тракт почтовый

ТРАКТ (почтовый) (нем. Trakt, от лат. tractus – путь, от traho – тащу, волочу), улучшенная грунтовая дорога, соединяющая важные нас. пункты; имела станции (постоялые дворы) и верстовые столбы. По Т. шли регулярные перевозки пассажиров, грузов и почты (почт. Т. с почт. станциями).

Во 2-й пол. XVIII в. системой почт. Т. и станций было связано большинство городов Сибири. От Томска в сер. XIX в. шло 37 Т. Гл. из них – Московско-Сибирский (см. Сибирский тракт), протянувшийся от границ Пермской губ. через Тюмень, Тобольск, Томск, Красноярск до Иркутска.

В Зап. Сибири трудности для путешественника представляла лишь Барабинская степь, где на протяжении 440 верст дорога шла по болоту. Гати были устроены из тонкого фашинника и прутьев, засыпанных землей и покрытых дерном. Весной и во время осенних дождей гати размокали, повозки вязли в грязи и ломались. Большие хлопоты доставляло также весен. половодье, когда выходили из берегов не только Тобол, Иртыш, Обь, Томь, Енисей, Ангара, но и мн. мелких речек. В такое время на гл. Т. до Иркутска насчитывалось 52 реч. переправы. Тура под Тюменью разливалась в ширину на 7 верст, а Обь – почти на 40 верст: от Колывани до ст. Дубровинской. Зимой появлялись др. трудности: дорога обычно шла 1 колеей, и встречным было трудно разъехаться. Почт. ямщики жаловались, что обозные не всегда выполняли правило, требовавшее уступать дорогу почте.

Передвигались по Т. не обязательно на лошадях. Напр., по тракту Тобольск–Берёзов (вдоль Иртыша и Оби) летом осн. часть пути совершали на небольших почт. лодках с 1 кормчим и 2 гребцами. Только зимой здесь ездили в повозках. Весной и осенью по тонкому льду 170 верст между ст. Шеркальской и Берёзовом передвигались на нартах, запряженных оленями или собаками.

Др. Сибирский почт. тракт под назв. «Линейный» шел вдоль Киргизской степи, от границ Оренбургской губ. через Омск до Усть-Бухтарминской крепости. Почт. станции располагались в редутах, форпостах и крепостях на степ. границе. Гл. часть пути до Усть-Каменогорска проходила по ровной местности. Большие затруднения доставлял разлив Иртыша и озер: затопленные уч-ки приходилось объезжать. На уч-ке от Усть-Каменогорска до Усть-Бухтармы среди горн. массивов с крутыми спусками и подъемами почту возили верхом и на небольших тележках. Зимой приходилось пробиваться через глубокие сугробы.

От каждого губ. или обл. центра почт. Т. шли к окр. или уезд. городам. Напр., от Томска они шли на юг – к Барнаулу, Бийску, Кузнецку. В Вост. Сибири центром почт. путей был Иркутск. От него Т. веером расходились на Кяхту (к кит. границе), Нерчинский Завод (далее на Шилку и Амур), Якутск (далее до Охотского порта).

Гл. трудность при продвижении на восток представлял Байкал. На этом отрезке различались 2 пути – зимний и летний. Зимний проходил по льду Байкала, достаточно прочному на протяжении янв.–марта. Остальные 9 мес. в году Байкал приходилось объезжать 200-верстным путем по крутым склонам хребтов Култука, Хамар-Дабана и Шебутуя, через горн. речки, сквозь снеж. вьюги в горах. На перевале через Хамар-Дабан Т. превращался в тропу, по к-рой можно было проехать только верхом. Для сокращения этого пути во 2-й пол. XIX в. построили Кругобайкальский тракт. От Вехнеудинска тракты на Кяхту и Нерчинск проходили по благоприят. местности.

Т. от Иркутска до Якутска в своей осн. части, на протяжении 2 тыс. верст, проходил вдоль р. Лены. Летом и зимой проезжали по самой реке, весной и осенью, а также во время ненастной погоды – берегом на верховых вьючных лошадях. За Якутском сообщение становилось более затруднительным. Если от Иркутска до Якутска почта доставлялась раз в 2 недели, то от Якутска до Охотска – раз в месяц, от Охотска до Камчатки – 2 раза в год (летом и зимой).

Почт. дорога между Якутском и Охотском проходила по горн. местности, прорезанной системой рек Амги и Алдана. Лошади для обслуживания редких станций (разнесенных одна от др. на 100–200 верст) пригонялись из далеких якут. улусов. Зимой для переезда от Якутска до ст. Алданской ездили на санях лошадьми; далее до Чернолесной – верхом на лошадях; от Чернолесной до Аркинска – верхом на оленях; от Аркинска до Охотска – в нартах, пристегивая к каждой по 12 собак. Почта от Якутска до Охотска проходила летом за 18–26 дн., зимой – за 12–16 дн.

Почт. обмен между Охотском и Камчаткой летом происходил по морю. Т. действовал лишь зимой. Отправлялась по нему только легкая корреспонденция (до небольших посылок вкл.). Почт. Т. шел через тундры и горы. Весь путь по почт. дорожнику составлял 3 766 верст. На нартах с оленями и собаками его проходили за 40–60 дн. (перегоны между кочевьями длились 6–12 дн.).

При передвижении по сиб. почт. Т. на лошадях использовались в осн. почт. кибитки. Зажиточные путешественники ехали в собств. экипажах. С 1830-х гг. стали использовать тарантас. Сидений в нем не было: на дно укладывались перины и тюфяки, а в изголовье – подушки. Пассажир ложился в тарантас и в таком положении совершал большую часть пути. В Сибири славились тарантасы, изготовленные в Казани.

Развивались и способы перевозки. В XVII в. преобладала система езды «на долгих» – без перемены лошадей на протяжении сотен верст. По мере обживания Т., обустройства станций через каждые 25–30 верст утвердился способ езды «на перекладных» («на почтовых»). Частая смена лошадей позволяла повысить скорость до 10 верст в час летом и до 12 – зимой. Эти цифры устанавливались в кач-ве офиц. ограничений, но могли превышаться по соглашению ямщика и пассажира (до 18 верст в час). В 1787 почта доходила до С.-Петербурга от Красноярска за 64 дня, в сер. XIX в. от Иркутска – за 31 день (курьер проделывал тот же путь за 19 дней).

С постройкой Транссибирской магистрали роль Московско-Сибирского тракта снизилась. Однако второстепенные (подъездные) Т. сохранили значение; они существуют и поныне в виде автомоб. дорог.

Лит.: Почта и телеграф в XIX столетии. СПб., 1902; Базилевич К. Почта в России в XIX веке. М., 1927; Гольдфарб С. Иркутская почта: Очерк истории. Иркутск, 1998; Катионов О.Н. Московско-Сибирский тракт и его жители в XVII–XIX вв. Новосибирск, 2004.

О.Н. Катионов