ТЮМЕНЬ, город, адм. центр Тюменской обл., расположен на берегах р. Тура (приток Тобола), в 2 144 км к востоку от Москвы. Реч. порт и круп. перевалочная база грузов с водного пути на ж.-д. Узел ж.-д. линий. Аэропорт. С 1586 – острог, с 1589 – центр одноим. уезда в составе Тобольского разряда (до 1708), Сибирской губ. (до 1719), Тобольской губ. (в 1764–82, 1798–1918), Тобольского наместничества (1782–98). В 1918–22 – центр Тюменской губ. и одноим. уезда в ее составе, в 1923–30 – центр Тюменского окр. в составе Уральской обл., в 1934 – центр Обь-Иртышской обл., в 1934–44 – в составе Омской обл.; с 1944 – адм. центр Тюменской обл. Числ. населения (тыс. чел.): конец XVII в. – ок. 2,0; 1763 – 6,6; нач. XIX в. – 8,3; 1869 – 13,8; 1897 – 29,5; 1912 – 32,2; 1923 – 42,4; 1939 – 79,0; 1959 – 150,0; 1970 – 269, 0; 1979 – 358,9; 1989 – 475,6; 1998 – 501,4; 2002 – 519,7; 2007 – 549,9.
Т. – первый рус. город в Сибири, заложенный воеводами В. Сукиным, И. Мясным и письменным головою Д. Чулковым в июле 1586 на месте древнего городища, столицы Тюменского ханства, находившейся рядом с татар. селением Чимги/Цинги-Тура, упоминаемой в ист. источниках с XIV в. Тюменское ханство именовалось «Великой Тюменью». «Тумэн» («тюмян») на тюркских яз. означает «низовье реки», низменность. Этим же словом обозначалось и войсковое соединение в 10 тыс. чел. В 1-й трети XVII в. часто подвергался набегам кочевников, что нашло отражение в «Повести о городах Таре и Тюмени» (1634). В окт. 1695 деревян. город сгорел, после этого стало развиваться камен. стр-во. В адм. отношении Т. сразу же попала «в тень» возникшего годом позже Тобольска. В нач. XX в. Т. служила круп. перевалочным пунктом для переселенцев и ссыльных, здесь находился приказ о ссыльных, регистрировавший и расселявший их по Сибири. В 1905–07 в Т. набирает силу социал-демокр. движение, организуются забастовки, митинги, демонстрации. В янв. 1918 в Т. установлена сов. власть. В кон. июля Т. была захвачена частями Чехословацкого корпуса. В марте 1919 произошло восстание мобилизованных в белую армию, подавленное мест. гарнизоном. В 1921 в Тюменской губ. началось крест. восстание (см. Западно-Сибирский мятеж); в февр. повстанцы подступили к Тюмени, но захватить город не решились. В 1921–23 жители Т. испытали тяжелейший голод: по офиц. данным, в городе насчитывалось 5 тыс. голодающих. В годы Великой Отечественной войны Т. стала круп. пром. и реабилитац. центром. В разные годы в Т. проживали: сиб. историк и географ Н.А. Абрамов (1851–53), инж.-электрик, чл. партии большевиков, нарком 1-го большевист. пр-ва Л.Б. Красин (1882–87), поэт В.В. Князев (кон. XIX в.), писатель М.М. Пришвин (1889–92), музыкант и издатель А.М. Ахромеев (1893–1920); проезжали: Г.Ф. Миллер (1740), обществ. и гос. деятель А.Н. Радищев (1790, 1797), наследник престола Александр Николаевич (1837), амер. журналист Дж. Кеннан (1886), будущий имп. Николай II (1891), гос. деятель М.И. Калинин (1920).
Отсутствие у Т. значит. управленч. функций наложило соотв. отпечаток на хар-р его экон. жизни, на соц. состав населения. В XVI и XVII вв. осн. население Т. – служилые люди. Район ясачного сбора в Тюменском у. был сравнительно небольшой, тюмен. служилые люди очень редко привлекались к участию в больших походах на др. земли, поэтому они всю свою деят-ть направили на занятия земледелием, торгами и промыслами, значительно потеснив из этой сферы деят-ти собственно посадских людей. Т. имела выгодное геогр. положение – разветвленная речная система, начинавшаяся на Туре, позволяла глубоко проникать на юг, поэтому здесь очень рано появилась речная судоверфь, где строились и ремонтировались суда, плавающие по Оби и Иртышу. Через Т. также проходила сухопутная дорога, благодаря чему здесь очень рано возник транспорт. промысел – постройка и ремонт транспорт. средств: зимой – саней и дрог, летом – телег и колес. На базе обслуживания путников рождаются и др. тюмен. промыслы – шитье теплой зимней одежды и теплых пологов к саням, шитье кожаных мешков для перевозки особо ценной пушнины. В кон. XVII в. в Т. построен 1-й гостиный двор, где рядом с тамож. избой находились кружечный и постоялый дворы. Во время приезда торговцев здесь стихийно открывается ярмарка, официально узаконенная в кон. века. В нач. XVIII в. Т. была круп. транзит. пунктом торговли, широкое развитие получили кузнечное, колокольное, мыловаренное пр-ва. Т. славилась произв-вом мебели и др. изделий из дерева. В 1760-х гг. в Т. насчитывалось 813 ремесленников 40 специальностей (352 чел. занимались изготовлением обуви, 309 – ремонтом и постройкой транспорт. средств, 30 – произв-вом предметов роскоши и дорого быта, 6 – изготовлением различ. снеди). Однако тер. Тюменского у. была малоемким рынком, недаром в шутку Т. называли «столицей деревень». Население, разбросанное по многочисл. деревням, вело натур. крест. хоз-во и мало нуждалось в новых товарах. Попытка завести под Т. небольшой колокольный з-д по произв-ву почтовых колокольчиков окончилась неудачей. В XIX в. город стал одной из крупнейших в России баз речного судостроения. В 1836 в Т. был спущен 1-й в Сибири пароход. В 1864 открыт 1-й в Сибири водопровод, построенный на пожертвования мест. купцов.
