ТРУБОПРОВОДЫ МАГИСТРАЛЬНЫЕ, разновидность трубопроводного транспорта. В отличие от пром. трубопроводов (обеспечивающих произв-во в пределах отд. предприятия), магистральные предназначены для передачи нефтяных и газовых продуктов от мест добычи к местам переработки и потребления.
Магистральные трубопроводы Сибири представлены магистральными нефтепроводами и газопроводами с трубами большого диаметра (1 220, 1 440 мм соотв.), конденсатопроводами и продуктопроводами из труб диам. 500–730 мм. Их сеть создана в 1960–80-е гг., гл. обр. в ходе формирования Западно-Сибирского нефтегазового комплекса (ЗСНГК). Осн. поток нефти и природ. газа из ЗСНГК направлялся в европ. часть России, Белоруссию, на Украину, на экспорт в Вост. и Зап. Европу. В Сибирь и вост. р-ны страны поступало в нач. 1990-х гг. ок. 25 % нефти и 15 % газа. Общая протяженность магистр. газопроводов по тер. Сибири оценивается в размере 30 тыс. км, нефтепроводов – 20 тыс., конденсатопроводов – 3 тыс, продуктопроводов – 1,5 тыс. км.
Все магистр. газопроводы Сибири принадлежат ОАО «Газпром». По состоянию на 2005, по тер. Сибири проходит 20 ниток магистр. газопроводов большого диаметра (1 440 мм) с общей мощностью перекачки ок. 570 млрд куб. м в год (ср. производительность 1 нитки – 30 млрд куб. м в год). Они образуют каркас единой системы газоснабжения России (ЕСГ). Центр сосредоточения газопроводов находится в Надым–Пур–Тазовском р-не Ямало-Ненецкого авт. окр., где разрабатываются крупнейшие в мире газовые и газоконденсатные месторождения: Уренгойское, Ямбургское, Медвежье, Заполярное. Отсюда выходят 4 транспорт. коридора, в каждом из к-рых проходит неск. ниток газопроводов. 1) Сев. коридор мощн. 120 млрд куб. м в год. Его образует трасса трубопровода «Северное сияние»: Уренгой–Надым–р. Казым–Перегребное–планово-распределительный центр Игрим–Комсомольская; далее 1 ветка идет на Ухту, другая (с ответвлением на С.-Петербург) – на Пермь–Грязовец–Москву–Минск, далее – к зап. границам Белоруссии. 2) Центр. коридор – 330 млрд куб. м. Его осн. трасса проходит вдоль газопровода Ямбург–Уренгой–Надым–Игрим–Комсомольская–Пермь–Тула–Помары–Ужгород (Украина) (см. Уренгой–Помары–Ужгород). 3) Юж. коридор – 90 млрд куб. м: Уренгой–Вынгапур–Тюмень–Челябинск–Поволжье–Донбасс (Украина). 4) Вост. коридор – 40 млрд куб. м: Уренгой–Сургут–Нижневартовск–Парабель (Томская обл.) – Анжеро-Судженск, с разветвлением на: Томск–Новосибирск–Кемерово–Барнаул; Сургут–Тюмень–Омск–Новосибирск.
Все сиб. нефтепроводы принадлежат гос. компании ОАО «АК "Транснефть"». Их годовая производительность по перекачке нефти – 400 млн т. Производительность 1 нитки – 45–60 млн т в год. Нефтепроводы имеют выходы в сеть магистр. нефтепроводов России и к экспорт. терминалам. На тер. Тюменской обл. имеется 4 транспортно-распред. узла: Нижневартовск, Сургут, Демьянская (Ср. Приобье в Ханты-Мансийском авт. окр.) и Тюмень, где потоки нефти Зап. Сибири распределяются по 4 многониточным транспорт. коридорам. 1) Центр. коридор мощн. 240 млн т в год. Его образует система нефтепроводов: Пур-Пе–Сургут–Демьянская–Тюмень–Уфа–Самара–Новороссийск; Нижневартовск–Демьянская–Тюмень–Альметьевск; Нижневартовск–Демьянская–Тюмень–Уфа–Самара с дальнейшим выходом к экспорт. нефтепроводу «Дружба», идущему на Украину и в страны Вост. Европы. 2) Сев. коридор – 60 млн т, с выходом к Балтийской трубопровод. системе: Пур-Пе–Сургут–Пермь–Клин–Полоцк (Белоруссия) с ответвлением в Приморск (Ленинградская обл.). 3) Вост. коридор – 80 млн т: Усть-Балык–Омск; Нижневартовск–Александровское–Анжеро-Судженск–Новосибирск–Красноярск–Ангарск. 4) Казахстан. коридор – 20 млн т: Усть-Балык–Омск–Павлодар.
В кач-ве приоритет. направлений развития трубопровод. системы Сибири рассматриваются проекты стр-ва трубопроводов с п-ова Ямал в Зап. Европу, а также на восток для поставок нефти и газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В 2006 начато стр-во магистр. нефтепровода «Восточная Сибирь–Тихий океан» с отводом на Китай, протяж. св. 4 тыс. км и проект. производительностью 80 млн т в год. Стр-во 1-й очереди нефтепровода (до 2008) включает прокладку линии Тайшет–Сковородино, 2-й – выход к рос. портам на Тихом океане и сооружение отвода в Китай в р-не Сковородино.
Лит.: Экономические аспекты разработки транспортной системы России: Научные доклады. Новосибирск, 2003; Елгин В.В., Коржубаев А.Г., Суслов В.И. Транспортная инфраструктура Востока России // Нефтегазовая вертикаль. 2005. № 7; Харитонова В.Н., Вижина И.А. Новые коридоры трубопроводного транспорта в стратегии России // Проблемные регионы ресурсного типа. Новосибирск, 2005.
В.Н. Харитонова