ТАШТЫКСКАЯ КУЛЬТУРА. Распространена в Минусинской котловине (Юж. Сибирь). Первые таштык. памятники исследованы А.В. Адриановым. Культура выделена С.А. Теплоуховым в 1929. Относится ко II в. до н. э. – V в. н. э. Т. к. представлена могильниками, поселениями, плавильнями, наскал. изображениями. Их изученность неравномерна. Известны 2 вида таштык. могильников – грунтовые и склепы. Грунт. могильники представляют собой ямы глуб. 1,5–3 м. Обложены берестой, на дне – бревенч. сруб. Хоронили от 1 до 4 чел. Умерших помещали на спине, в зим. одежде, головой на З. Имеются свидетельства подхоранивания трупа. Типичны мумификация трупа и трупосожжения с последующим помещением пепла в человекоподоб. манекене. На лицо мумии накладывали гипс. маску, иногда предварительно производили трепанацию черепа. Маски более или менее объемные, расписные. На жен. маски краской наносились спиралевид. узоры, муж. сплошь покрыты красной краской и сверху расписаны черной. Погреб. куклы с человеч. прахом изготавливали в виде набитых травой и обтянутых кожей манекенов. Обозначали лица кукол, имитируя маски, пришивали волосы умершего. Кукол одевали в одежду покойника. Позже на кукол также надевали гипс. маски. В ногах погребенных помещали деревян. посуду и 1–2 глин. горшка. Скорее всего, трупосожжение применялось к мужчинам. В могилу клали мясную пищу, иногда стебли проса или гречихи. Из одежды сохранились меховые и тканые штаны, шапки. Умерших редко хоронили с подлинными украшениями – камен. и стеклян. бусами, метал. гривнами и серьгами, чаще их изготавливали из дерева, коры, облицованной зол. фольгой. Деревян. модели имитировали подлинные предметы – оружие и конскую упряжь, причем были миниатюрными по размерам. Глин. сосуды кубковид., баночные, сферические бомбовид., украшались резным и налепным узором. К тепсейскому (классич.) этапу Т. к. относятся погреб. склепы (Ш–V вв.) Исследовано св. 60 комплексов. В землян. яме сооружалась бревенч. камера с полом и потолком. Сверху перекрывалась сооружением в форме усечен. пирамиды площ. 16–90 кв. м. Вход в склеп устраивался в виде дромоса с зап. стороны. Хоронили от 10 до 40 чел. в виде мумий, кукол и кучек пепла, в больших склепах – до 100 чел. Они размещались параллельно друг другу и ярусами. Встречаются маски-бюсты с усложненной раскраской. Обнаружены копыта и пяточные кости животных (быка, лошади, овцы). Сохранились остатки одежды, многочисл. пряжки. Наиб. распространены украшения одежды в виде профильных изображений конских голов, повернутых в противоположные стороны. Найдены целые берест. колчаны и модели сложного лука. Набор глин. и деревян. сосудов более разнообразен, чем в грунт. могилах. Популярны деревян. статуэтки животных и людей, иногда облицованные зол. фольгой. Погребения детей располагались вокруг склепов. Рядом с могильниками находятся жертвенно-поминал. комплексы, в к-рых сохранились следы тризн. Раскопки на поселениях дали довольно значит. комплекс быт. предметов (грузила, якоря, обломки зернотерок и мотыг, оселки, кост. резаки, пряслица, желез. ножи, крючки, наконечники стрел), костей животных. Найдены железоделат. горны и ямы. Таштыкцы вели комплекс. хоз-во, занимались скот-вом, земледелием, охотой, рыболовством, кузнеч. и литейным делом; в предтаеж. р-нах – оленеводством, в степ. – земледелием. Т. к. сложилась на основе автохтон. тагарской культуры и культур, пришедших из Центр. Азии групп хунну. Прибывшие племена были монголоид. и тюркоязычными.
Лит.: Киселев С.В. Древняя история Южной Сибири. М., 1951; Кызласов Л.Р. Таштыкская эпоха в истории Хакасско-Минусинской котловины. М., 1960; Вадецкая Э.Б. Таштыкская культура // Археология СССР. Степная полоса азиатской части СССР в скифо-сарматское время. М., 1992; Вадецкая Э.Б. Таштыкская эпоха в древней истории Сибири. СПб., 1999.
В.И. Молодин