ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки инженеров, техников и квалифицир. рабочих для различ. отраслей пром-ти. Нач. Т. о. в Сибири связано с развитием горного дела в регионе в XVIII в. Открытые в 1740–50-х гг. навигацкие, геодезические и горно-заводские школы Колывано-Воскресенского (Алтайского) и Нерчинского горного окр. давали нач. общее образование и обучали основам соотв. специальностей. К кон. столетия большинство из них преобразовано в общеобразоват. школы. В 1799 принято решение об открытии 1-го ср. техн. учеб. заведения в Сибири – Барнаульского горного училища, к-рое со 2-й пол. XVIII в. начало готовить квалифицир. горных инженеров и техников. В соотв. с утвердившимся в 1828 жестким принципом сословности образования оно реорганизовано в 1836 в окр. реальное училище, готовившее мл. техн. и хоз. персонал из детей мастеровых.
Возникшее в результате реформ 1860-х гг. разделение ср. общеобразоват. учреждений на классич. гимназии и реальные училища способствовало развитию Т. о. Реальные училища были ориентированы на подготовку учащихся к поступлению в высш. и ср. техн. заведения. Открытые в последней четв. XIX в. ср. и низш. спец. учеб. заведения отличались от существовавших ранее: их деят-ть организовывалась в соотв. с общими для каждого типа учеб. заведений уставами, предусматривалась преемственность разных ступеней Т. о. В результате выросла доля спец. дисциплин и практич. занятий. Последние проводились в учеб. мастерских, оснащенных паросиловыми установками, электричеством, совр. станками. Все это позволяло готовить квалифицир. техников и помощников инженеров для горной и металлург. пром-ти, стр-ва, ж.-д. транспорта. К 1917 в каждом из 8 ср. техн. учеб. заведений в Сибири и на Д. Востоке обучилось ок. 100 чел. Первое из них – Иркутское ср. техн. училище (с 1890 – пром.) было открыто в 1874 на базе реальной прогимназии. В 1893 в Иркутске создано горное училище. В 1890–1910-е гг. в связи со стр-вом Транссибирской магистрали и началом ее эксплуатации начали действовать училища в Красноярске (1894), Хабаровске (1895), Омске (1900) и Томске (1902), в к-рых готовили машинистов и дорожных мастеров; в 1915 в Томске открылось 2-е ж.-д. училище службы движения, готовившее персонал для станций и ж.-д. контор. В 1912 в Томском Первом Сибирском политехн. училище, преобразованном из коммерч. училища цесаревича Алексея, организовано горное отд-ние. Развитие с. х. потребовало подготовки специалистов по с.-х. технике, с этой целью в 1916 в Барнауле открыто ср. мех. училище им. И.И. Ползунова, преобразованное в июле 1917 в тех. училище. Начальное техн. образование давали ремесл. училища (до 1917 в Сибири 5 таких заведений), Омское низш. механико-техн. училище и жен. проф. школа в Томске. В числе ремесл. училищ были частн. заведения, содержавшиеся на средства сиб. купечества: ремесл. училище братьев Королевых в Томске, 2-классное ремесл. училище Т.И. Щеголевой в Красноярске. Кроме того, ремеслам обучали в частн. сиропитат. и воспитат. домах (Сиропитательный дом для девочек Т.И. Щеголевой в Красноярске, воспитательный дом Базанова в Иркутске и др.).
В 1900 открылось первое высш. техн. учеб. заведение Сибири – Томский технологический ин-т (ТТИ), ныне – Томский политехнический ун-т. К 1902 на 4 его отд-ниях (мех., хим., горное и инж.-строит.) готовили инженеров по машиностроению, электротехнике, ж.-д. транспорту и ж.-д. стр-ву, металлургии и пищевой пром-ти, по орг-ции геолого-развед. работ и эксплуатации горнорудных предприятий. До 1920 ТТИ подготовил ок. 1 тыс. специалистов. Высокий проф. уровень профессорско-преподават. состава, солидная учебно-науч. база обеспечили квалификац. уровень выпускников ТТИ. С момента открытия в институте велась актив. н.-и. и консультативная деят-ть.
С установлением в 1920 сов. власти в Сибири дорев. ср. техн. учеб. заведения преобразованы в техникумы или отд-ния практич. институтов. До кон. 1920-х гг. эта сеть сохранялась, как и осн. перечень специальностей, по к-рым осуществлялась подготовка. В 1927/28 в Сибири действовали 9 индустр. техникумов с числом учащихся ок. 2,5 тыс.
