Тувинская музыкальная культура

ТУВИНСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА. В традиц. Т. м. к. выделяется неск. жанровых сфер: нарративная, обрядовая, трудовая, песенно-лирич., инструментальная. Нарративная сфера представлена жанрами эпоса и сказки, к-рые имеют общее этнич. назв. тоол. Выделяется неск. манер исполнения: алганып ыдар (фарингализованное (с использованием сжатой гортани) пение, как правило, исполнявшееся без аккомпанемента), ырлап ыдар (пение, по тембру близкое песням), чугаалап ыдар (речевое интонирование). Тоол нередко сопровождалось игрой на 4-12-струнной цитре чадаган или 2-струнной смычковой лютне игил. Осн. композиц. принципом является тирадное или строфическое строение. Для ритмики характерен силлабич. принцип (слогу текста соответствуют 1–2 звука напева). Ладозвукорядная орг-ция напевов определяется ангемитонной (бесполутоновой) и гемитонной (с использованием полутонов) пентатоникой (пятизвучие), а также многоступенными широкообъемными гемитонными звукорядами. Тоол сказывается на один напев, к-рый иногда дополняется стабильными мелодическими композиц. формулами зачина и концовок. Наиб. известные тоолчу – С.К. Баштак-оол, С.А. Каваакай, О.Н. Маннай, Х.С. Монгуш, Ч.Ч. Ооржак и др.

Обрядовая сфера включает музыку шаман. традиции, лечеб. (чалбарыг) и скотоводч. заговоры, семейно-быт. фольклор, благопожелания-кличи, сопровождающие обряд переплывания рек, речитации секундантов-салыкчы, восхваляющие лошадей речитации наездников. К обрядовой сфере должна быть также отнесена музыка буддийск. храмового ритуала.

Скотоводч. заговоры мал алзыры исполняются ранней весной для приучения самок домаш. животных к детенышу. Их напевы состоят из импровизир. монотон. зачина, исполн. на многократно повторяемые слова традиц. подзываний животных, и стабильной каденционной формулы с характерным тремолированием на малой секунде или большой терции. Последняя типична также для колыбел. укачиваний уруг өпейлээр и для речитаций шаман. камланий хамнаар, хам алгыжы. Шаман. песням хам ыры свойственна однострочная архитектонич. орг-ция с многократ. повтором мелодич. формулы. Магическую функцию выполняют шаман. звукоподражания голосам животных и птиц, почитаемых в кач-ве родовых предков. Коллектив. благопожелания-кличи, сопровождающие обряд переплывания рек, представляют собой повторение на особый напев слова ‘хартыгай’ и завершаются восклицанием ‘ку!’, ‘эй!’ с фальцетным скачком на октаву вверх, либо долгим звуком. При выходе борцов на арену традиц. борьбы хуреш секунданты салыкчы одновременно произносят восхваляющие борцов речитации. Каждый стих интонируется на одном звуке и завершается долгим выдержанным тоном. Аналогичные речитации-восхваления и кличи исполняются одновр. неск. наездниками при выезде на старт во время конных состязаний ат чарыжы. Для них также характерно завершение каждого стиха распевным припевом на особые слоги. Похорон. причитания представляют собой обращение к умершему. Им свойственно сочетание разл. типов интонирования (сигнального, вокального, речевого). Погребал. качыгдал ыры, колыбел. өпей ыры, свадеб. песни куда ыры, песни обряда моления горам, благопожелания алгыш, йөреел и проклятия каргыш отнесены к обрядовой сфере по содержанию текста, в муз. плане они родственны жанрам песенно-лирич. сферы или исполняются на песенные напевы.

Трудовой фольклор включает различ. труд. песни, не имеющие спец. напевов и исполняющиеся на напевы песенно-лирич. сферы: песни, сопровождающие сбивание шерсти и обкатывание войлока, весенний сев, песни пастухов. К этой сфере должны быть также отнесены разнообразные скотоводч. сигналы, вокал. и инструм. охотничьи звукоподражания животным (крик марала сыын эдискилээри, косули элик эдискилээри, белки диин эдискилээри, кабарги тоорга эдискилээри и др.).

