к-рые назначались министром юстиции и назывались членами палаты. В заседаниях ее по нек-рым уголов. делам, рассматриваемым ею в кач-ве 1-й инстанции, приглашались и судьи некоронные – присяж. заседатели (в Сибирском регионе для судеб. палат они так и не были введены) и сослов. представители. Каждая палата разделялась на департаменты, к-рые возглавлялись особыми председателями; на одного из них возлагалось представительство палаты (председательствование на общих собраниях). Такой председатель назывался старшим. Канцелярия палаты учреждается на том же основании, что и канцелярия окр. суда. Кроме установлений, состоявших при окр. судах, при палатах были еще советы присяж. поверенных.
Судеб. палаты учреждались на территории неск. губерний. В Сибири функционировали 2 судеб. палаты: Омская, распространявшая свою власть на Томскую, Тобольскую губ., а также на Акмолинскую и Семипалатинскую обл., и Иркутская, в к-рую вошли все оставшиеся адм. единицы. Судеб. палаты в кач-ве гражд. суда на тер. Сибири действовали как апелляц. инстанции по делам окр. судов и кассац. институты для дел мировой подсудности. Последняя функция в Европ. России принадлежала исключительно Правит. Сенату. Уголов. департаменты судеб. палат имели те же полномочия для соотв. круга дел. Но право апелляц. пересмотра дел распространялось только на приговоры окр. судов, вынесенных без участия присяж. жюри. Кроме того, судеб. палата выступала в кач-ве органа предания суду по делам, подлежавшим рассмотрению с участием присяж. заседателей, а также судом 1-й ст. по гос. и нек-рым др. преступлениям. Для таких дел апелляц. инстанцией выступал уголов. кассац. департамент Правит. Сената. Судеб. палаты осуществляли надзор за всеми судеб. установлениями. На их долю приходился ок. 1 % всех судеб. дел.
В 1917 на тер. Сибири возникла адм. юстиция в лице адм. судей и окр. судов. Согласно закону, в каждом уезде учреждались неск. должностей адм. судей, к-рые приравнивались по служеб. правам к членам окр. суда. Адм. судьи могли участвовать в общих собраниях окр. суда, но привлекать их для решения уголов. и гражд. дел запрещалось. Для разрешения адм. дел в губерниях и областях Сибири в составе окр. судов учреждались особые адм. отд-ния, в составе товарища председателя и членов суда. Адм. суду были подсудны дела по протестам и жалобам комиссаров, правительств. установлений, гор. дум, земских и поселковых собраний и частн. лиц на постановления, распоряжения, действия и упущения учреждений и должностных лиц гор., земского (губ., уезд. и вол. и поселкового) упр-ния. Адм. судья рассматривал дела, к-рые были связаны с деят-тью лиц поселкового и вол. упр-ния. Все прочие дела, за искл. жалоб на губ. комиссаров, входили в компетенцию окр. судов. Дела, в к-рых объектом критики выступали губ. комиссары, отправлялись на рассмотрение первого департамента Правит. Сената. Решение дел в адм. судах проходило в осн. по правилам гражд. судопроизв-ва.
В 1917 возникли инициативы по демократизации С. с. и существ. реформирования ее по европ. образцу. В частн., предполагалось учредить отд. съезды мировых судей, к-рые бы рассматривали апелляц., кассац. и частн. жалобы на приговоры мировых судей. Эти инициативы были связаны с полным отделением мировой юстиции от общей. В русле этих предложений предлагалось сделать мировой суд выборным и учредить присяж. заседателей по всей тер. Сибири. В целом С. с., к-рая была установлена в 1896–98, просуществовала с небольшими перерывами в 1918 до окончат. установления сов. власти на тер. Сибири в кон. 1919 – нач. 1920.
