ТУБАЛАРЫ (устар. – черневые татары), корен. население Респ. Алтай. Этноним «туба» (мн. ч. – «тубалар») получили от алтайцев. Ранее называли себя «йыш-кижи», т. е. «лесной человек». Этнич. территория охватывает бас. верх. течения р. Бия и верховья р. Иши (прав. приток Катуни). Ныне проживают небольшими группами в нас. пунктах Чойского и Турочакского р-нов. Общая числ. в 2002 – 1 565 чел., в т. ч. в Респ. Алтай – 1 533 чел. Говорят на тубаларском яз., письменность отсутствует.
Антропол. комплекс, характерный для Т., сочетает в себе признаки урал. расы, к-рые широко представлены у корен. народов Зап. Сибири (обских угров, самодийцев), в т. ч. тюркояз. населения сев. предгорий Алтая и Горн. Шории. Отд. исследователи выделяют североалт. группу популяций в самостоят. расовый тип.
Этногенез Т. связывается преим. с самодийскими и древнетюрк. этнич. элементами. Возможно, в их формировании принимали участие также кетские (енисейские) и даже угорские группы. Важную роль в этнич. истории Т. сыграли также позднесредневековые роды, входившие прежде в состав их ближайших соседей – телеутов и телесов.
Традиц. верования Т. представлены шаманизмом, в ходе развития к-рого сформировался многочисл. пантеон богов. Религ.-мифол. воззрения базируются на анимистич. представлениях, согласно к-рым природ. среда населена различ. духами-хозяевами. Среди последних выделяются хозяева тайги (тагыны ээзи), рек (суыны ээзи). Важное место занимали духи огня (от ээзи или от эне (букв. «мать-огонь»)) и двери (ежиктин ээзи). Особо почитались покровители охотников – Каным и Шангыр-бий. По отношению к духам-хозяевам Т. придерживались опред. правил поведения, что проявилось в их ритуал. практике. Органической ее частью являлись бескровные жертвоприношения, обычно производившиеся в виде кропления молочной водкой или брагой. В наст. время Т. офиц. являются христианами, однако мн. из языч. представлений сохраняются, правда, в редуцир. виде.
В плане соц. орг-ции Т. делились на роды (комнош, кузен, тиргешь и др.). Род являлся экзогамным и патрилинейным. В его структуре выделяются подроды. Подрод выступал осн. структурно-генеалог. единицей рода. Его образовывал коллектив кровных родственников, к-рые по отношению друг к другу являлись братьями и сестрами. Осн. форма семьи – моногамная. Брак патрилокальный. Общий ход действий со стороны брачующихся сторон зависел от формы заключения брака. Распространены были брак через сватовство, сговор между родителями малолет. детей, брак «убегом» и кража невест. Однако в целом процедура заключения брака сводилась к общепринятым, регламентир. обрядам и обычаям. Центр. место на свадьбе занимал обряд заплетения кос.
Основу традиц. хоз. деят-ти Т. составляли присваивающие отрасли, мотыжное земледелие и скот-во. Объектами охоты являлись представители таеж. фауны (олени, лоси, медведи, зайцы и т. д.), в т. ч. пушные звери. На животных охотились из ружей и ловили с использованием всевозможных ловушек (капканов, сетных ловушек, ставных луков и т. д.). Немаловажную роль при добыче зверя и доставке провианта к месту промысла играли полозные средства передвижения (подволоки, вр. и спец. нарты). Груз доставлялся также в заплечных берест. коробах и с применением конно-верхового транспорта. Рыбу ловили удочками, сетями, неводами, лучили ночью, используя острогу. Из ловушек были известны морды, верши и запорные сооружения. Подсоб. роль в хоз-ве играло собирательство (кандык, сарана и пр.). Мотыж. земледелие Т. было развито незначит. и представляло собой классич. пример подсечно-огневой системы. Из зерновых культур выращивался преим. ячмень. Скот-во заключалось в разведении в небольшом кол-ве лошадей и круп. рог. скота.
Традиц. поселение (аил) состояло из неск. мелких хоз-в. Постройки были представлены полуподземными (полуземлянки) и наземными жилищами – прямоуг. и многоуг. срубы, конич. по форме каркас. строения. Основу традиц. одежды составляли рубаха, штаны и халат. Обувь – сапоги с холщовыми или кожаными голенищами, чирки (у женщин). Зерновые культуры, корни и стебли дикорастущих растений, картофель составляли основу растит. пищи. Особенно важную роль играли мучные и крупяные полуфабрикаты, из к-рых готовили хлеб (тертпек), толокно (талган), лапшу (тутпач), перловую кашу (уре) и пр. Значит. место в питании занимали также мясные полуфабрикаты и молочные продукты. Из утвари большое распространение получили ручные мельницы, зернотерки, ступы, сита, а также различн. по форме берест. изделия.
Т. имеют богатые фольклор. традиции (сказки, загадки, пословицы и т. д.), сохраняются звукоподражания. Однако сказительская традиция постепенно утрачивает связь с действительностью и исчезает. Сохраняют свое значение эколого-геогр. знания, прежде всего в области экологии освоенной территории.
Доминирующей тенденцией совр. этнич. процессов в среде Т. является продолжающаяся язык. и культур. ассимиляция. Изъятие земель при интенсив. пром. освоении края и ликвидация «неперспективных» деревень в 1960–80-х гг. привели к исчезновению мат. базиса поддерживавшего этнич. своеобразие группы, а деформация традиц. демогр. структуры – к ее депопуляции.
Лит.: Потапов Л.П. Тубалары Горного Алтая // Этническая история народов Азии. М., 1972; Бельгибаев Е.А. Традиции срубной и каркасной техник в домостроительстве туба // Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития: Сб. науч. тр.: В 3 ч. Омск, 2004; Он же. Традиционные обряды жизненного цикла туба // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий (Матер. Годовой сессии Ин-та археологии и этнографии СО РАН 2002 г., посвящ. 95-летию со дня рождения акад. А.П. Окладникова). Новосибирск, 2004. Т. 10, ч. 2; Он же. Современное состояние традиционной культуры туба // Полевые исследования в Верхнем Приобье и на Алтае. 2005 г. (археология, этнография, устная история). Барнаул, 2006. Вып. 2.
Е.А. Бельгибаев