В 1920-е гг. сеть нач. техн. образования значительно увеличилась. С сер. 1920-х гг. подготовку квалифицир. рабочих проводили в стацион. учеб. заведениях 3 типов: школы фабрично-завод. ученичества (ФЗУ), проф.-техн. школы, учебно-производств. мастерские, проф.-техн. курсы. Кол-во нач. проф.-техн. учеб. заведений в 1922–28 выросло с 41 до 61, а числ. учащихся в них – с 2 до 4,7 тыс.
До кон. 1920-х гг. ТТИ (с 1925 – Сибирский технологический ин-т (СТИ)) оставался единств. высш. техн. учеб. заведением в Сибири. Как и в целом в стране, в данное десятилетие в вузе предпринимались попытки перестроить систему техн. образования, гл. обр. с целью приближения выпускаемых специалистов к нуждам практич. произв-ва. Несмотря на эксперименты, СТИ удалось сохранить высокие стандарты по подготовке техн. специалистов: 5-летний срок обучения, диплом. проектирование, лекционно-лаборатор. метод обучения. В 1920–29 институт подготовил ок. 1,5 тыс. специалистов.
В кон. 1920-х гг. с началом форсир. индустриализации резко возросла потребность в техн. кадрах и ужесточилась политика в отношении «старой» интеллигенции. С целью ускорен. подготовки сов. специалистов, ориентир. на решение практич. задач произв-ва, в 1928–30 парт. и сов. органами власти приняты решения о реформе высш. и ср. спец. образования. В соотв. с ней техн. учеб. заведения передавались в ведение ВСНХ и соотв. наркоматов, сеть вузов и техникумов с резко выраженной специализацией значительно расширилась количественно и географически, увеличился прием студентов, сократились сроки обучения, в т. ч. за счет отмены диплом. проектирования, возросла доля практич. методов обучения и производств. практики. Развитие техн. школы, ее специализация, геогр. размещение напрямую определялись гл. направлениями индустр. развития Сибири в 1930-е гг.: ростом и расширением угольной пром-ти; стр-вом Кузнецкого металлургического комбината; развитием хим. пром-ти и электроэнергетики.
В 1929–32 кол-во техникумов значит. увеличилось. Часть из них возникла в результате расформирования существовавших учеб. заведений: так, в 1930 на базе Первого Сибирского политехникума им. К.А. Тимирязева созданы горный, металлург., пром.-экон., лесной и с.-х. техникумы. Поскольку мн. из открытых учеб. заведений не обладали необходимыми учеб.-метод., кадровыми и мат. ресурсами, часть из них закрылась. К 1939 в Сибири действовали 31 техникум пром-ти и стр-ва и 21 техникум транспорта и связи с числом учащихся соотв. 7,5 и 6 тыс. Расширилась география их размещения: в 1930-е гг. впервые появились ср. техн. учеб. заведения (СТУЗ) в Новосибирске, Кемерове, Кузнецке (Сталинске), Прокопьевске, Анжеро-Судженске, в Якутии. Созданная сеть имела четко выраженную регион. специализацию: все открытые в это время в Кузбассе техникумы готовили специалистов для угледобычи и металлург. пром-ти; в омских, новосиб., томских и иркут. СТУЗ – для машиностроения, обслуживания техники, стр-ва; в круп. транспорт. центрах открывались речные и ж.-д. техникумы, техникумы связи. Бóльшая часть техникумов создавалась на базе пром. предприятий, использовались их мат. и производств. ресурсы, в подготовке специалистов ориентировались на их специфику. В соотв. с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 окт. 1940 установлена плата за обучение в техникумах, в Сибири – 150 руб. в год при среднемес. зарплате рабочих и служащих 410 руб.
Осн. учреждениями нач. техн. образования в 1930-е гг. являлись школы ФЗУ и типа ФЗУ и школы ученичества массовых профессий. Необходимость в рабочих привела к сокращению сроков обучения до 6 мес. – 1 года за счет уменьшения объема общеобразоват. и смежных дисциплин. В 1935 в Сибири в 70 школах ФЗУ и типа ФЗУ обучалось ок. 9 тыс. будущих рабочих для предприятий пром-ти и стр-ва, транспорта и связи. Кроме того, действовала система подготовки и переподготовки рабочих без отрыва от произв-ва. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 окт. 1940 «О государственных трудовых резервах СССР» устанавливалась новая милитаризир. система подготовки рабочих. Созданы 3 типа заведений нач. техн. образования: ремесленные (РУ) и ж.-д. (ЖУ) училища со сроком подготовки 2 года и школы фабрично-завод. обучения (ФЗО) для подготовки рабочих массовых профессий со сроком обучения 6 мес. Устанавливался твердый гос. план приема, в случае недобора учащихся набирали в порядке мобилизации. К нач. 1941 в Сибири открылось 81 учеб. заведение труд. резервов, в т. ч. 27 РУ, 15 ЖУ и 39 школ ФЗО с общим контингентом учащихся 24,5 тыс.