Декрет № 1 «О суде», принятый ВЦИК и СНК РСФСР от 22 нояб. 1917 упразднил действовавшую в Российской империи и при Временном пр-ве С. с. Вместо нее стали возникать народ. суды, в к-рых судопроизв-во осуществлялось, как правило, людьми, не имевшими юр. подготовки, но занимавшими ведущие позиции в новой полит. системе. Ведущим принципом работы народ. судов являлся принцип рев. целесообразности, открывавший дорогу правовому произволу. Прокуратура и адвокатура были ликвидированы, функции народ. защитников и обществ. обвинителей могли выполнять любые желающие граждане, не скомпрометир. участием в карат. органах прежних режимов. К участию в судеб. процессе привлекались представители народа, выступавшие в роли народ. заседателей. Параллельно с народ. судами действовали революционные трибуналы, к-рые вначале рассматривали только дела о борьбе с контррев. преступлениями, но затем включили в свою сферу и общеуголов. преступления.
После восстановления сов. власти состояние С. с. Сибири было плачевным. Не хватало средств на финансирование работы судов, здания были неприспособленными или требовали срочного ремонта, катастрофически не хватало людей, имеющих хотя бы мин. подготовку в юр. области. В судах скапливалось огромное кол-во нерассмотренных дел, задержки в их рассмотрении составляли от полугода и свыше года. Потребовались чрезвыч. меры, чтобы хоть как-то обеспечить судопроизв-во. На первом этапе создания С. с. в Сибири ее координац. центром стал отдел юстиции (Сибюст) Сибревкома, сформированный в авг. 1919 в Москве. Началом его работы в регионе можно считать 27 нояб. 1919, когда Сибревком со своими отделами приступил к работе в Омске. Деят-ть Сибюста проходила по 3 направлениям. Первым являлось создание губ. и уезд. отделов (бюро) юстиции ревкомов/исполкомов советов. Вторым направлением стала работа по образованию рев. губ. трибуналов и губ. советов народ. судей. Третьим направлением было создание и координация работы народ. судов на местах. К лету 1920 повсеместно создаются участки народ. судов, народ. следователей и губ. советы народ. судей, выполнявшие функции кассац. инстанции по отношению к народ. судам. В кон. 1920, на осн. пост. Наркома юстиции от 16 сент. 1920, при губсовнарсудах и уезд. отделах юстиции организовывались особые сессии суда, в к-рые передавались дела из ревтрибуналов, не принятые ими к произв-ву, и создавались дежур. камеры народ. судов для рассмотрения несложных и не требовавших предварит. расследования дел.
В 1921–22 система органов конституционной юстиции Сибири состояла из 6 губ. советов народ. судей, примерно 30 особых сессий в уездах и 236 судеб. и 119 следств. уч-ков, в к-рых работали народ. суды. В осн. работы народ. судов лежали декреты и законы сов. власти мат. и процессуального хар-ра, в т. ч. закрепляющие формал. процедуры судеб. процесса. В состав судов входили постоян. судьи, а также 2 или 6 меняющихся народ. заседателей. Эти суды разбирали гражд. и уголов. дела, при этом рассматривались уголов. дела в осн. быт. хар-ра, не представлявшие непосредств. угрозы существовавшему строю.
Кроме обычных судеб. органов, в Сибири в 1920–22 функционировали 6 губ. ревтрибуналов, 3 ж.-д.-транспорт. ревтрибунала, а также революционные военные трибуналы. Работой всех реввоентрибуналов руководил до лета 1921 Революционный военный трибунал Сибири при Сибревкоме. После его упразднения летом 1921 в связи с реорганизацией ревтрибунальской сети создается Сибирское отд-ние Верховного трибунала ВЦИК, являвшееся органом рук-ва, надзора и кассац. инстанцией для мест. губревтрибуналов и высш. судом в Сибири, к-рому вменялось рассматривать наиб. важные дела, имевшие контррев. хар-р. Помимо этого, пост. Сибревкома от 10 апр. 1920 был учрежден для разбора дел об особо важных контррев. преступлениях, имевших общегос. значение, Чрезвычайный Сибирский революционный трибунал при Сибревкоме.
