ТОННЕЛЬ ПОД ТАТАРСКИМ ПРОЛИВОМ, проект, призванный улучшить транспорт. связь о-ва Сахалин с материком.
Появление проекта обусловлено освобождением Сахалина в авг. 1945, репатриацией яп. населения и нач. заселения юж. части острова переселенцами из материковой части СССР. Экон. развитие острова, связанное с добычей нефти, угля, морепродуктов, тормозилось слабым развитием транспорт. сети и отсутствием надежной связи с материком. Сообщение по морю могло осуществляться лишь с кон. июня до нач. нояб. Добыча нефти не могла выйти на полную мощность из-за недостаточной пропускной способности построенного в годы войны нефтепровода Оха–Комсомольск-на-Амуре и невозможности использования нефтеналивных судов ввиду мелководья Татарского прол. Важность надежной связи с материком обусловливалась и внешнеполит. обстановкой – начавшейся в кон. 1940-х гг. «холодной войной». В случае возникновения конфликта мор. пути сообщения с Сахалином могли быть прерваны амер. флотом, базировавшимся в Японии.
В дек. 1949 зам. пред. Совета министров Л.П. Берия дал задание изучить возможность осуществления непрерывного ж.-д. сообщения с Сахалином через Татарский прол. К апр. 1950 разработчики представили 3 варианта решения: дамба, паромная переправа и тоннель под проливом.
5 мая 1950 И.В. Сталин подписал пост. о стр-ве тоннельного перехода через Татарский прол. в теч. 1951–55. Проектированием стр-ва занялись Главтоннельметрострой и Метропроект Мин-ва путей сообщения. В заключении Госстроя СССР по тех. проекту на стр-во тоннел. перехода под Татарским прол. приводились следующие данные: пропускная способность 24 пары поездов весом 1,5 тыс. т при электр. тяге 2 электровозами, общая длина – 12,9 км, глубина заложения под дном пролива – 30–65 м, наиб. пониженная точка – на глубине 72,5 м от поверхности воды. Сложность сооружения в осн. связывалась с большой глубиной заложения. Для маскировки предусматривалось построить на расстоянии 40–50 км в сторону ложные ориентиры тоннеля. Сроком возможного окончания стр-ва определялся 1957.
После смерти И.В. Сталина на основании пост. Совета министров «Об изменении строительной программы 1953 года» от 25 марта 1953 стр-во тоннеля прекратилось «как не вызывавшееся неотложными нуждами народного хозяйства». По состоянию на 1 янв. 1953 были освоены капиталовложения в размере 465,5 млн руб. из сметной стоимости стр-ва тоннеля в 2 830 млн руб.
Лит.: Сталинские стройки ГУЛАГа. 1930–1953. М., 2005.
В.В. Ламин