Песенно-лирич. сфера представлена песнями ыр, припевками кожамык и сольным горловым пением хөөмей. По муз. признакам к ней примыкают другие жанры, исполняемые на типовые напевы.

Ыр и кожамык имеют общие типол. черты: силлабика, 4-строчная строфическая форма, 8-сложный стих, состоящий из 2 полустихов, ангемитонная пентатоника. С точки зрения тематич. содержания поэтич. текстов выделяются 3 осн. сферы, свойственные в разной степени обоим жанрам. Сфера этнородовых отношений и любовная сфера более характерны для кожамык, сфера малой родины – для ыр. Ыр предполагает серьезное неторопливое монологическое высказывание с небольшими распевами, кожамык – монологическое, либо соревновательное диалогическое исполнение в подвижном темпе. Кроме того, в зап. р-нах Тувы существует разделение ыр на протяжные узун ырлар и короткие песни кыска ырлар. В сев.-вост. р-нах таких терминов не зафиксировано.

Уник. феноменом Т.м.к. является высокоразвитое искусство сольного 2-голосного пения хөөмей. По тембровым и регистровым признакам выделяются неск. стилей горлового пения, таких, как сыгыт, эзенгилер, хөөмей, борбаннадыр, каргыраа. Гл. свойством горлового пения хөөмей является бурдонно-обертоновая орг-ция, подразумевающая наличие реально звучащего тона-бурдона и образующейся из его обертонов мелодии.

Подобная орг-ция характерна и для тувин. инструм. музыки, представл. огромным кол-вом инструментов. Среди них инструменты, предназнач. для исполнения ориг. программных наигрышей и напевов песен, быт. звукоподражаний животным и птицам: варганы демир-хомус (металл. дуговой), кулузун-хомус (тростниковый пластинчатый), дощечная цитра с резонаторным ящиком чадаган (преим. 7-струнная), смычковые лютни бызаанчы (4-струнная) и игил (2-струнная), щипковые лютни дошпулуур (2-струнная) и чанзы (3-струнная), флейты шоор (продольная с 3 игровыми отверстиями) и лимби (поперечная с 6 игровыми отверстиями), охотничий лук ча. Фоноинструменты, сопровождающие традиц. хозяйств. деят-ть: охотничьи манки, скотоводч. сигнальные орудия, дет. звуковые игрушки. Шаман. инструменты: бубен дүнгүр, колотушка орба, металл. детали костюма шамана (соударяемые идиофоны салгыттар, чинчилер, колокольцы конгураа, стержневые погремушки ок-чылан, сосуды-погремушки кынгыраа, язычковый висячий колокол конгулуур).

Муз. культура европ. типа в Туве начинает формироваться во 2-й пол. 1930-х гг. Происходит освоение нац. фольклора в русле традиций рус. классич. музыки. Важную роль в приобщении корен. населения к инонац. культуре играл клуб сов. граждан в Кызыле (сер. 1920-х ‑ 1942). В 1930-е гг. возникает муз. самодеят-ть при нац. школах. В 1936 в Кызыле организован театр-студия (в 1940 преобраз. в муз.-драм. театр-студию), ставший осн. центром театр.-концерт. и муз.-образоват. деят-ти. В 1-й пол. 1940-х гг. здесь работали проф. сов. музыканты – дирижеры Л. Израйлевич и Р. Миронович, хормейстер С. Булатов, композитор А. Аксенов и др. В театре-студии прошли подготовку певцы М. Мунзук, К. Мунзук, композиторы А. Чыргал-оол, Р. Кенденбиль, Х. Конгар, В. Кок-оол, А. Лаптан, С. Байыр и др., создан оркестр нац. инструментов.