Все эти судеб. учреждения входили в состав чрезвыч. юстиции. Чрезвыч. юстиция была призвана подавлять и карать участников антисов. орг-ций и восстаний, рассматривая прежде всего полит. дела о контррев. выступлениях. Трибуналы рассматривали также уголов. дела полит. хар-ра: о бандитизме, круп. должностных преступлениях, спекуляции и хищениях гос. имущества в круп. размерах, саботаже, взяточничестве и т. д., поступавшие к ним чаще всего из ВЧК–ГПУ. Трибуналы, в отличие от обычных судов, имели целый ряд особенностей в судопроизв-ве. Они избирались губ. советами в постоян. составе. Дела в них могли слушаться без участия обвинения и защиты, без проверки свидет. показаний. Ревтрибуналы не были ничем ограничены при вынесении меры наказания, обоснованность к-рой проверялась лишь в кассац. порядке.
Отмеченные особенности характеризовали трибуналы как органы чрезвыч. юстиции и позволяли их использовать, руководствуясь исключительно рев. целесообразностью и соображениями текущего момента в опред. местности.
11 нояб. 1922 ВЦИК утвердил «Положение о судоустройстве РСФСР», в соотв. с к-рым в стране с 1 янв. 1923 устанавливалась единая система судеб. учреждений. Первой инстанцией и осн. ячейкой С. с. становился народ. суд. Через систему народ. судов отныне проходила подавляющая масса дел. Уже в 1923 они рассмотрели в Сибири 96,3 % дел. Народ. суд функционировал в составе судьи и 2 народ. заседателей. Народ. судьи избирались губисполкомами на 1 год с возможным переизбранием в дальнейшем. Кандидаты в судьи должны были иметь 3-летний стаж практ. работы в органах юстиции на должности не ниже следователя, либо 2-летний стаж ответственной полит. работы. Народ. суд рассматривал в пределах своего р-на все уголов. и гражд. дела, кроме дел, отнесенных к ведению иных судеб. учреждений. След. инстанцией являлся губ. суд, в составе к-рого были образованы президиум, уголовно-судеб., уголовно-кассац., гражданско-судеб., гражданско-кассац., следств. отделы и секретариат. Пред. и члены губ. суда избирались губисполкомом на 1 год и утверждались Наркоматом юстиции РСФСР. Губ. суд являлся органом судеб. упр-ния и надзора в отношении судеб. учреждений губернии. Одновр. губ. суд являлся судом второй (кассационной) инстанции по делам подведомств. ему народ. судов, а в кач-ве суда первой инстанции разбирал наиб. сложные гражд. и уголов. дела. Дела, требовавшие спец. знаний для их рассмотрения, поступали в спец. судеб. учреждения. Таковыми являлись по делам о нарушениях законодат-ва о труде – особые сессии народ. суда по трудовым делам (ОТС); земел. комиссии, разрешавшие споры по поводу землепользования и землеустройства, и воен. трибуналы. Земел. комиссии работали как обычные судеб. учреждения и действовали самостоятельно от земел. органов, хотя и находились в ведомстве Наркомата земледелия. На местах они работали параллельно с земел. отделами исполкомов советов.
Т. о., в 1923 была в осн. ликвидирована чрезвыч. юстиция и создана конституц. единая С. с., отвечавшая новым условиям, формировавшимся под воздействием новой экономической политики. В основе стр-ва сов. С. с. лежал ряд новых принципиальных положений, из к-рых стоит выделить след.: все дела разбирались по существу в 1 инстанции, апелляция не допускалась. Жалобы на приговоры и решения могли быть принесены лишь в кассац. порядке. Рассмотрение дел производилось коллегиально (либо судом с участием народ. заседателей, либо неск. членами губ. суда).
С переходом к нэпу финансирование судов легло на мест. бюджет, что привело к резкому сокращению, а часто и просто к отсутствию средств для поддержания нормальной жизнедеят-ти С. с. В канцеляриях судов отсутствовала бумага и канц. принадлежности. В силу крайне низкой мат. обеспеченности судьи не успевали своевременно разбирать поступившие дела. Наблюдалось массовое бегство сотрудников суда, отчаявшихся получить мат. вознаграждение.
