Тувинцы

ТУВИНЦЫ (самоназв. тыва). Осн. территория расселения Т. – Респ. Тыва. В 1989 Т. в СССР насчитывалось 198,4 тыс. чел. Числ. Т. в РФ (тыс. чел.): 1959 – 99,9, 1970 – 139,0, 1979 – 165,4, 1989 – 206,2. Общая числ. тувин. этноса в 1989 – 235 тыс. чел.; они также жили в Монголии (25 тыс. чел.), в Синьцзян-Уйгурском авт. р-не Китая (3 тыс. чел.). По переписи 2002, числ. Т. в РФ составила 243 442 чел.

Т. принадлежат к монголоид. центр.-азиат. типу. В образовании тувин. этнич. общности приняли участие различ. древ. этносы. В сер. I тыс. н. э. тер. Тувы входила в состав Тюркского каганата. В нач. ХШ в. тувин. племена оказались в составе монг. державы. В кон. XVII – нач. XVIII в. тувин. племена оказались данниками Алтын-ханского княжества, а затем Джунгарского ханства, к-рое образовалось в 1-й трети XVII в. и просуществовало до сер. ХVIII в.

С сер. ХVII в. развивались связи населения Тувы с Россией. В 1615 через Туву в ставку Алтын-хана лежал путь рос. послов В. Тюменца и И. Петрова. В 1755–56 после разгрома зап. монголов – джунгар войсками Цинской династии Т. оказались под властью Китая.

В 1760 в Туве была введена воен.-адм. система упр-ния, к-рая включала хошуны (удельные княжества), сумоны и арбаны, приравненные к воен. структурам. Свод постановлений и законов – «Уложение палаты внешних сношений», изданный в 1789, затем дополненный в 1817, подтверждал право императора Цинской династии на землю Тувы и подданство Т. Длительное существование населения Тувы в рамках этнополит. образований Центр. Азии привело к формированию соц. и адм.-полит. иерархии, сохранявшей свое значение вплоть до кон. ХХ в.

Еще в нач. ХХ в. у Т. существовали следы родоплем. деления. Преобладала малая моногамная семья. Большое значение в соц. жизни имели аальные общины – семейно-родств. группы, включавшие обычно от 3 до 5–6 семей, к-рые кочевали совместно.

В акад. науке Т. в соотв. с культур. и язык. различиями делились на 2 этногр. группы: западную (кочевники горно-степ. р-нов зап., центр. и юж. Тувы) и восточную (оленеводы горно-таеж. части сев.-вост. и юго-вост. Тувы). В 1991 тувинцы-тоджинцы получили статус корен. малочисл. народа Севера.

Осн. видом хоз. деят-ти Т. являлось кочевое пастбищное скот-во с круглогодичным выпасом животных и сезонной сменой кочевий. В степях центр. и юго-зап. Тувы разводили коней, овец, коз, коров; в зап. и юго-вост. горных р-нах – также верблюдов и яков. В кач-ве подсоб. отрасли хоз-ва практиковали охоту и орошаемое земледелие. Осн. земледел. культурой было просо, к-рое высеивали недалеко от зимних стоянок. Земледел. уч-ки обрабатывались в течение 3–4 лет, затем их оставляли. Земледелие требовало искусств. орошения и поэтому при подготовке уч-ка проводили небольшие каналы. Землю вспахивали деревян. сохой «андазыном», к-рую прикрепляли к седлу лошади. Бороновали волокушей, колосья срезали ножом или выдергивали руками. В нач. ХХ в. стали использовать рус. серп. Зерно не мололи, а толкли в деревян. ступе. Хоз-во Т. имело натур. хар-р и почти не было связано с рынком.

Жилищем Т. степ. р-нов служила войлочно-решетчая юрта монг. типа. В юрте очаг располагался в центре, правая половина считалась женской, левая – мужской. Вдоль стен по кругу размещалась быт. утварь, к-рую изготавливали из дерева, кожи и войлока. Особым мастерством отличалось изготовление кожаных орнаментир. сосудов для мол. напитков, а также изготовление декоративно оформленной кож. конской упряжи. Колорит тувин. жилищу придавали расписанные яркими красками деревян. сундуки и декор. войлоки, в оформлении к-рых широкое распространение получила худ. простежка.

Быт Т. был приспособлен к подвижному образу жизни. В их пищевом рационе осн. место занимали кисло-мол. и мясные продукты. Особой любовью пользовался напиток, приготовленный из заквашенного коровьего молока – «хойглак», а также различ. виды продуктов из створоженного молока овечьего, козьего). Мясо большой частью употребляли в вареном виде, приготовляли мясные и кровяные колбасы. Зимой варили мясную похлебку. В кулинарии также использовали просо, дикоросы и охотничью дичь.