В 1930-е гг. количественно и географически расширилась сеть высш. техн. образования в Сибири. Основой для создания новых вузов стали СТИ и СТУЗ региона. В результате разделения СТИ в 1930–32 в Томске, Новосибирске, Омске и Кузнецке открылось 15 высш. техн. учеб. заведений (втузов), в к-рых обучалось более 7,5 тыс. студентов. В Вост. Сибири в нач. 1930-х гг. созданы 3 вуза с 1,5 тыс. студентов. В 1933–34 мелкие вузы, не обладавшие необходимыми учеб.-метод. и кадровыми ресурсами, были ликвидированы или объединены в более крупные. В 1934 на базе Томского, Иркутского и Новосибирского железнодорожных ин-тов создан Новосибирский ин-т военных инженеров транспорта; объединение томских механико-машиностроительного, химико-технологического и горного ин-тов в Томский индустриальный ин-т позволило сохранить учеб.-метод. и н.-и. базу СТИ. Открытые в нач. 1930-х гг. Сибирский автомобильно-дорожный ин-т (1930) в Омске, Сибирский строительный ин-т в Новосибирске (1933, ныне – Новосибирский гос. архитектурно-строительный ун-т), Сибирский металлургический ин-т в Кузнецке (1930, ныне – Сибирский гос. индустриальный ун-т), Горный ин-т в Иркутске (1930, ныне – Иркутский гос. технический ун-т) и Сибирский лесной ин-т в Красноярске (1930, ныне – Сибирский гос. технологический ун-т) стали основой для развития высш. техн. образования в регионе, значит. расширив свою первонач. специализацию. В 1939 в 9 втузах Сибири обучалось ок. 9 тыс. чел.
В годы Великой Отечественной войны техн. образоват. учреждения региона переживали общие для всей системы образования проблемы: сокращение числ. преподавателей и учащихся, острый дефицит ресурсов, сокращение учеб. и жилых площадей. Вместе с тем востребованность техн. специалистов и эвакуация в Сибирь заводов и учеб. заведений из европ. части страны позволили расширить сеть Т. о. в регионе. На базе эвакуир. Ворошиловоградского и Запорожского машиностроительных ин-тов возникли институты в Омске (ныне – Омский технический ун-т) и Барнауле (ныне – Алтайский технический ун-т). На осн. эвакуир. из Запорожья, Харькова, Ленинграда и Калуги техникумов созданы СТУЗ в Новосибирске, Омске, Барнауле, Тайге, в т. ч. Омский авиационный техникум, Инской техникум ж.-д. транспорта, Новосибирский приборостроительный техникум. Кроме того, в 1943–45 открылись новые техникумы на базе наиб. стратегически важных произв-в: Норильский горно-металлургический техникум (1944), Красноярский механический техникум при з-де «Сибтяжмаш» (1944, ныне – Красноярский техникум космического машиностроения), Томский механический техникум (1942) и др. В этих техникумах для оборон. пром-ти готовили специалистов по металлообработке, произв-ву радиодеталей, электровакуумным приборам и т. п. Общее кол-во специальностей в техникумах Сибири выросло в годы войны с 80 до 120. В 1941–45 втузы и индустр. техникумы Зап. Сибири подготовили 7 тыс. специалистов.
В 1959 система гос. труд. резервов, дававшая нач. техн. образование, преобразована в систему проф.-техн. образования. Два типа проф.-техн. училищ (ПТУ) – городские (ГПТУ) и сельские (СПТУ) со сроком обучения соотв. 1–3 и 1–2 года – готовили квалифицир. рабочих на базе осн. ср. образования, с сер. 1970-х гг. учащиеся большинства училищ, помимо проф. подготовки, получали общее ср. образование. В 1960 в Сибири насчитывалось 448 ПТУ с 158,9 тыс. учащихся, в 1985 – 755 ПТУ с 331 тыс. В 1981 39 % ПТУ Сибири действовали на базе пром. предприятий, 26 % – на базе строит. и монтаж. орг-ций, 5,6 % – орг-ций транспорта и связи, остальные – на базе предприятий с. х. и сферы обслуживания.
