Томский областной художественный музей, Томск. Открыт в 1979 по решению Томского обл. исполкома на базе худ. отдела Томского областного краеведческого музея. С 1982 имеет собств. помещение (бывш. дом купчихи Н.И. Орловой, арх. К.К. Лыгин, 1903). В фондах св. 7 тыс. ед. хр. (2004): древнерус. искусство, произведения рус. и зап.-европ. мастеров, совр. авторов. Представлены живоп. и граф. работы, скульптура, предметы декор.-прикл. искусства. Нач. формирования коллекции – 1920-е гг., когда в музей секцией охраны памятников культуры и искусства губ. отдела народ. образования было передано ок. 50 картин (в т. ч. работы В.И. Сурикова, П.П. Кончаловского, сиб. художников). В 1928 из Гос. музейного фонда поступили произведения зап.-европ. мастеров: «Вид Неаполитанского залива» Д. Джиганте, «Спор ученых» М. Гейссера, «Метание копья» Б. Галофре-и-Хименес и др. В 1932 коллекция пополнилась шедеврами из фондов Музея изобразит. искусств, это «Школа воров» И. Матейсена, «Интерьер капеллы дель Тезоро в Неаполе» Ф. Вервлута, произведения голланд. художников – «Молодая женщина, стоящая у верджинела» Г. ван Донка, «Пирушка» И. ван Остаде, «Жертвоприношение Авраама» Д. Тенирса мл. и др. В 1929 Гос. музейный фонд и Гос. Третьяковская галерея направили портреты В.А. Тропинина (купеч. чета Мазуриных), В.А. Серова (А.В. Касьянов), К.Л.И. Христинека (Г.Г. Орлов), О.А. Кипренского (А.И. Корсаков), пейзажи В.Д. Поленова, Л.Л. Каменева и др. живописцев XVIII–XIX вв. Одновр. поступили рисунки и акварели Ф.А. Малявина, А.В. Лентулова и др. К кон. 1930 заложена основа коллекции худ. произведений, затем шло ее пополнение. В 1940 куплены в Томске работы Н.А. Клодта, П.А. Сведомского, подарены произведения П.Ф. Плешакова.
Со времени основания худ. музея активно комплектовались все разделы фондового собрания. Были куплены образцы творчества художников нач. XX в. Значит. пополнилась коллекция совр. искусства. Приобретались произведения мастеров Москвы, Ленинграда, художников союз. республик, а также ведущих сиб. и томских живописцев, графиков, скульпторов. Среди них работы К.Г. Залозного, М.Ф. Горбатенко, В.И. Сотовой, Г.М. Ламанова, В.Ф. Попова, В.М. Хоменко, В.В. Черемина, Г.Н. Завьялова, Р.В. Пантелеевой, Ал.А. Шумилкина, Ан.А. Шумилкина и др.
Музей ведет науч. исслед-я, сотрудники-искусствоведы изучают музейные собрания, издают каталоги выставок, в т. ч. «Западноевропейская гравюра XVII–XIX вв. из собрания музея» (1991); «Западноевропейская живопись», «Русская дореволюционная графика» (1993), «Томск художественный. Начало XX века. К 90-летию Томского общества любителей художеств» (2002); подготовлен электрон. вариант каталога по всем разделам коллекции; в музее есть б-ка и реставрац. мастерская.
С переездом в собств. здание стали открываться худ. выставки. На них экспонировались произведения из фондов ведущих музеев страны: Гос. Эрмитажа, Гос. Русского музея, Гос. Третьяковской галереи, музеев-усадеб Кусково, Останкино, Павловска. Налажен творч. обмен и показ работ мастеров ближ. зарубежья, Сиб. региона. Наиб. значит. стали выставки «Сибирское искусство. Связь времен» (1993), «Томск художественный. Начало XX века» (1999), «Эхо пушкинской эпохи в Сибирских Афинах» (1999), «Библия в иконах, картинах, гравюрах» (2001), «Мир шекспировского театра» (2001), «Нидерландская живопись в сибирских музеях» (2002), 1-я томская триеннале «Рисунок России» (2002). Выставоч. деят-ть разнообразна – персон. и групповые показы работ, тематич., ретроспект. выставки, дет. творчество и т. п. Успешно разрабатываются и новые формы работы: музык. вечера на тематич. худ. выставках, уроки-шоу, ремесл. абонементы, экспресс-выставки, худ. игротеки, мастер-классы и др. Музейный лекторий широко представляет: историю зарубеж. и рус. изобразит. искусства, в т. ч. авт. циклы по проблемам христиан. культуры, изобразит. искусству для детей, народ. промыслам и ремеслам и др. Музей обладает лучшей в Томске видеофильмотекой.
Регулярно проводятся науч.-практ. конференции, публикуются их материалы. Для детей и взрослых функционируют студии: худ., дизайна, «Теремок», декор.-прикл. искусства, школа юного искусствоведа. В 1996 организованы 3 филиала музея. Картин. галерея в с. Подгорном Чаинского р-на (в ее собр. св. 500 произведений совр. художников) ведет актив. выставочную и науч.-просвет. деят-ть, работу с детьми. В с. Каргасок действует Музей искусства народов Севера (1 тыс. экспонатов). Приоритет. направление – сбор и хранение предметов культуры и быта, декор.-прикл. искусства корен. населения. В Томске открыт Музей деревянного зодчества, гл. задачи – сбор, хранение, экспонирование деревян. декора, популяризация его худ. достоинств.
В нач. XXI в. музей обладал одним из крупнейших в Сибири собраний работ мест. художников XIX – нач. XX в. Его сотрудники систематически участвуют в творч. программах ин-та «Открытое общество», представляют свои проекты на музейн. биеннале в Красноярске.
Лит.: Томск от А до Я: Краткая энциклопедии города. Томск, 2004.