Обработка шерсти, катание войлоков, выделка шкур и кож, кузнеч. дело входили в состав домаш. промыслов скотоводов-кочевников. Традиц. одежда Т. у мужчин и женщин включала длинный халат с запахом на правую сторону и 2 застежками (на плече и под мышкой), к-рый подпоясывали матерч. кушаком. Под халат надевали рубаху и штаны. Муж. и жен. костюмы различались голов. уборами и украшениями.

Ремесл. традиции Центр. Азии повлияли на народ. искусство Т. В Туве сформировались школы ювелир. обработки серебра и школа резьбы по камню. Традиции декор.-прикл. искусства получили поступат. развитие на протяжении ХХ в. Всемирную известность имеет сегодня центр камнерезного искусства – с. Кызыл-Дага. На 2008 в нем работали 18 камнерезов – членов Союза художников России, среди них 4 лауреата Гос. премии РФ им. Репина, 1 народный художник России и 3 засл. художника Тувы.

Традиц. мировоззрение Т. ориентировалось на каноны шаманизма, древ. пантеистических, промысл. и семейно-родовых культов. Мифология Т. отразилась в их фольклоре, для к-рого характерно многообразие жанров – лирич. поэзия, сказки, ритуал. тексты, эпика. Уник. явлением традиц. тувин. культуры является хөөмей – горловое пение, искусство к-рого продолжает развиваться в совр. Туве. Создан Международный науч. центр «Хөөмей»; регулярно проводятся фестивали горлового пения.

В ХIII–ХIV вв., когда Тува входила в состав Монгольской империи, в регионе началось распространение буддизма. Этим временем датируются самые ранние храмы на тер. Тувы. Со 2-й пол. ХVIII в. после разгрома Джунгарского ханства начинают актив. миссионерскую деят-ть монг. ламы, представители школы гелугпа. В нач. ХХ в. в Туве насчитывалось 19 монастырей – хурэ, ок. 3 тыс. лам. Ламаизм оказал значит. влияние на традиц. культуру Т.; привел к изменениям в шаманизме. Взаимодействие шаман. и ламаист. практик сформировала синкретичные воззрения и ритуалы.

Одним из таких ритуалов было «оваа дагыыр» (освящение оваа) – почитание священных мест. Его проводили и шаманы и ламы. Проявлением синкретизма стал институт бурхан боо/ бурхан хамов (боо, хам – «шаман»). Их обучали в монастырях в течение 1 года. После обучения изготовляли костюм, в к-ром соединялись элементы одеяний ламы и шамана.

Кон. 1930-х – нач. 1940-х гг. в Туве было отмечено активизацией антирелиг. деят-ти. Все хурэ в Туве были закрыты; шаманы и ламы подверглись репрессиям. С нач. 1990 в Туве были предприняты попытки возрождения буддийск. общины. Совр. Тува является поликонфес. регионом. В 1990, по данным Мин-вом юстиции в республике была зарегистрирована 1-я буддийск. община, через год – еще 3. В сер. 2000-х гг. в Респ. Тыва зарегистрированы 46 религ. орг-ций, в т. ч. 18 буддийск., 7 шаман., 3 правосл., 1 старообрядч., 17 протестант. Первый буддийск. храм возведен в 1990 в с. Кызыл-Дага.

Лит.: Катанов Н.Ф. Библиографический указатель литературы об урянхайцах и их земле // Опыт исследования урянхайского языка, с указанием главнейших родственных отношений его к другим языкам тюркского корня. Казань, 1903; Дулов В.И. Пережитки общественно-родового быта у тувинцев в ХIХ – начале ХХ века (до 1917 года) // Сов. этнография. 1951. № 4; Библиография Тувинской автономной области (1774–1958). М., 1959; Вайнштейн С.И. Род и кочевая община у восточных тувинцев (ХIХ–ХХ в.) // Сов. этнография. 1959. № 6; Он же. Тувинцы-тоджинцы. Историко-этнографические очерки. М., 1961; Он же. К истории ранних форм семейно-брачных отношений (ойтулааш у тувинцев) // Сов. этнография. 1964. № 2; Он же. Историческая этнография тувинцев: Проблемы кочевого хозяйства. М., 1972; Он же. История народного искусства Тувы. М., 1974; Он же. Мир кочевников центра Азии. М., 1991; Потапов Л.П. Очерки народного быта тувинцев. М., 1969; Курбатский Т.Н. Тувинские праздники: Историко-этнографический очерк. Кызыл, 1973; Монгуш М.В. История буддизма в Туве (вторая половина VI – конец XX вв.) Новосибирск, 2001.

И.В. Октябрьская