Тибетская медицина

ТИБЕТСКАЯ МЕДИЦИНА в Бурятии, традиц. медицина Тибета, распространившаяся на тер. Бурятии в XVIII в., адаптир. к новым природ. и социокультур. условиям и получившая развитие в контексте ист. событий в течение 300 лет. Сформировалась на базе традиц. индийск. медицины, дополненной элементами кит. медицины, приспособленной к природ.-климат. среде Тибет. нагорья.

В нач. период формирования Т. м. врачами были искл. светские люди, и она еще не теряла первонач. значения светской науки. В последующие этапы истории Тибета, характеризовавшиеся усилением влияния буддизма на соц.-полит. ситуацию в стране, медицина стала искл. монополией духовенства и неотъемлемой частью буддийск. церкви, что объясняет религ. содержание ее доктринальных основ. В таком виде Т. м. распространилась в Монголию и затем, адаптировавшись к новым природ. условиям и обогатившись ориг. монг. методиками врачевания, проникла в Бурятию.

Гл. стимулирующим фактором развития самобыт. черт Т. м. в Бурятии явилась геогр. отдаленность от источников традиц. лекарств. сырья. Ок. 80 % ассортимента ее лекарств. средств, используемых в Бурятии, представлены забайкал. флорой. Рецептур. справочники были самым распростр. видом мед. лит. Забайкалья, при этом общепринятыми оставались название лекарства, структура и показания к применению, состав же ингредиентов подвергался значит. изменениям, иногда вплоть до полной замены всего списка.

Болезнь в Т. м. рассматривается как частн. выражение особенности бытия (страдание страдания), причинами ее служат последствия совершенных деяний (закон кармы). Бытие определяется соотношением 5 элементов: огня, ветра, воды, земли и пространства, но не в физич. их понимании, а в энергетич. и функцион. значении. Нарушение баланса этих элементов на любом из уровней человеч. бытия – внеш., внутр. физ.-хим. или психич. – приводит к болезни.

Т. м. в Бурятии стала 1-й системой мед. знания и практики, до ее проникновения и распространения в Забайкалье лечением занимались шаманы, костоправы, знахари-травники. Квалифицир. мед. помощь оказывалась с 1808 только в виде оспопрививания, для чего по приказу Александра I в рос. лекарств. школах были обучены 19 чел. из населения Хоринского ведомства.

1-е врачи Т. м. в Бурятии – буддийск. монахи, прибывшие из Монголии в смутное время правления Бошокто-Хана в 1712. Мед. практика лам-лекарей немало способствовала распространению и укреплению буддизма среди бурят., к-рое сопровождалось стр-вом монастырей и становлением буддийского образования, в т. ч. и мед. 1-й мед. фак-т появился в 1869 в Цугольском дацане (основан в 1850). Из Монголии был приглашен лама Чой-манрамбу, создавший школу манба и обучивший цугол. монахов проведению мед. религ. служб (хуралов). В основе школы лежала традиция тибет. мед. монастыря Лавран в Амдо. В программу обучения входило заучивание канонич. трактата Т. м. «Чжуд-Ши» с последующей сдачей экзамена, изучалась теория медицины. После достаточного усвоения теор. материала начинались практич. занятия. Критерием завершения теор. и практич. этапов обучения служило знание трактата «Лхантаб», написанного С. Жамсо (1653–1705). Позже мед. школы стали формироваться в Агинском, Эгитуйском, Ацагатском, Джидинском, Тугнугалтайском, Янгажинском, Кыренском и др. дацанах. Образоват. стандарт, разрешающий осуществлять врачеб. практику, был одинаков для всех мед. школ – знание «Чжуд-ши» и «Лхантаба».

К нач. ХХ в. Т. м. получила широкое распространение в Забайкалье. По приблизит. данным, к кон. XIX в. здесь насчитывалось ок. 500 лам-лекарей. Уровень их подготовки не был одинаков. По квалификации они делились на 3 категории – высш., ср. и низш. К высш. категории (ок. 3 % от общего кол-ва всех лекарей) относились ламы, получившие полное мед. образование и имевшие соотв. стаж и опыт мед. практики. Ок. 12 % лам-лекарей с неполн. образованием относились к ср. категории. Остальные монахи-лекари были поверхностно знакомы с Т. м. и знания черпали в осн. из рецептур. сборников. Даже в период наивысш. расцвета, достигнутого Т. м. в Забайкалье к нач. ХХ в., помощь квалифицир. лекарей была практически недоступна широким слоям населения. Врачи с полным мед. образованием большей частью вели прием в монастырях, а население, жившее вдали от дацанов и в большинстве своем неимущее, пользовалось услугами эмчи-лам низш. квалификации. К их помощи обращались не только люди, исповедовавшие буддийск. религию, но и эвенки и русские, проживавшие в Забайкалье.

После Окт. революции, когда началась борьба с буддийск. духовенством как сословием, якобы угнетающим трудящиеся массы, в целях спасения и сохранения Т. м. была предпринята попытка ее реформирования. Предлагалось изменить систему мед. образования: из монастыр. она должна была полностью превратиться в светскую. В программу обучения наряду с традиц. знаниями включались элементы европ. медицины: по ее канонам студенты должны были изучать анатомию и физиологию, а также нек-рые методы диагностики. Реформа касалась и системы выдачи лекарств: применять в лечеб. практике дозволялось только лекарств. препараты, изготовленные в спец. создаваемых централизов. аптеках. Предполагалось, что врач получает ежемес. оклад, а пациент оплачивает только стоимость медикаментов. При каждой школе планировалось организовать лечебницы для стационар. лечения больных. Строго запрещалась мед. практика ламам, не получившим мед. образования. По форме это было полное отделение Т. м. от буддийск. церкви, что, по мнению реформаторов, могло дать толчок к новому этапу ее распространения и развития.

