ТАЗЫ, небольшая этнич. группа на юге Д. Востока. По мнению ряда ученых, термин тазы – фонетич. вариант кит. названий тацзы – инородцы, юпитацзы – инородцы в рыбьих шкурах, дикари, вай сан тадза – народ, живущий за горами.
Проживают в осн. на тер. Приморского кр. Наиб. компактно – в с. Михайловка Ольгинского р-на. Официально были признаны в кач-ве самостоят. народа в 2000. В разные периоды своего существования числ. Т. значительно варьировалась. Так, в 1872 их насчитывалось в Уссурийском кр. 638 чел., в 1902 – 782, в 1915 – 183, в 1955 – 156, в 1971 – 172, в 1990-х гг. – 204, в 2002 – 276 чел.
Считается, что Т. образовались на тер. бывш. Уссурийского кр. в XIX в. в результате смешанных браков китайцев, – ссыльных, полит. заключенных, уголовников и разбойников, – с аборигенками-удэгейками и нанайками, к-рых брали в жены или наложницы. Тесное язык. и культур. взаимодействие удэгейцев, нанайцев и орочей с выходцами из Китая привело к образованию нового этноса, а в 1930-х гг. сложились необходимые условия для консолидации Т. Относятся к дальневост. антропол. типу.
Язык Т. – смесь нанайского, удэгейского и китайского, в наст. время почти полностью утрачен. Говорят Т. в осн. по-русски.
Гл. хоз. занятиями Т. до кон. XIX в. были охота, рыболовство и собирательство. К кон. XIX в. значит. распространение получило огородничество, а к сер. XX в. – земледелие. Охотились на копыт. животных – изюбря, лося, кабана – с помощью копья, ружья. На пушного зверя ставили ловушки, капканы. Рыбу, гл. обр. лососевых, били острогами, ловили на крючки и сетями. Было распространено собирательство ягод, грибов, черемши и папоротника, мор. водорослей. Немаловажную роль играл промысел женьшеня, к-рый скупали кит. торговцы.
Т. выращивали огород. культуры; бахчевые; зерновые; бобовые. Для обработки земли и сбора урожая использовали различ. приспособления (односошниковый маркер-бороздник, серп, косу, грабли, ручные и конные мельницы и др.).
Т. разводили свиней. Коров не доили и молоко не пили – держали на мясо. Быки сохранялись как тягловое животное. Занимались также птицеводством.
В XIX в. среди традиц. ремесел Т. наиб. значение имела обработка металла: кузнечество и ювелир. дело. Тазы также были искусными мастерами по обработке дерева и бересты.
Поселения тазов до перехода их в нач. XX в. к оседлости имели сезон. хар-р. Весной, летом и осенью они жили во вр. жилищах (дву- или односкатных балаганах и постройках типа чумов) отд. семьями на местах промыслов. Поздней осенью мужчины отправлялись на охоту, а их семьи переселялись в постоян. жилища. В нач. XX в. у Т. преобладали хуторские поселения. Осн. видом традиц. жилища были каркас. дома-фанзы с отапливаемыми лежанками – канама. Позднее появились срубные одно- или двухкамерные дома. До 1930-х гг. вместо окон. стекол использовалась промасленная бумага. Дверные проемы завешивались циновками.
Гл. средствами передвижения Т. служили плоты и лодки (долбленые, составные, каркасные). Зимой передвигались на собачьих упряжках и лыжах.
Традиц. одежда Т. относится к вост.-азиат. типу, без плечевых швов. Осн. материал – х.-б. ткань. Повседн. муж. и жен. одежда распашного покроя, на застежках. У мужчин – куртки, нательная и верхняя на подкладке. У женщин – халат или куртка и нагрудник-передник 6-угольной формы. Зимой носили длинный халат на вате с двойной запашной левой полой и стоячим воротником; поверх халата надевали распашную по центру куртку. Женщины до родов носили светлую, яркую одежду, после рождения ребенка – темную. Детская одежда также включает куртку, штаны и нагрудник 4-угольной формы с карманчиком, в к-рый клали в кач-ве оберега (цуден) мозжечок из свиной головы. Оберегом служила полоска орнамента в виде зигзага. Свадеб. одежда Т.: халат невесты красного цвета, халат жениха черного цвета и круглая шапочка. Траур. одежда была белого цвета. Летом на голову надевали берест. конич. или плетенные из соломы шляпы, зимой – меховые или матерчатые на вате шапки. Прическа зависела от пола и возраста: маленьких детей стригли, затем волосы отращивали, мальчикам заплетали 3 косички, во время женитьбы косу со лба срезали, а боковые заплетали в одну. Девочки заплетали 2 косички. Замуж. женщины распущенные волосы закручивали жгутом в шишку. Украшения – браслеты, кольца, серьги – делались из золота, серебра или меди.
Пища Т. разнообразна: мясная, рыбная, каши, овощи. Любимые блюда из рыбы – строганина с добавлением перца и лука, вяленая рыба-юкола с рыбьим жиром, ягодами и др. приправами. Рыбу также тушили, жарили, запекали на вертеле, приготавливали заливное. Мясо в сыром виде – строганину – ели только зимой. Впрок мясо вялили, отваривали, жарили, солили, замораживали. Во время ритуал. обрядов ели куриное мясо, мужчины – мясо медведя. Важное место в рационе Т. занимали всевозможные каши. Овощи употребляли в сыром, вареном, жареном, соленом и марин. виде. Разнообразили пищу фрукты, грибы и мор. капуста.
Духов. культура Т. сформировалась из кит.-маньчж. и амуро-примор. элементов и отражала специфику хоз. уклада жизни – занятия охотой, с одной стороны, и земледелием – с другой. У Т. был распространен лунный календарь, живот. двенадцатеричный цикл.
Центр. событиями в жизни Т. были: рождение детей, особенно мальчика, присвоение дядей имени ребенку, воспитание племянников дядей по матери, свадеб. и погребально-поминал. обрядность, праздник Нового года (Коня) и дни поминовения усопших (Чин Мин).
В традиц. верованиях сочетались культ предков, промысл. обряды, шаманство, буддизм. По представлениям Т., вселенная состояла из 3 миров. Важную роль играли домаш. божества. До сих пор в нек-рых семьях около дома сохранились кумирни, в лесу – молельные домики, куда приносят жертвоприношения – вареную голову кабана. Особо почитаемыми животными у Т. являлись медведь, тигр и волк, им поклонялись как прародителям.
Фольклор Т. представлен легендами о происхождении земли, названии звезд, о старинных праздниках; былями о случаях на охоте, о поисках корня женьшеня; сказками, анекдотами.
Т. были известны разнообразные игры: борьба на палках, бег наперегонки, игра в тряпич. мяч, шахматы, кости, карты, камни. Девочки играли в куклы, сделанные из початков кукурузы или вырезанные из бересты.
Т. компактно проживают малочисл. этнич. группами в иноэтничной среде, преим. среди русских. Это приводит к смешанным бракам, двуязычию, заимствованию предметов мат. культуры. Но при этом сохраняется традиц. культура – язык, фольклор, религ. верования и культы, нац. самосознание, традиц. пища.
Лит.: Сем Ю.А., Сем Л.И. Тазы: этническая история, хозяйство и материальная культура (XIX–XX вв.). Владивосток, 2001; Северная энциклопедия. М., 2004; Сибирь: Атлас Азиатской России. Новосибирск; М., 2007.
Павлова