ТУВИНСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. В условиях кочевого образа жизни и отсутствия письменности театр. искусства в совр. понимании ни в проф., ни в самодеят. форме в старой Туве не существовало. Элементы театральности содержались в тувинском фольклоре, быт. и религ. обрядах. Коллект. моления, народ. игры, состязания сказителей и музыкантов имели хар-р массовых театрализованных представлений и подготовили почву для зарождения театр. искусства в Туве. На осн. нац. традиций формировались навыки актерской игры. В 1920-е гг. в среде тувин. интеллигенции получили распространение самодеят. театр. кружки, действовавшие в тесном содружестве с рус. театр. самодеят-тью (Кызыл, Клуб красных партизан). Репертуар этих лет включал одноактные импровизир. пьесы на злободневные темы, отражавшие жизнь тувин. народа и имевшие ярко выраженный соц. и полит. хар-р. В них разоблачались коварство шаманов и лам, стяжательство и ханжеская сущность богачей, к-рым противопоставлялись бедняки – честные и революционно настроенные араты. Пьесы коллект. авторства распространялись подобно произведениям фольклора, от кружков в районы. После создания в 1930 тувин. письменности стала развиваться нац. драматургия. 1-я одноактная пьеса на тувин. яз. «Мы уничтожим» (автор – учитель-хакас А. Спирин) была напечатана в газ. «Шын» («Правда») в 1931. В 1930-е гг. появилась группа молодых нац. драматургов, написано большое число пьес: «Женщина», «Узун-Кара и Семис-Кара» С. Тока, «Ханский закон» С. Сарыг-оола, «Добрый день», «Хайыран-бот» В. Кок-оола и др. В 1936 основана театр. студия в Кызыле, преобразованная в 1940 в музыкально-драм. театр-студию (открылся пьесой «Хайыран бот» В. Кок-оола). В студии подготовлены 1-е кадры театр. работников, певцов и музыкантов (см. Тувинская музыкальная культура). Большую помощь тувин. театру оказали реж. И. Исполнев, композиторы Р. Миронович, А. Аксенов, хормейстер С. Булатов.
После вступления в состав СССР (1944) в Туве был создан проф. нац. театр – Тувинский обл. драм. театр с драм., хоровой, оркестр., балет. и цирковой труппами. В 1950 при театре организована актерская студия. В 1955 труппу пополнили выпускники тувин. нац. студии при Ленинградском театральном ин-те им. А.Н. Островского. В 1959 театр реорганизовали в муз.-драм. театр с тувин. и рус. труппами, с 1962 это Тувинский республиканский муз.-драм. театр им. В. Кок-оола.
Тувин. труппой муз.-драм. театра поставлены пьесы тувин. драматургов: «Стремление», «Пробуждение», «В одном сельсовете» О. Саган-оола, «Ах, красавица!», «Самбажык» В. Кок-оола, «Тонгур-оол», «Осуществленная мечта» С. Тока, «Товарищ директор» М. Мунзука, «Любовью надо дорожить» С. Пюрбю, «Дорогу осилит идущий» В. Журавлева. В числе муз. спектаклей – «Хайыран-бот» (музыка основана на народ. мелодиях, обработанных А. Аксеновым), опера Р. Кенденбиля «Чечен и Белекмаа». Ставились произведения авторов др. нац. республик, рус. и зарубеж. классика.
В репертуаре театра – мировая и рус. классика: «Король Лир», «Ромео и Джульетта», «Двенадцатая ночь» В. Шекспира, «Вишневый сад» А. Чехова, «Маленькие трагедии» А. Пушкина, «Ревизор», «Игроки» Н. Гоголя, «Без вины виноватые» А. Островского; произведения тувин. драматургии: «Хайыран бот» В. Кок-оола, «Проделки Долумы» К.-Э. Кудажи, «Долина печальной любви» Ч. Ондара, «Жертвоприношение» Э. Мижита и др. Спектакль «Кто ты, Субэдэй?» Э. Мижита завоевал гран-при междунар. театр. фестиваля тюркоязычных народов «Туганлык» (Уфа, 2000). В 2000 театр удостоен звания «Театр года» и зол. медали им. акад. Д. Лихачева на конкурсе, учрежденном газ. «Культура». Спец. премией «За освоение мировой драматургии в национальном театре» была отмечена постановка трагедии В. Шекспира «Король Лир» на фестивале «Науруз» (Казань, 2002).
В 1960-е гг. в Туве организованы народ. театры в Чаданском и Кызыльском р-нах.
Мастерами тувин. театр. искусства стали М. Мунзук (исполнитель роли Дерсу Узала в одноим. фильме А. Куросавы), К. Мунзук, В. Кок-оол, В. Оскал-оол, В. Монгальбин, О. Намдара, Н. Ользей-оол, К. Хензиг-оол, Л. Севильбаа, Е. Кендебиль, Х. Конгар, Б. Бады-Сагаан и др.
Лит.: Тавакай А. Твои артисты, Тува // Нева. 1955. № 3; Алянский Ю. Далекое и близкое // Театр. 1956. № 8; Киссельгоф А. В далекой Туве // Театральная жизнь. 1958. № 6; Калзан А. К вопросу о закономерностях развития тувинской драматургии // Уч. зап. Тувинского НИИ языка, литературы и истории. Кызыл, 1961; Театральная энциклопедия. М., 1967. Т. 5; Многоязыкий театр России. М., 1980.
Г.М. Запорожченко, Л.И. Пыстина