Транспортные проекты

ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОЕКТЫ, нереализованные проекты путей сообщения, корен. образом меняющих транспорт. инфраструктуру Сибири.

Задача облегчения сквозного движения по Азиат. России с выходом в европ. часть страны осознавалась властью уже в XVIII в. До появления жел. дорог ее пытались решать за счет стр-ва каналов. На исходе XVIII в. появился Исетский проект, по к-рому предполагалось соединить Обь-Иртышский и Волго-Камский бас. системой каналов через Уральский водораздел. С 1814 начала изучаться возможность соединения бас. Оби и Енисея. В 1880–90-х гг. этот проект дошел до практич. воплощения, однако Обь-Енисейский канал оказался неудачным ввиду своей маломощности. В связи с планами стр-ва реч. каналов можно рассматривать и проект, появившийся на исходе 1860-х гг.: Переброска части стока сибирских рек.

Еще один проект, связанный с транспортным использованием великих сиб. рек, подразумевал орг-цию торговли из Сибири по Северному морскому пути. Чтобы избежать плавания по Карскому морю, предлагалось создать Евразийский океанский порт в Баренцевом море в р-не Индиги, к к-рому проектировалась прокладка ж. д. из низовьев Оби и Енисея.

Постройка Транссибирской магистрали дала толчок новым проектам. В 1902 появился план «продолжения» Транссиба к мысу Дежнева и дальнейшего соединения с Аляской посредством тоннеля под Беринговым прол. Это позволило бы создать сплошной путь: Железнодорожную магистраль Париж–Нью-Йорк. Во 2-й пол. 1940-х гг. проектировался к стр-ву Тоннель под Татарским проливом.

Широко и длительное время дискутировались замыслы сооружения ж. д., параллельной Транссибу, расположенной севернее и замыкающейся на сев. мор. порты Сибири, а также на ж.-д. сеть Европ. России. Иркутское совещание 1906 о путях сообщения в Сибири полагало необходимым в будущем стр-во ж.-д. магистрали на 300–400 км севернее Транссиба, исходя из интересов экон. развития этой местности. Строить в Сибири широтные магистрали предлагало и Особое межведомственное совещание 1916. В годы Первой мировой войны появился 1-й проект такой магистрали под назв. Великий северный путь. Предполагалось, что он соединит Мурманск с Охотским побережьем. Началом реализации этого проекта стали 2 стройки сов. времени: Байкало-Амурская магистраль, в осн. построенная в 1970–80-е гг., и Полярная дорога, частично построенная до 1953, отчасти восстановленная в 1970-е гг. и на нек-рых участках действующая в нач. XXI в.

В.А. Ламин