В 1865 учрежден обществ. гор. банк с осн. капиталом в 18 тыс. руб. В 1868 был основан пивоваренный з-д Н.М. Давыдовской, тюменское пиво «Кульбахерское», «Экстра», «Кабинетное» и др. считалось лучшим на Урале, его отмечали на междунар. выставках. Фруктовые напитки, изготовленные на основе мест. минер. воды, получили зол. медали в Брюсселе и Мадриде. С постройкой в 1885 ж. д. Екатеринбург–Тюмень, а в 1912 – Тюмень–Омск экон. значение Т. еще более возросло. В Т. Развивались лесная, рыбная, консервная пром-ть, ковроткацкое пр-во, гужевой транспорт. В 1895 грузооборот тюмен. пристаней превышал 12 млн пуд.: на 20 пристанях работало 6 тыс. грузчиков; размещались важнейшие пароход. компании Сибири. В нач. XIX в. в Т. насчитывалось 1937 домов, 2 училища, 32 фабрики, 272 лавки, 3 трактира и 15 питейных домов. Революция и Гражданская война нанесли значит. урон экон. развитию города. В 1920–30-е гг. восстанавливались действовавшие при царской власти и создавались новые пром. произв-ва. С 1925 по 1940 проведено сетевое радиовещание, началось движение автобусов, построены новая гор. электростанция. В 1934 начал действовать аэропорт. Эвакуация в Т. в годы Великой Отечественной войны 22 заводов послужила стимулом к послевоен. пром. росту города. В 1950-х гг. в Т. действовали: «Строймаш», заводы автотракторного электрооборудования (АТЭ), аккумуляторный, пластмасс, химико-фармацевтический, судостроительный, фанерокомбинат, деревообрабат. комбинат (ДОК) «Красный Октябрь». В дальнейшем вступили в строй заводы: судоремонтный, мед. оборудования, электромеханический, кузнечно-прессового оборудования, молочный, ф-ка клавишных инструментов и 2 швейные фабрики, комбинат силикатных и железобетонных изделий, ТЭЦ и др. предприятия. Открытие месторождений нефти и газа на территории области стало новой страницей в истории Т. Их освоение началось в I960–70-е гг. В 1966 начато стр-во ж. д. Тюмень–Тобольск–Сургут–Нижневартовск. В 1967 создано Тюменское упр-ние гражд. авиации. Мн. предприятия города начали работать на нефтегаз. комплекс. Тюмен. авиаторы доставляли геодезистов, топографов, геологов, буровиков, строителей разных специальностей и оборудование в самые труднодоступные точки. Речники осваивали новые водные пути на многочисл. реках Зап. Сибири. Т. стала исходным и перевалочным пунктом по доставке грузов на Север. В 1970 на ул. Т. появился 1-й троллейбус. Современная Т. – один из круп. городов Зап. Сибири, в к-ром сосредоточено большое кол-во круп. пром. предприятий. По объемам пр-ва наиб. вклад в экономику города вносят предприятия машиностроения и металлообработки (45 %), медицинской (13 %), пищевой (16,6 %), лесной и деревообрабат. (9,4 %) пром-ти. В Т. сосредоточено более 100 круп. и ср. пром. предприятий, среди к-рых есть и такие, чья продукция хорошо известна по всей стране. Это ОАО «Тюменский аккумуляторный з-д», «Тюменский з-д мед. оборудования и инструментов», «Тюменские моторостроители», «Тюменский фанерокомбинат» и другие. Предприятиями города производится 44 % всей пром. продукции Тюменской обл.
