Транспорт городской общественный. В XIX – нач. XX в. жители городов передвигались по улицам в осн. пешком. Если же требовалось перевезти груз или предстояла дальняя поездка, договаривались за плату с кем-то из имевших лошадей и повозки. С ростом городов потребность в передвижении на дальние дистанции обусловила развитие извозного промысла. В городах Сибири и Д. Востока извозом занимались гл. обр. крестьяне, жившие в пригородах или близлежащих селах. Число извозчиков быстро возрастало. Напр., в 1905 в Новониколаевске к услугам жителей предлагалось 229 легковых извозчиков и ок. 400 повозок для перевозки вещей или тяжелых грузов. В 1910 число легковых извозчиков возросло до 289, а ломовых – до 1 064.
В 1920-е гг. в городах Сибири и Д. Востока начал развиваться обществ. транспорт, постепенно вытеснивший из сферы пассажир. перевозок извозчиков. Осн. видом Т. г. о. становились автобусы. В 1928 в Омске, Новосибирске, Красноярске и Иркутске курсировало ок. 35 автобусов, к 1932 только в городах Зап. Сибири их насчитывалось уже более 80. Вместе с тем автобусное движение не обеспечивало полностью потребности населения. Так, в Омске в 1932 на 1 жителя приходилось всего ок. 13 поездок на обществ. транспорте в год. К 1935 автобусное сообщение имелось практически во всех круп. и ср. городах за Уралом. Возрастало число пассажиров гор. транспорта. В 1935 в Западно-Сибирском кр. было перевезено 13 390 тыс. пассажиров, или в 1,5 раза больше, чем в 1933. В Восточно-Сибирском кр. в 1931 автобусы перевезли 4 711 тыс. пассажиров, в 1934 – 8 751 тыс., т. е. почти в 1,9 раза больше. В 1930-е гг. успешно развивавшимся видом Т. г. о. в Сибири и на Д. Востоке становится трамвай. В нач. 1930-х гг. начинается стр-во трамвайных линий в Новосибирске, Омске, Новокузнецке, их пуск состоялся в годы 2-й пятилетки. Длина трамвайных путей в Новосибирске и Новокузнецке в 1937 составила 32,6 км. В 1935 в Новокузнецке трамваем ежедневно пользовалось ок. 63 тыс. чел. В Новосибирске за 1935 трамваем было перевезено 15 426 тыс. пассажиров, в Омске за 1937 – 16 160 тыс. Т. о., передвижение с помощью Т. г. о. стало привычным для большинства жителей городов Сиб. региона.
В годы Великой Отечественной войны в крупных городах Сибири и Д. Востока осн. нагрузку на перевозке пассажиров выполняли трамваи. Однако вагоны изнашивались, не ремонтировались, все чаще не выходили на линию. В нач. 1943 в Новосибирске действовало 29 трамвайных вагонов, к янв. 1944 их осталось всего 10. Среднесуточная перевозка пассажиров в 1942 составила 104,5 тыс. чел., в 1943 – 77,5 тыс. По решению горкома ВКП(б) для восстановления трамвайного парка с оборонных заводов было передано большое кол-во станков, инструмента, металла и др. материалов. Для проведения ремонтных работ командировано 4 инженера и свыше 100 рабочих. Они восстановили десятки вагонов и обеспечили их выход на линию. В янв. 1944 среднесуточная перевозка пассажиров в Новосибирске составила 41,3 тыс. чел., в февр. – 55,0 тыс., в марте – 69,2 тыс., в апр. – 122,9 тыс., в мае – 132,6 тыс. чел.
В 1-е послевоен. годы осн. внимание уделялось развитию трамвайного сообщения. В 1947 трамвай был пущен в Иркутске, в 1948 – в Барнауле, в 1949 – в Томске, в 1958 – в Улан-Удэ, в 1960 – в Бийске. Если в 1948 протяж. трамвайных линий в городах Алтайского кр. была равна 15,4 км, то в 1960 – 49,5 км, кол-во вагонов составляло соотв. 11 и 82, а число перевезенных пассажиров – 200 тыс. и 42,7 млн чел. В Новосибирске протяж. трамвайных путей увеличилась с 39 км в 1949 до 125 км в 1961. Горожан обслуживали 15 трамвайных маршрутов, по к-рым курсировали свыше 300 вагонов.
Новым видом пассажир. транспорта в Сибири в 1950-е гг. стал троллейбус. Впервые в нояб. 1955 он был сдан в эксплуатацию в Омске. В Новосибирске в создании мат.-техн. базы троллейбусного движения принимали участие коллективы 72 пром. предприятий. Только в 1957 при их содействии было построено 25 км троллейбусных линий. В 1961 их протяж. достигла 53 км, троллейбусный парк насчитывал 92 машины. Развитие электрифицир. транспорта – экономичного и не загрязняющего воздух, имело большое соц.-экон. значение.
Однако осн. объем пассажироперевозок выполняли автобусы. В 1950 в городах Новосибирской и Омской обл. ими воспользовались 14 млн чел., в 1958 – 95 млн. Только в Новосибирске число автобусов общего пользования возросло с 85 в 1953 до 370 в 1961. Быстро увеличивалось также кол-во легковых такси. В 1961 новосибирцев обслуживало ок. 600 автомобилей, тогда как в 1950 – всего 27.
В то же время развитие транспорта не соответствовало потребностям быстро растущих городов. Часто нарушался график движения; автобусы, троллейбусы и трамваи, особенно в часы пик, были перегружены. Из-за поломок и некачеств. ремонта на линию выходило лишь 50–60 % имевшихся транспорт. средств. Транспорт. проблема в городах Сибири ощущалась острее, чем во мн. др. регионах страны. В 1962 кол-во поездок на всех видах транспорта в ср. на 1 жителя в Новосибирске, Омске, Красноярске составляло 87 % по сравнению с этим показателем в Горьком, Куйбышеве, Воронеже. Массовые социол. обследования показали, что трудящимся в городах Сибири на поездку к месту работы и обратно приходилось затрачивать на 35–40 % больше времени, чем в центр. части страны.
В 1970–80-е гг. значительно расширилось автобусное и троллейбусное сообщение, однако сократилась трамвайная сеть. В Новосибирске сдано в эксплуатацию 1-е в Сибири метро (см. Метрополитен). В 1990-е гг. в рыночных условиях большую роль в решении транспорт. проблемы в сиб. и дальневост. городах стали играть частн. перевозчики, использующие автобусы, микроавтобусы и легковые такси.
Лит.: Исаев В.И. Быт рабочих Сибири. 1926–1937. Новосибирск, 1988; Букин С.С. Опыт социально-бытового развития городов Сибири (вторая половина 1940-х – 1950-е гг.). Новосибирск, 1991.
С.С. Букин, В.И. Исаев