Улан-удэнский авиационный завод

УЛАН-УДЭНСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ЗАВОД, ОАО. Единств. предприятие в России, выпускающее одновр. самолеты и вертолеты. Уровень технологий позволяет проводить на месте как наземные, так и летные испытания.

История завода началась в 1939 с авиаремонт. специализации. Для ремонта моторов сюда доставлялись истребители И-16 и бомбардировщики СБ. Произв-во самолетов началось в годы Великой Отечественной войны. В 1942 предприятие, получившее наим. «завод № 99», приступило к выпуску бомбардировщиков Пе-2, в 1943 – истребителей Ла-5. В 1944–46 на предприятии производились истребители Ла-7, с 1946 до нач. 1950-х гг. – истребители Ла-9. В связи с переходом воен. авиации на реактив. двигатели завод наладил выпуск реактив. учеб.-трениров. истребителей МиГ-15 УТИ.

Новый этап в развитии завода в 1956 связан с переходом на выпуск поршневых вертолетов соосной схемы (Ка-15, затем Ка-18). С этого момента спектр выпускаемой продукции существ. расширился. В нач. 1960-х гг. на заводе производились крылатые ракеты мор. и назем. базирования, в 1961–65 – высотные самолеты-разведчики и самолеты-мишени Як-25РВ, а в кон. 1960-х гг. – пассажир. самолеты Ан-24Б. В 1965–75 для ВМФ СССР и ряда соц. стран изготавливались газотурбин. палубные вертолеты Ка-25.

С 1970 важнейшим направлением деят-ти завода становится выпуск различ. вариантов многоцелевого вертолета Ми-8. Впоследствии на базе этой модели появились модификации Ми-8АМТ (экспорт. марка Ми-171) и Ми-8АМТШ (Ми-171Ш) с более мощными и экономичными двигателями. В 1977 началось произв-во сверхзвуковых истребителей-бомбардировщиков МиГ-27М. В 1980-е гг. вместо них стали выпускать учеб.-боевые самолеты Су-25УБ. Выпущена небольшая серия палубных учеб.-тренир. самолетов Су-25УТГ. В кон. 1980-х гг. из-за сокращения гос. заказа объемы произв-ва резко уменьшились, завод стал искать заказчиков в др. странах. В 1989–93 он совместно с др. предприятиями России по лицензии осуществлял произв-во модернизир. одноместных штурмовиков Су-39. В 2000 налажено произв-во нового летат. аппарата – экраноплана.

В общей сложности за 60 лет на заводе произведено более 8 тыс. летат. аппаратов. В нач. XXI в. предприятие выпускает вертолеты Ми-8Т и Ми-8АМТ (Ми-171), универс. транспортно-боевой вертолет Ми-8АМТШ, а также осуществляет техн. обслуживание вертолетов марок «Ка» и «Ми». Завод сохраняет мощности по выпуску штурмовиков Су-25 и Су-39. На экспорт поставляются вертолеты Ми-171 и Ми-171Ш, самолеты Су-39 (страны-импортеры: Алжир, Бангладеш, Иран, Йемен, Китай, Пакистан, Словакия, Узбекистан, Украина, Чехия, Шри-Ланка, Бразилия, Эквадор, Мексика, Колумбии и Перу). Налажен выпуск непрофильной продукции – зернодробилок и зап. частей к с.-х. машинам.

Лит.: Улан-Удэ: история и современность. Улан-Удэ, 2001.

А.Д. Бирюков