По мере восстановления народ. хоз-ва и укрепления финанс. базы нормализовалась работа С. с. Постепенно происходило укрепление кадрового состава, сократились сроки прохождения дел в судах. Образование Сибирского кр. в 1925 помогло упорядочить адм. распределение судеб. учреждений, на территории края образуется вначале ок. 260 судеб. округов, а позднее, к 1929 их число выросло до 285.
В 1923–29 ср. кол-во уголов. дел в судах оставалось сравнительно стабильным, но кол-во гражд. дел постоянно увеличивалось. Вместе с этим возрастали и сложности в работе народ. судей, поскольку рыночные отношения и регулирующие их нормы гражд. права по мере развития нэпа постоянно усложнялись, создавая доп. трудности для слабо подготовленных судеб. работников. В Сибири постепенно складывалось крепкое ядро квалифицир. работников С. с. У истоков сов. С. с. в Сибири стоял первый пред. краевого суда М.В. Кожевников, позднее ставший одним из первых исследователей истории сов. С. с. В окт. 1928 краевой суд возглавил Г.Я. Мерэн, бывший ответственный сотрудник Наркомата юстиции. В составе краевого суда на 1-м этапе его становления работали зам. пред. крайсуда В.А. Бранецкий и В.В. Веденяпина, член крайсуда Е.И. Волянский. В целом в краевом суде к кон. 1920-х гг. сложился коллектив, способный квалифицированно решать сложные юр. вопросы и осуществлять рук-во мест. народ. судами.
Наступление на нэп, начатое в кон. 1920-х гг., существенно изменило направления стр-ва и задачи С. с. После нояб. 1928 Пленума ЦК ВКП(б) определилась суть перестройки работы судов. Они должны были прежде всего стать эффектив. органом гос-ва в борьбе с любыми попытками затормозить темпы социалистич. стр-ва, а главное, в ликвидации капиталистич. элементов города и деревни. Все это представало теперь как борьба за законность на основе проведения ген. линии ВКП(б). В таких условиях задачи соблюдения законности отодвигались на 2-й план. Суд все в большей степени становился средством решения текущих полит. и хоз. вопросов. Судьи в большинстве случаев послушно выполняли указания мест. парт. и сов. начальства, активно включившись в коллективизацию.
Вместо покидавших судеб. работу специалистов, пытавшихся придерживаться в своей работе принципов законности, в суды приходили выдвиженцы из рабочих, готовые послушно следовать указаниям парт. руководителей. В 1929 их число в составе народ. судей Сибирского кр. достигло 32 %. На 1 янв. 1930 52 % народ. судей являлись молодыми работниками со стажем до 1 года.
Судьи стали постоянно подвергаться давлению и репрессиям со стороны парт.-сов. аппарата. В период хлебозагот. кампании 1929/30 по данным только 10 округов Сибирского кр. были освобождены от работы 17 чл. окр. судов, в т. ч. 3 пред. и 2 зам. пред.; 15 народ. судей. Кроме того, 35 работников органов юстиции подверглись дисциплинар. взысканиям. Так формировались новые методы работы в условиях адм.-команд. системы и соотв. корпус кадров С. с.
В 1930–80-е гг. С. с. послушно следовала линии правящей партии в области хоз. и полит. стр-ва. В то же время суды Сибири и Д. Востока безусловно выполняли свою осн. задачу в правоохранит. системе об-ва, поддерживая необходимый уровень правового регулирования в гражд. правоотношениях и содействуя пресечению и профилактике уголов. преступности.
Лит: Глазунов Д.А. Деятельность судебных учреждений Томской губернии (конец XIX – начало ХХ вв.). Барнаул, 2006; О судебной реформе в Туркестанском крае и степных областях // Жур. Мин-ва юстиции. 1899. № 2; Полное собрание законов Российской империи. Собр. 3-е (ПСЗ РИ-3). 1883–1913. СПб., Т. V, № 2770; Т. XVII, № 12932; Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. СПб., 1996. Т. 1–2; Исаев В.И., Угроватов А.П. Правоохранительные органы Сибири в системе управления регионом (1920-е годы). Новосибирск, 2006.
Д.А. Глазунов, В.И. Исаев, А.П. Угроватов