Интенсив. развитие тувин. проф. музыки началось после вхождения Тувы в состав СССР (1944). В 1947 открыта 1-я муз. школа, ставшая центром муз. жизни Кызыла. В ней преподавали видные музыканты – скрипач Л.Н. Шевчук, композитор и пианист С.Ф. Кайдан-Дешкин, виолончелист К.Н. Александриди, вокалист И.Н. Петров и др. Во 2-й пол. 1940-х гг. в Обл. драм. театре, наряду с нац. спектаклями, ставились отрывки из классич. опер («Чио-чио-сан», «Князь Игорь»), «Свадьба в Малиновке» Б. Александрова, «Запорожец за Дунаем» Гулак-Артемовского (на тувин. яз.). В 1950 открыт обл. (с 1961 – респ.) Дом народного творчества, осуществлявший орг.-метод. рук-во худ. самодеят-тью. В 1959 возобновил деят-ть муз.-драм. театр (см. Тувинский театр и драматургия). В 1960 открыто Кызыльское муз. училище (с 1964 – училище искусств) – один из центров учеб. и творч. жизни Тувы. В 1978 в Кызыле организована специализир. школа искусств для одаренных детей (ныне – Респ. школа искусств). В 1966 создан симф. оркестр (см. Симфонические оркестры в Сибири), в 1969 – филармония. В 1970–80-е гг. в составе филармонии возникли нац. ансамбль песни и танца «Саяны», вок.-инстр. ансамбль «Аян», фольк.-этнограф. ансамбль «Тыва» (см. Филармонии в Сибири).

В 1930-х гг. появились первые массовые песни, соч. тувин. авторами (М. Мунзук, В. Кок-оол, А. Лаптан). Театр. музыку писали А. Аксёнов и Р. Миронович. Со 2-й пол. 1950-х гг. развивается творчество нац. композиторов (А. Чыргал-оол, Р. Кенденбиль, С. Бюрбе, Х. Дамба, Б. Нухов, В. Тока, Ч. Комбу-Самдан). Произведения на тувин. темы написаны композиторами А. Курченко, С. Крымским, Л. Израйлевичем. В 1972 состоялась премьера 1-й нац. оперы «Чечен и Белекмаа» Р. Кенденбиля. В 1978 создан Союз композиторов (см. Союзы композиторов в Сибири).

Во 2-й пол. 1960-х гг. во мн. р-нах Тувы появились ансамбли горлового пения (хоомея). Признан. коллективами стали фольклор.-этногр. ансамбли «Сыгырга» (осн. в 1976; рук. С. Монгуш и др.), «Амырга» (осн. в 1981; рук. Мар-оол Сат), дет. ансамбль «Сарадак» (рук. М. Ондар). В 1980-е гг. активизируется исполнительство на нац. инструментах. В 1990-е гг. возникло мн. фольклор.-этногр. коллективов и совр. ансамблей этно-музыки. В 2003 создан Гос. нац. оркестр (худ. рук. А. Монгуш).

Среди видных тувин. артистов: певцы народ. арт. РФ М. Мунзук, К. Мунзук, Н. Олзей-оол, Х. Конгар, А. Лаптан, Е. Кенденбиль, С. Калинина. Изв. мастера хөөмея – Хунаштаар-оол Оржак, О. Тойбухаа, С. Олзей-оол, Сат Мар-оол, М. Лазо, Эрес-оол Куулар, музыканты-инструменталисты – И. Хомушка, М. Дакпай, К. Хомушка, Биче-оол Хомушка и др.

В Респ. Тыва работают (2006): муз.-драм. театр, филармония, симф. оркестр, ансамбли «Саяны», «Аян» и др. коллективы, Гос. нац. оркестр, Союз композиторов, Республ. центр народ. творчества, училище искусств, 35 дет. школ искусств.

Лит.: Аксенов А.К. Тувинская народная музыка. М., 1964; Кыргыс З.К. Песенная культура тувинского народа. Кызыл, 1992; Музыкальная культура Сибири. Новосибирск, 1997.Т. 1., кн. 1; Т. 3, кн. 2.

Е.Л. Крупич, А.М. Лесовиченко