Для осуществления реформы в 1-й пол. 1920-х гг. под рук. изв. путешественника проф. Г. Цибикова был создан центр тибет. медицины и открыта 1-я школа нового образца при Ацагатском дацане – самая круп. в истории Т. м. в Бурятии. Однако попытки сохранения Т. м. даже путем отделения ее от религии и церкви не увенчались успехом. Руководством ВКП(б) Т. м. рассматривалась как сильнейшее средство эксплуатации и воздействия буддизма на население. Основой успешной борьбы с Т. м. должно было стать увеличение сети мед. учреждений, их первоочеред. открытие в отдаленных аймаках. Параллельно предписывалось проводить среди населения широкую кампанию за отказ от мед. обслуживания у лекарей-лам, разоблачать все случаи их вредительства и устраивать обществ. судеб. процессы. Особ. внимание сосредоточивалось на минимизации, а затем и полном исключении влияния руководителей ламства Ацагатской школы.

Мероприятия по дискредитации Т. м. в Бурятии, сопровождаемые усилением налогообложения лам, сузили их мед. практику. К кон. 1930-х гг. практически все ламы, в т. ч. лекари, были заключены в лагеря или расстреляны. В нач. 1940-х гг. закрыт центр Т. м. при Ацагатском дацане.

Гонения не привели тем не менее к полному разрыву в преемственности передачи мед. знаний и опыта и утрате интереса к этой важнейшей составной части традиц. культуры. В послевоен. время ситуация изменилась. Патриотически настроенные бурят. буддисты в период Великой Отечественной войны получили разрешение восстановить свою церковь. Мн. ламы, освободившиеся к этому времени из лагерей, нелег. проводили религ. церемонии для односельчан и практиковали Т. м. Власти наблюдали за их деят-тью, но особ. репрессий уже не применяли, ограничиваясь собеседованиями и предупреждениями.

В 1968 с н.-и. работы по описанию лечеб. свойств лекарств. средств Т. м. начался новый этап ее развития в Бурятии. С этого времени ведутся комплекс. исслед-я в области Т. м. с целью внедрения ее многовек. положит. опыта в практику совр. здравоохранения. В 1970 на базе тематич. группы была организована лаборатория биологически активных веществ, а в 1975 создан отдел тибет. медицины. Изучение проводилось с участием носителей традиц. знаний – бывш. эмчи-лам.

В 1989 в Бурятии при поддержке Мин-ва здравоохранения республики было организовано новое хозрасчет. мед. учреждение – Центр восточной медицины, осн. задачами к-рого являлись внедрение в практич. здравоохранение науч. исслед-й Отдела биологически актив. веществ Бурятского научного центра СО РАН, Ин-та общей и эксперимент. биологии, С.-Петерб. химико-фармацевт. академии и др. науч. учреждений, а также систематизация огромного многовек. опыта традиц. медицины народов, проживающих на тер. Забайкалья. Открыты поликлиника и фитоаптека, в 1990 – бюджет. стационар, где наряду с методами др. направлений вост. медицины применяются и методы Т. м., преим. в фитотерапии.

С 1990-х гг. в Бурятии возрождается монастыр. мед. образование. На базе Агинского и Иволгинского дацанов создаются мед. фак-ты манба – дацаны, в к-рые для преподавания приглашены специалисты Т. м. из Тибета и Монголии. В 1993 создана Агинская Буддийская Академия, к-рая начинала свою деят-ть как филиал Ин-та тибетской медицины и астрологии г. Дхармасалы (Индия). В 1998 филиалом получена лицензия Мин-ва общего и проф. образования РФ на право ведения образоват. деят-ти в сфере высш. религ. образования; ему придан статус высш. духов. учеб. заведения с 5-летним курсом обучения и присвоено новое название – Агинский Бурятский буддийский ин-т.

Развернувшиеся в 1960-х гг. в Бурятии комплекс. исслед-я опыта Т. м. и внедрение в совр. систему здравоохранения свидетельствуют о науч. и практич. значимости этой мед. системы, ее методов диагностирования и лечения. При этом Т. м. сохраняет свои концептуал. основы, базирующиеся на буддийск. философии, чем объясняется возрождение традиций получения мед. образования в дацанах. Центры Т. м. функционируют не только в Бурятии, но и в Москве, С.-Петербурге и др.

Лит.: Базарон Э.Г. Очерки тибетской медицины. Улан-Удэ, 1984; Пупышев В.Н. Тибетская медицина: язык, тория, практика. Новосибирск, 1991; Грекова Т.И. Тибетская медицина в России: история в судьбах и лицах. СПб., 1998; Гармаева Ч.Ц. Историография тибетской медицины. Улан-Удэ, 2002; Дашиев Д.Б. Тибетская медицина в Бурятии // Буряты. М., 2004; Аюшеева Л.В. Тибетская медицина в России. Улан-Удэ, 2007.

Л.В. Аюшеева