На протяжении всей своей истории Т. являлась круп. культур. центром Сибири: в 1761 при мужском монастыре открывается латин. школа, в 1789 – малое народ. училище. В 1845 в Т. имелось уже 2 училища: уездное (с 1874 – городское) и Заречное приходское. В 1859 открыта 1-я жен. школа, в 1879 – Александровское реальное училище, в 1905 – нач. училище, в 1910 – коммерч. училище, в 1914 – русско-татар. школа. В 1919 в Т. насчитывалось ок. 30 школ, 4 высш. нач. училища (2 муж. и 2 жен.), ремесл. школа и неск. приходских учеб. заведений. В сер. XIX в. в Т. появляется театр. В нач. 1890-х гг. – цирк, в 1910-х гг. – 1-е кинотеатры. В нач. XX в. в городе действовало 5 благотворит. об-в, 2 б-ки (городская и библиотека Тюменского комитета попечительства о народной трезвости). В 1869 открыта 1-я типография, с 1879 началась период. печать, с 1897 издавалась «Сибирская торговая газета», освещавшая коммерч. жизнь всей Сибири. В сов. время Т. становится городом науки, культуры и спорта. В городе построены новые специализир. предприятия, проект. институты, вузы. В 1920 открылся с.-х. техникум (с 1959 – с.-х. ин-т); в1926 – ж.-д. училище, в 1930 – агропедагогический ин-т (с 1934 – учительский ин-т, затем – гос. пед. ин-т, с 1973 – гос. ун-т). Сейчас в Т. работают 14 НИИ и проект. орг-ций, гос. ун-т, мед. академия, институты: индустриальный, инженерно-строительный, с.-х., искусств и культуры, десятки сред. спец. и общеобразоват. учеб. учреждений. Действуют 3 театра, филармония, цирк, краевед. музей (основан в 1879) с неск. филиалами в Тюмени и на оз. Андреевском, музей изобразит. искусств (1957) и др. Зарегистрированы общины: православные, мусульманские, католическая, иудейская, Армянской Апостольской Церкви, Свидетелей Иеговы, кришнаитов и неск. протестантских орг-ций различ. направления.
Среди архит. сооружений выделяются здания бывш. коммерч. училища (1910–14), гостиного двора (1835–38) и гор. управы (1-я четв. XIX в., ныне – Тюменский обл. краевед. музей), почтовой конторы (1800-е), архит. комплекс Троицкого мужского мон-ря (первоначально Преображенский мон-рь, осн. в 1616), включающий Троицкий собор (1709–15), Петропавловскую церковь (1755), 2-этажные настоятельские покои (1739). В 25 км к югу от Т. – бальнеогрязевый курорт Малый Тараскуль.
Герб утвержден в 1785: в верх. части щита герб Тобольский. В нижней – в синем поле серебр. река с плывущим по ней с зол. мачтою дощаником, в знак того, что он сего города начинается плавание по рекам всей Сибири. В 1993 ист. герб 1785 был восстановлен в кач-ве офиц. символа Т.
Совр. герб утвержден в 2005: в лазоревом поле, на серебр. реке изображен плывущий зол. дощаник с 2 двухкосичными вымпелами на мачте и на носу. Щит увенчан зол. башенной короной с 5 зубцами. Щитодержатели: стоящие на зол. трофее черные бобр (справа) и лис (слева). Девиз: «ОТ СЕГО ГРАДА НАЧИНАЕТСЯ» начертан серебром на лазоревой ленте. Направление гл. фигуры – дощаника – влево, вопреки правилам означает то, что Сибирь – за Уралом. Корона символизирует Т. как столицу субъекта РФ. Бобр символизирует осмысленный созидат. инж. труд и богатство недр, а его черный цвет означает благоразумие и осмотрительность. Лис ассоциируется с умом и самостоятельностью. Кроме того, лис обозначает богатство податное, т. е. богатство за счет населения.
Лит.: Буцинский П.Н. Заселение Сибири и быт первых ее насельников. Харьков, 1889; Громыко М.М. Западная Сибирь в XVIII веке. Новосибирск, 1965; Заварихин С.П. Ворота в Сибирь. М., 1981; Щученко Б.А. Тюмень архитектурная. Свердловск, 1984; Тюмень – ворота Сибири. Свердловск, 1986; Зах В.А., Матвеева Н.П. Археологические путешествия по Тюмени и ее окрестностям. Тюмень, 1994; Кружинов В.М. Тюмень: вехи истории. Екатеринбург, 1994; Ермаков И.И, Пантюхина Е.А. Почетные граждане города Тюмени (1867–1995). Екатеринбург, 1996; Абрамов Н.А. Город Тюмень: Из истории Тобольской епархии. Тюмень, 1998; Высшая школа Тюмени на рубеже веков: Сб. статей. Тюмень, 2000; Беспалова Л.Г. Тюмень: Из дальних и близких лет. Тюмень, 2001; Кубочкин С.Н. Тычковка, Сараи, Потаскуй. Из истории Тюменских окраин XIX – нач. XX в. Тюмень, 2002.
Н.И. Азов, Д.Я. Резун