Во 2-й пол. 1940–1960-х гг. расширение системы ср. Т. о. происходило в 2 направлениях. 1-е связано с созданием базовых учеб. заведений для круп. пром. предприятий, значит. часть из них открыта в кач-ве вечер. техникумов или заоч. филиалов др. учреждений. Среди них Сибирский вечерний техникум при Новосибирском з-де химконцентратов с филиалами в Ангарске, Красноярске и Усть-Каменогорске (1953, ныне – Сибирский политех. колледж), Томский вечерний политехникум при Сибирском хим. комбинате (1959, ныне – Северский пром. колледж), Бийский вечерний химико-механический техникум при Бийском хим. комбинате (1959, ныне – Алтайский политех. колледж), вечер. энергостроит. техникумы на стр-ве Красноярской, Новосибирской и Ангарской ГЭС (1950-е гг.) и др. 2-е направление связано с подготовкой кадров для нужд региона в целом: открывались СТУЗ, ведущие обучение по общетехн. специальностям и специальностям для работы на транспорте, в стр-ве, коммунально-быт. сфере. Во 2-й пол. 1940–1960-х гг. было открыто более 20 таких учеб. заведений. К кон. 1960-х гг. в регионе в целом сформировалась сеть ср. Т. о. В 1960–80-е гг. в номенклатуру специальностей СТУЗ, ориентир. на подготовку специалистов для оборон. пром-ти, вошли радиоэлектроника, автоматизация технологических процессов, технология высокомолекулярных соединений и др., связанные с развитием науч.-техн. прогресса. В 1966 в Академгородке новосибирском по инициативе М.А. Лаврентьева открыт Новосибирский политехникум (ныне – Высший колледж информатики НГУ), к-рый готовил специалистов для НИУ СО АН СССР.
В развитии высш. техн. образования в послевоен. годы наблюдались схожие тенденции. В 1950–60-е гг. в регион. центрах были созданы круп. политехн. вузы (часть из них – на базе действовавших вузов узкой специализации), к-рые не только готовили специалистов для различ. отраслей регион. пром-ти, но и играли роль метод. и координац. центров для др. учреждений ср. и высш. Т. о. в крае или области. Такие учреждения появились в Омске (1963, на базе машиностроит. института), Новосибирске (1950, электротехнический ин-т, ныне – Новосибирский гос. технический ун-т), Барнауле (1959, на базе машиностроит. ин-та), Кемерове (1965, на базе горного ин-та), Красноярске (1956), Иркутске (1960, на базе горно-металлург. ин-та), Улан-Удэ (1962). Вечер. и заоч. фак-ты этих вузов действовали в Бийске, Северске, Абакане, Норильске, Ангарске, Братске, Чите. Мн. из них имели орг. форму завода-втуза при круп. предприятиях. Кроме того, в Сибири открыто 3 транспорт. вуза, а также вузы, связанные с развитием новых технологий (Новосибирский электротехнический ин-т связи, 1952; Томский ин-т радиоэлектроники и электронной техники, 1962; Красноярский ин-т цветных металлов, 1959; завод-втуз при «Красмашзаводе», 1960). В 1950–70-е гг. расширилась сеть вузов, готовивших специалистов для стр-ва, коммун. хоз-ва, легкой и пищевой пром-ти.
К сер. 1980-х гг. в регионе сформировалась сеть Т. о. С нач. 1990-х гг. ее развитие осложнилось соц.-экон. кризисом и снижением популярности тех. и особенно раб. специальностей. С целью привлечения абитуриентов техн. вузы и ссузы стали вводить обучение по экон.-юр. и гуманит. специальностям. В Братске, Чите на основе техн. вузов возникли классич. университеты. Со 2-й пол. 1990-х гг. существенно возрос конкурс на специальности, связанные с вычислит. техникой и программированием, электроникой. Общие для системы проф. образования орг. изменения 1990-х гг. привели к преобразованию большинства вузов региона в техн. академии и университеты. В системе ср. и нач. Т. о. появились учеб. заведения нового типа (соотв. колледжи и лицеи), обучение в к-рых дает возможность продолжить образование (по сокращенному плану) в учреждениях следующей ступени. В 2006 в Зап. Сибири действовали 17 техн. вузов и 3 филиала, ок. 90 СТУЗ; в Вост. Сибири – 11 вузов и 4 филиала, ок. 60 СТУЗ; на Д. Востоке – 5 вузов и 6 филиалов, ок. 60 СТУЗ.
Лит.: Баландина Л.Г., Пыстина Л.И. Высшая техническая школа Сибири в годы социалистического строительства // Высшая школа и научно-педагогические кадры Сибири (1917–1941 гг.). Новосибирск, 1980; Очерки истории высшего и среднего специального образования в Сибири (1917–1980). Новосибирск, 1986; Толочко А.П., Ищенко О.В., Сковородина И.С. Развитие профессионального образования в Западной Сибири в конце XIX – начале XX в. (опыт истории в контексте современности). Омск, 2005.
С.Н. Ушакова