Учительские институты

УЧИТЕЛЬСКИЕ ИНСТИТУТЫ, спец. проф.-пед. учеб. заведения для подготовки учителей гор. (с 1912 – высш. нач.) училищ в дорев. России. Являлись муж. ср. учеб. заведениями. Ежегодно в У. и. набирали 25 чел. не моложе 16 лет всех сословий, правосл. вероисповедания, с образованием не ниже гор. училища и пед. стажем. Программа обучения, рассчитанная на 3 года, предусматривала изучение общеобразов. и психол.-пед. дисциплин. Для практ. занятий при У. и. функционировали образцовые гор. училища. В 1902–20 в Сибири открыты 9 У. и.: Томский (1902), Иркутский (1909), Омский (1912), Хабаровский (1914), Тобольский (1916), Красноярский (1916), Новониколаевский (1917), Владивостокский (1917) и Читинский (1920). Создание У. и. в регионе вызвано объектив. потребностями соц.-экон. развития страны на рубеже XIX–XX вв., распространением школ, повышением спроса на качеств. образование и острым дефицитом учит. кадров (по данным 1908, менее трети учителей гор. училищ в Сибири имели необходимую квалификацию). По назначению Мин-ва народ. просвещения должности директоров сиб. У. и. занимали авторитет. рос. педагоги М.А. Водяников, И.А. Успенский, П.Н. Жданов, Ф.Г. Шубин, И.Н. Сафонов, Г.Я. Маляревский, В.К. Соболев, А.П. Медведков, А.К. Волнин и др. Преподавателями осн. дисциплин являлись выпускники рос. университетов и духов. академий, обществ. деятели, изв. ученые, путешественники и художники В.В. Сапожников, П.Ф. Ломовицкий, А.М. Орлов, В.И. Шумилов, Н.И. Молотилов, А.Н. Седельников, А.П. Детищев, С.Д. Лобанов, Р.Я. Микельсон, А.И. Мокроусов, К.П. Горшенин, С.Д. Львов, В.И. Баранов, П.Л. Драверт, А.М. Гневушев, С.М. Прохоров, М.М. Поляков, А.В. Анохин, П.П. Чукомин и мн. др. Сиб. педагоги активно работали над совершенствованием учеб. процесса и программ, применяли демокр. принципы в учебно-воспитат. работе, участвовали в общерос. движении за преобразование У. и. в высш. учеб. заведения. Реализация такой реформы стала возможной после Февр. революции: статус У. и. повышался до уровня «выше среднего», вводилась специализация по 3 отд-ниям – словесно-ист., физ.-мат., естеств.-геогр.; утвердилась вузов. система преподавания и демокр. принципы орг-ции учеб. процесса, открыт доступ к обучению женщинам. С утверждением на тер. Сибири сов. власти У. и. окончательно преобразовываются в высш. учеб. заведения. Весной 1920 здесь в соотв. с планом, действовавшим на тер. РСФСР с 1919, началась реорганизация пед. учеб. заведений в высш. институты народ. образования (ИНО) для подготовки педагогов для I и II ступени «Единой трудовой школы», внешкол. и дошкол. обучения. Сиб. ИНО формировались в первую очередь на базе У. и. и сохраняли часть пед. коллективов и принципы орг-ции учеб. процесса этих заведений. Сложности переход. периода, соц.-экон. кризис, последствия Гражданской войны и др. не позволили большинству ИНО начать полноценную работу. По решению СибОНО весной 1922 их заменили 2-годичные учит. школы и курсы для ускорен. подготовки учителей. В 1921 Иркутский ИНО вошел в состав мест. университета в кач-ве пед. фак-та. Восстановление системы высш. спец. пед. образования в Сибири стало возможным только в 1-й пол. 1930-х гг. с созданием пед. институтов.

Ведущую роль в подготовке учит. кадров играли старейшие в регионе Томский и Иркутский У. и., обладавшие богатыми пед. традициями и наиб. развитой учебно-метод. базой. За период своего существования сиб. У. и. подготовили не менее 800 специалистов, среди к-рых известные ученые, писатели, талант. педагоги и засл. учителя школ. Деят-ть У. и. в Сибири способствовала стабильному увеличению доли квалифицир. преподавателей в школах региона и стала важным условием развития школ. системы, распространения и повышения качества образования и грамотности населения. Институты вели актив. обществ.-просвет. деят-ть и являлись пед. центрами регионов: при них работали краткосроч. пед. курсы, пед. об-ва, музеи. Коллективы преподавателей состояли из высококвалифицир. специалистов, подвижников дела развития народ. образования. Они внесли значит. вклад в развитие пед. и школ. образования региона и всей страны.

У. и. вновь созданы в 1934–36 и функционировали до сер. 1950-х гг.

Лит.: Шамахов Ф.Ф. Учительские институты дореволюционной Западной Сибири // Уч. зап. Томского гос. пед. ин-та. 1952. Т. 9; Учительские институты в России. Челябинск, 1975; Широкова М.П. Зарождение и становление профессионально-педагогического образования в Сибири (конец XIX – начало XX вв.) // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2000. № 20. Вып. 4; Войтеховская М.П., Кочурина С.А. Томский учительский институты: возвращенная история. 1902–1920 годы. Томск, 2002; Учительские институты Западной Сибири. 1902–1920 гг.: Сб. документов и материалов. Томск, 2005.

С.А. Кочурина